Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание

Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Содержание

Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
Экологическая политика государства…………………………………...17
Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
Список использованной литературы ……………………………………51

Работа состоит из  1 файл

Природопользование.docx

— 657.83 Кб (Скачать документ)

Экологическая политика государства.

Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу.

Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов  относительно экологических показателей  её деятельности, которая создает  основу для разработки конкретных целей  и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое  определение: «Политика экологическая  — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая  стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины  их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование  природных ресурсов.

Виды  экологической политики:

Глобальная  — проведение международных, политических и внешнеэкономических акций  с расчетом экологических ограничений  в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных  ресурсов и их распределение между  с странами.

Государственная — социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная  на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.

Региональная  экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.

К местной  экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга;осуществление  государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств;организация  разработки местных экологических  программ и проектов.

Корпоративная экологическая политика. После получения  экологией доминирующего статуса  в системе общественных ценностей  предприятие уже не может обойтись без отображения своей экополитики  в долгосрочных планах. Экополитику  сельско-хозяйственного объекта необходимо рассматривать как стратегический элемент долгосрочного планирования.

Принимаемые в нашей стране экологические  программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая  политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного  прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось  второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались  в программных правительственных  документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсив-аых  факторов. Страна обладала огромными  запасами природного сырья, поэтому  создавалась иллюзия, что оно  никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические  процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические  и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное  воздействие на окружающую среду  достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.

Необходимо  пересмотреть отношение человека к  природе. Еше в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного  взаимодействия человека и природы  рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая.победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.

Сейчас  очевидна острая необходимость в  сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения  в масштабах и глубине энерговещественного  обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная  среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением  нарушенных экологических связей. Деградирующая  природа препятствует нормальному  ходу воспроизводства как общественного  продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.

Загрязненные  воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают  продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения  коррозии материалов из-за загрязнения  атмосферы износ промышленного  оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения  среды достигает 0,8% их стоимости. Вследствие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным - 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственных районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%.

Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования  людей, кроме того, обусловливает  и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения. 

Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются  сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее трети вовлекаемых в народно-хозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.

Необходимость осуществления экологической программы  должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе  она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности  развитие системы мониторинга, а  также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической  информации. Данные по загрязнению  окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической нравственности имеет и экологическое образование, так как для того, чтобы правильно  применять законы природы, нужно  прежде всего знать их. Осознание  необходимости перемен в сфере  экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение  определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации  в деловом мире и т. п. В любом  случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях. 

Региональная  экологическая политика

Защита  окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом  на регионы. Ведь они непосредственно  страдают от нарушения нормального  состояния среды обитания и, к  тому же, обладают необходимой информацией  для отслеживания обстановки и принятия мер. За "центром" остаются научное  обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных  климатических зон и освоенности  территорий, экологическая оценка и  согласование проектов строительства  крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.

Поэтому говоря о единой системе экологической  защиты, нужно прежде всего иметь  в виду региональную организацию  экологической службы. Основными  направлениями ее деятельности являются :

- контроль  за соблюдением природопользователями  (предприятиями, организациями, физическими  лицами) экологических требований  в соответствии с действующими  нормативами;

- обязательная  экологическая оценка новых объектов  строительства и в случае недостаточной  экологической надежности запрет на их строительство;

- содействие  развитию предпринимательства, способствующего  оздоровлению окружающей среды.

В то же время реализация программ и мероприятий  по нормализации обстановки в зонах  экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления. 

Роль  предпринимательской  деятельности в улучшении  экологической обстановки.

Важнейшее направление работы органов экологической  службы:

- содействие  созданию и стимулированию деятельности  предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.

Отрицательное воздействие на окружающую среду  может быть полностью или в  значительной степени нейтрализовано путем;

- переработки  отходов в товарную продукцию  с применением экологически чистых технологий;

- повышения  степени использования природных  ресурсов; Небольшие объемы отходов  и недоиспользованных сырьевых  ресурсов могут быть успешно  освоены малыми и средними  предприятиями. Например, отравляющие  вещества можно перерабатывать  в чистый мышьяк. Заместитель  начальника управления Министерства  РФ по сотрудничеству с государствами  - членами СНГ по проблемам  финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с этим мышьяком  пустят на мировой рынок, мы  завалим им всю электронную  промышленность планеты. Но на  создание опытной установки необходимо  как минимум 20 млрд. рублей." Другой  пример

- производство  чистой питьевой воды. Можно организовать  серийный выпуск недорогих очистных  установок. В России есть хорошие  опытные образцы такой техники. В экологии немало направлений, способных принести доход.

Для успешного  содействия развитию предпринимательства, ориентированного на оздоровление экологической  обстановки необходимо создать благоприятную  для предпринимателей среду. Помимо финансовых и правовых льгот, которые  предусмотрены для малого бизнеса  независимо от характера его деятельности, предприятиям, способствующим оздоровлению природной среды, необходимо предоставить льготное налогообложение вплоть до полного освобождения от муниципальных  налогов. Только при такой поддержке  малые и средние предприятия, часто работающие в неблагоприятных  производственных условиях (низкокачественное  сырье, плохие транспортные связи и  т.п.) смогут достичь рентабельности продукции, достаточной для того, чтобы привлекать потенциальных  предпринимателей. Наряду с этим, следует  создавать региональные фонды поддержки предпринимательства. Они должны обеспечивать льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства и реконструкции таких предприятий, в частности и за счет поступлений в виде штрафных платежей за экологические нарушения, а также добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти, заинтересованных в экологической чистоте среды обитания.

Помимо  финансовых льгот, непременным условием широкого привлечения предпринимательства  к природоохранной деятельности является создание в регионе экологического информационного центра, располагающего подробными сведениями об экологически неблагополучных объектах и возможных  профилях промышленных предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды.

Мало освоена, но перспективна в нашей стране такая сфера деятельности как страхование в области экологии. Система страхования заключается в следующем. Местные власти выделяют на своей территории несколько промышленным предприятий, представляющих наибольшую экологическую   угрозу. Они должны выплачивать страховой компании определенную сумму. Деньги начинают работать, и часть из них идет на природоохранные нужды. Сложность заключается в том, что кто-то должен определить перечень страховых сумм на случай аварии. Если на предприятии произойдет какое-либо ЧП, убытки будет оплачивать страховая компания. поэтому в компании должен быть солидный уставный капитал. Страхование является одним из немногих способов, позволяющих выйти из финансового кризиса, в котором находится российская экология. Деньги, накопленные за счет страхования, можно было бы выделять на развитие таких областей, которые никогда не принесут прибыли.

Кроме того, необходимо утвердить систему  штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических  требований. По данным контроля за окружающей средой на нарушителей установленных  правил налагаются сейчас различные  штрафные санкции. Однако в существующей форме они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических  процессов. Предприятиям обычно проще  уплатить предусмотренный штраф, чем  идти на значительную реконструкцию  производства, Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи  относятся на себестоимость продукции  и не влияют на прибыль предприятия.

Поэтому необходимо изменить систему штрафных санкций за нарушение экологических  нормативов - ввести подвижную шкалу  штрафов - чем дольше во времени предприятие  загрязняет окружающую среду, тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх нормы должна прогрессивно расти и плата. При этом источником выплаты штрафов должна быть прибыль. Установленную систему платежей целесообразно пересматривать в сторону ужесточения хотя бы раз в два—три года.

Финансирование  природоохранных  мероприятий в  Российской Федерации.

Информация о работе Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения