Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, реферат
Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
Экологическая политика государства…………………………………...17
Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
Список использованной литературы ……………………………………51
В современной системе государственного регулирования природопользования можно выделить:
Введение
платного природопользования направлено
на обеспечение учета
Среди
платежей за природные ресурсы можно
выделить плату за право пользования
природными ресурсами и за воспроизводство
и охрану природных ресурсов. Плата
за право пользования природными
ресурсами направлена на реализацию
прав собственника (государства или
частного лица, организации). Она представляет
собой способ изъятия ренты.
Другим
способом реализации платности природопользования
является введение штрафов, иных санкций
за нерациональной использование природных
ресурсов и загрязнение окружающей
среды. Штрафы и другие санкции налагаются
за несанкционированное
К системе экономического стимулирования рационального природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.
Создание
рынка природных ресурсов целесообразно
в условиях их дефицитности и возможности
получения средств от их продажи
на мировом или национальном рынках.
Купля-продажа природных
В развитии
системы ценообразования в
Во-первых,
цена продукции должна, возможно, более
полно учитывать степень ее экологической
безопасности. Экологически чистая продукция
должна быть привлекательна для потребителя
в ценовом отношении по сравнению
с продукцией, производство которой
связано с загрязнением окружающей
среды. Но производство такой продукции
не всегда обходится дешевле, поэтому
целесообразно, при наличии заменителей,
применять механизм косвенных налогов
на экологически опасную продукцию.
Во-вторых,
развитие прогрессивных в перспективе,
безотходных технологий оказывается
первоначально более
Экологические программы представляют собой систему мероприятий, связанных общей целью, источниками финансирования, материальными ресурсами. В реализации программ основную роль играет государство, так как сложность проблем, неопределенность экономической эффективности в обозримый промежуток времени, высокая капиталоемкость делают их непривлекательными для частного капитала. В то же время можно эффективно использовать в реализации программ частные предприятия в качестве конкурсантов для реализации тех или иных мероприятий.
Государственные программы направлены на:
Продажа
прав на загрязнение направлена на
оптимизацию затрат предприятий
с учетом наносимого им экологического
ущерба. На определенной территории вводится
лимит выбросов загрязняющих веществ.
Если предприятие расширяет
Экологическое
страхование представляет собой
страхование ответственности
Экологические
("зеленые") налоги призваны способствовать
решению следующих задач: сделать
стоимость продукции более
Экологические налоги могут выполнять стимулирующую роль для развития природоохранных технологий и производств, а также подавлять природоемкие виды деятельности. Государство в данном случае воздействует на поведение производителей и потребителей посредством влияния налогов на цену продукции, формируя желательные для общества спрос и предложение.
Государство может устанавливать систему налогового льготирования с учетом уровня экологичности производства или выпускаемой продукции. Могут освобождаться от прибыли инвестиции на цели охраны природы.
Пониженные
налоги часто применяются для
развития ресурсосберегающих и малоотходных
технологий.
Стандарт ИСО – 14000.
Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента.
Система
стандартов ISO 14000, в отличие от многих
других природоохранных стандартов,
ориентирована не на количественные
параметры (объем выбросов, концентрации
вещества и т.п.) и не на технологии
(требование использовать или не использовать
определенные технологии, требование
использовать "наилучшую доступную
технологию"). Основным предметом ISO
14000 является система экологического
менеджмента - environmental management system, EMS). Типичные
положения этих стандартов состоят
в том, что в организации должны
быть введены и соблюдаться
Такой
характер стандартов обусловлен, с
одной стороны, тем, что ISO 14000, как
международные стандарты, не должны
вторгаться в сферу действий национальных
нормативов. С другой стороны, предшественником
ISO являются "организационные" подходы
к качеству продукции, (например, концепция
"глобального управления качеством"
- total quality management), согласно которым ключом
к достижению качества является выстраивание
надлежащей организационной структуры
и распределение
Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.
Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
1. Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.
2. Национальный
- через создание существенного
дополнения к национальной
3. Международный - через улучшение условий международной торговли.
Система стандартов ISO 14000
Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:
Системы экологического менеджмента - Environmental Management Systems.
Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.
Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные - например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).
Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:
1. Организация
должна выработать
2. Организация
должна выработать и соблюдать
процедуры для определения
3. С
учетом значимых экологических
воздействий, законодательных