Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание

Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Содержание

Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
Экологическая политика государства…………………………………...17
Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
Список использованной литературы ……………………………………51

Работа состоит из  1 файл

Природопользование.docx

— 657.83 Кб (Скачать документ)

4. Для  достижения поставленных целей  организация должна выработать  программу экологического менеджмента.  Программа должна определять  ответственных, средства и сроки  для достижения целей и задач.

5. В  организации должна быть определена  соответствующая структура ответственности.  Для обеспечения работы этой  системы должны быть выделены  достаточные человеческие, технологические  и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен  выполняться ряд требований по  обучению персонала, а также  по подготовке к нештатным  ситуациям.

7. Организация  должна осуществлять мониторинг  или измерение основных параметров  той деятельности, которая могут  оказывать существенное воздействие  на окружающую среду. Должны  быть установлены процедуры для  периодической проверки соответствия  действующим законодательным и  другим требованиям. 

8. Должен  проводиться периодический аудит  системы экологического менеджмента  с целью выяснения, соответствует  ли она критериям, установленным  организацией, а также требованиям  стандарта ISO 14001, внедрена ли и  работает ли она надлежащим  образом. Аудит может проводиться  как самой компанией, так и  внешней стороной. Результаты аудита  докладываются руководству компании.

9. Руководство  организации должно периодически  рассматривать работу системы  экологического менеджмента с  точки зрения ее адекватности  и эффективности. Обязательно  должен рассматриваться вопрос  о необходимых изменениях в  экологической политике, целях и  других элементах EMS. При этом  должны приниматься во внимание  результаты аудита, изменившиеся  обстоятельства и стремление  к "постоянному улучшению". Вообще, в основе требований стандарта  лежит открытый цикл "план - осуществление  - проверка - пересмотр плана".

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга  и т.п. должны документироваться.

Стандартом  подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с  общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные  за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные  с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему  документооборота.

Ситуация  в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может  оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих  сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны  приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых  услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского  экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие  шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Проблемы ISO 14000

Если  компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии  с участием деловых кругов, государственных  органов и общественных организаций

С одной  стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для  сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном  уровне. С другой стороны, высказываются  опасения, что стандарты создают  благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных  производств в развивающиеся  страны. Компания может быть сертифицирована  в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах  может облегчить положительное  отношение к крупным иностранным  инвесторам, а также развитая коррупции.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость - организация  сама ставит для себя цели в области  охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений  о "постоянном улучшении" и "предотвращении загрязнений" является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента  и сокращать загрязнения. Их оппоненты  считают, что эта гибкость чрезмерна - предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать  требованиям стандарта. Иногда высказывается  мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием  количественных требований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с  национальной нормативной базой. Некоторые  консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования  и на национальном уровне, придя на смену "командным" методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что "компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами". Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной  темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется  стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая  политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений "заинтересованных сторон". С другой стороны, отмечается, что экологическая  политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит  весьма общий характер. Высказываются  также предложения предусмотреть  в стандартах те или иные механизмы  общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные  организации ECOLOGIA и Green Seal принимают  участие в разработке документа ISO 14031 ("Руководство по оценке экологических  аспектов деятельности"). 
 
 
 
 
 

Мероприятия по рациональному  природопользованию при разработке генеральной  и региональной схем расселения.

Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной  организации  производительных сил Российской Федерации.

    1. Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации (генеральная схема расселения) является долгосрочным документом, имеющим проблемно - целевой характер.

    2. Основной задачей генеральной схемы расселения является определение основных направлений совершенствования расселения на территории России в увязке с комплексным прогнозом развития и размещения производительных сил Российской Федерации, экологическим состоянием окружающей среды, федеральными и межрегиональными инженерно - транспортными инфраструктурами с учетом сложившихся взаимосвязей поселений и территорий в целях обеспечения условий целостного градостроительного развития страны, формирования безопасной и здоровой среды обитания, выработки предложений по устойчивому развитию систем поселений, сохранению природного и историко - культурного наследия.

    3. В генеральной схеме расселения определяется государственная политика в области расселения и организации территорий Российской Федерации, зонирование территорий, даются обоснования особенностей территориальной организации и расселения в границах важнейших межрегиональных объектов и территорий федерального значения и особого регулирования градостроительной деятельности, определяются основные принципы проведения политики в области расселения и организации территории на региональном уровне.

    4. Первоочередные меры по реализации генеральной схемы расселения разрабатываются на основе приоритетов стратегии социально - экономического развития Российской Федерации с учетом интересов Федерации и ее субъектов, реализация которых требует государственной поддержки, включая вопросы расселения мигрантов, военнослужащих, обустройство приграничных территорий, разработку проектов нормативных правовых актов, проведение специальных и фундаментальных научных исследований и проектных работ в области расселения и градостроительства.

    5. Генеральная схема расселения является основой для разработки схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил отдельных регионов - территорий субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования; схем и проектов районной планировки; отраслевых схем и проектов инженерно - транспортной инфраструктуры; иной документации межрегионального и регионального значения.

    6. Положения генеральной схемы расселения являются основой для всех видов градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

    Разработка федеральных, межрегиональных,  региональных и местных целевых  программ и программ социально  - экономического развития, размещение  и проектирование новых, расширение  и реконструкция крупных федеральных  народно - хозяйственных комплексов, проектирование и строительство  новых городов, курортов, других  важнейших территориальных объектов  должны осуществляться с учетом  основных положений генеральной  схемы расселения.

    7. Состав, содержание и утверждаемая часть генеральной схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации определяются заданием на проектирование.

    8. Основные положения генеральной схемы расселения представляются в Правительство Российской Федерации для учета при подготовке региональной политики и разработке проектов федеральных целевых и социально - экономических программ.

Региональная  схема расселения, природопользования и территориальной  организации производительных сил.

    1. Региональная схема расселения разрабатывается на территории экономических и крупных географических районов, природно - климатических зон, оздоровительных, курортных и рекреационных территорий, национально - государственных и административно - территориальных образований, а также приграничных регионов.

    2. Граница территории, на которую разрабатывается региональная схема расселения, устанавливается в задании на проектирование схемы.

    3. Региональная схема расселения должна содержать оценку ресурсного потенциала и комплексный анализ территории, выявление проблем развития, прогноз формирования систем расселения и организации территории в специфических условиях региона, предложения по развитию федеральных, межрегиональных и региональных инженерно - транспортных инфраструктур, сохранению природного и историко - культурного наследия в границах проектируемого региона с учетом интересов административно - территориальных единиц, входящих в границы проектируемого региона.

    4. В региональной схеме расселения конкретизируются положения генеральной схемы расселения, определяется государственная политика в области расселения и организации территории данного региона, основные принципы проведения политики в области расселения и организации территории на местном уровне.

    5. Первоочередные меры по реализации региональной схемы расселения определяются с учетом специфики приоритетов социально - экономического развития проектируемого региона во взаимосвязи с социально - экономическими проблемами Российской Федерации и смежных регионов. Первоочередные меры включают обоснованный комплекс предложений, которые необходимо учитывать при разработке проектов федеральных и региональных целевых и социально - экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также перечень научных исследований и проектных работ в области расселения и градостроительства, имеющих региональное, межрегиональное и федеральное значение.

    6. В составе региональной схемы расселения разрабатываются графические материалы в масштабе 1:1000000 - 1:300000, включающие план современного использования территории, схему комплексной оценки территории и проектный план.

Информация о работе Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения