Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, реферат

Описание

Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Содержание

Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
Экологическая политика государства…………………………………...17
Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
Список использованной литературы ……………………………………51

Работа состоит из  1 файл

Природопользование.docx

— 657.83 Кб (Скачать документ)

В современной  системе государственного регулирования  природопользования можно выделить:

  • введение и расширение практики платного природопользования;
  • систему экономического стимулирования природоохранной деятельности;
  • установление платы за загрязнение окружающей среды;
  • развитие рынка природных ресурсов;
  • совершенствование ценообразования с учетом экологической целесообразности продукции и ее природоёмкости;
  • создание экологических фондов;
  • реализацию экологических программ;
  • продажу прав на загрязнение;
  • внедрение системы экологического страхования;
  • введение "зеленых" налогов;
  • совершенствование системы субсидий.
 

Введение  платного природопользования направлено на обеспечение учета экологического фактора в экономике, рациональное использование природных ресурсов.

Среди платежей за природные ресурсы можно  выделить плату за право пользования  природными ресурсами и за воспроизводство  и охрану природных ресурсов. Плата  за право пользования природными ресурсами направлена на реализацию прав собственника (государства или  частного лица, организации). Она представляет собой способ изъятия ренты. 

Другим  способом реализации платности природопользования является введение штрафов, иных санкций  за нерациональной использование природных  ресурсов и загрязнение окружающей среды. Штрафы и другие санкции налагаются за несанкционированное складирование  отходов, почворазрушающую обработку  земель, загрязнение почвы, воздушной  и водной среды токсичными материалами  сверх допустимых нормативов.

К системе  экономического стимулирования рационального  природопользования относят: налогообложение, субсидирование, льготное кредитование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию основных фондов, используемых в целях охраны природы.

Создание  рынка природных ресурсов целесообразно  в условиях их дефицитности и возможности  получения средств от их продажи  на мировом или национальном рынках. Купля-продажа природных ресурсов может происходить в виде конкурсов, аукционов на право их разработки или аренды при соответствующем  экологическом контроле со стороны  государства. Рынок природных ресурсов должен предусматривать создание ипотечной  системы, позволяющей владельцам ресурсов закладывать их получения инвестиций или иных целей.

В развитии системы ценообразования в сфере  природопользования следует учитывать  два важных аспекта.

Во-первых, цена продукции должна, возможно, более  полно учитывать степень ее экологической  безопасности. Экологически чистая продукция  должна быть привлекательна для потребителя  в ценовом отношении по сравнению  с продукцией, производство которой  связано с загрязнением окружающей среды. Но производство такой продукции  не всегда обходится дешевле, поэтому  целесообразно, при наличии заменителей, применять механизм косвенных налогов  на экологически опасную продукцию. 

Во-вторых, развитие прогрессивных в перспективе, безотходных технологий оказывается  первоначально более дорогостоящим, чем традиционное природоемкое производство. Особенно, если цены на природные ресурсы  низкие. Поэтому определенное повышение  цен на природные ресурсы, более  полный учет в цене экологической  составляющей стимулирует ресурсосберегающие технологии.

Экологические программы представляют собой систему  мероприятий, связанных общей целью, источниками финансирования, материальными  ресурсами. В реализации программ основную роль играет государство, так как  сложность проблем, неопределенность экономической эффективности в  обозримый промежуток времени, высокая  капиталоемкость делают их непривлекательными для частного капитала. В то же время  можно эффективно использовать в  реализации программ частные предприятия  в качестве конкурсантов для реализации тех или иных мероприятий.

Государственные программы направлены на:

  • выполнение международных обязательств;
  • охрану и рациональное использование конкретных видов природных ресурсов;
  • охрану особо ценных природных объектов (например, Великие Озера);
  • реабилитацию зон экологических бедствий;
  • реализацию экологических научно-технических мероприятий.
 

Продажа прав на загрязнение направлена на оптимизацию затрат предприятий  с учетом наносимого им экологического ущерба. На определенной территории вводится лимит выбросов загрязняющих веществ. Если предприятие расширяет производство, то ему приходится делать выбор между повышением надежности своей системы очистки и покупкой права на дополнительное загрязнение у другого предприятия. При данной системе можно оптимизировать затраты на экологические мероприятия сразу в двух плоскостях региональной и производственной. В частности, можно уменьшить совокупные затраты производителей, осуществляя модернизацию технологии на тех предприятиях, где это обходится дешевле.

Экологическое страхование представляет собой  страхование ответственности предприятий  источников повышенного риска за причинение убытков в связи с  аварией, технологическими нарушениями, стихийными бедствиями, приведшими к  загрязнению окружающей среды. Страхование  позволяет распределить риски во времени и пространстве, компенсировать убытки застрахованного предприятия  и третьих лиц, стимулировать  четкое соблюдение технологии, повысить эффективность использования денежных фондов.

Экологические ("зеленые") налоги призваны способствовать решению следующих задач: сделать  стоимость продукции более соответствующей  затратам природных ресурсов: минимизировать для общества ущерб, наносимый производством  природной среде; способствовать компенсации  экологического ущерба предприятием, эксплуатирующим природную среду, т.е. перенести экономическую ответственность  со всего общества на конкретное лицо.

Экологические налоги могут выполнять стимулирующую  роль для развития природоохранных  технологий и производств, а также  подавлять природоемкие виды деятельности. Государство в данном случае воздействует на поведение производителей и потребителей посредством влияния налогов  на цену продукции, формируя желательные  для общества спрос и предложение.

Государство может устанавливать систему  налогового льготирования с учетом уровня экологичности производства или выпускаемой продукции. Могут  освобождаться от прибыли инвестиции на цели охраны природы.

Пониженные  налоги часто применяются для  развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стандарт  ИСО – 14000.

Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента.

Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную  технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента - environmental management system, EMS). Типичные положения этих стандартов состоят  в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный  за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации  на окружающую среду, за исключением  того, что организация в специальном  документе должна объявить о своем  стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с  одной стороны, тем, что ISO 14000, как  международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы  к качеству продукции, (например, концепция "глобального управления качеством" - total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры  и распределение ответственности  за качество продукции.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом  Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и  встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.

Предполагается, что система стандартов будет  обеспечивать уменьшение неблагоприятных  воздействий на окружающую среду  на трех уровнях:

1. Организационный  - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

2. Национальный - через создание существенного  дополнения к национальной нормативной  базе и компонента государственной  экологической политики.

3. Международный  - через улучшение условий международной торговли.

Система стандартов ISO 14000

Документы, входящие в систему, можно условно  разделить на три основные группы:

  • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);
  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.
 

Системы экологического менеджмента - Environmental Management Systems.

Ключевым  понятием серии ISO 14000 является понятие  системы экологического менеджмента  в организации (предприятии или  компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - "Спецификации и руководство по использованию  систем экологического менеджмента". В отличие от остальных документов, все его требования являются "аудируемыми" - предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации  может быть установлено с высокой  степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом  формальной сертификации.

Все остальные  документы рассматриваются как  вспомогательные - например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство  по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию "оценки жизненного цикла", которая может использоваться при  оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные  требования, которые предъявляет  к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация  имеет систему УООС, соответствующую  этому стандарту, таковы:

1. Организация  должна выработать экологическую  политику - специальный документ  о намерениях и принципах организации,  который должен служить основой  для действий организации и  определения экологических целей  и задач (см. ниже). Экологическая  политика должна соответствовать  масштабу, природе и экологическим  воздействиям, создаваемым деятельностью,  продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о  стремлении к соответствию нормативам, а также к "постоянному улучшению" (continual improvement) системы экологического менеджмента и к "предотвращению загрязнений" (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация  должна выработать и соблюдать  процедуры для определения значимых  воздействий на окружающую среду  (отметим, что здесь и в других  местах стандарт говорит о  воздействиях, связанных не только  непосредственно с деятельностью  организации, но и с ее продуктами  и услугами). Организация должна  также систематически учесть  все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами  ее деятельности, продуктов и  услуг, а также требования другой  природы (например, отраслевые кодексы).

3. С  учетом значимых экологических  воздействий, законодательных и  других требований, организация  должна выработать экологические  цели и задачи. Цели и задачи  должны быть по возможности  количественными. Они должны быть  основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости  или приверженность предотвращению  загрязнений"), и определены для  каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их  формулировке должны также приниматься  во внимание взгляды "заинтересованных  сторон" (под которыми понимаются  любые группы и граждане, чьи  интересы затрагиваются экологическими  аспектами деятельности предприятия,  или озабоченные этими аспектами).

Информация о работе Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения