Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:24, реферат
Природные ресурсы 1- совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Атмосферно-климатические ресурсы…………………………………….2
Экологическая политика государства…………………………………...17
Рыночные регуляторы природопользования …………………………...31
Стандарт ИСО – 14000……………………………………………………38
Мероприятия по рациональному природопользованию при разработке генеральной и региональной схем расселения………………………….46
Список использованной литературы ……………………………………51
В условиях
децентрализации управления природоохранной
деятельностью, углубления процесса суверенизации
субъектов Рoc-сийской
Сегодня
основными источниками
Бюджетное финансирование.
Анализ
действующих правовых документов, в
той или иной мере отражающим проблему
финансирования природоохранной деятельности,
показал, что в формировании бюджетной
системы РФ активную роль начинает
играть сфера природопользования и
охраны природы. 8 доходную часть бюджета
всех уровней зачисляются
Средства
в региональный и местный бюджет
поступают за счет платежей в сфере
природопользования и охраны природы.
Законодательством РФ также установлено,
что из бюджета вышестоящего уровня
в бюджет нижестоящего могут поступать
дотации, субсидии, субвенции, которые
предусматривают и целевое
Внебюджетные фонды.
Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:
- воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- восстановления
и охраны водных объектов. Новым
элементом современного
В период,
характеризуемый экономической
нестабильностью, сокращением централизованных
инвестиций из бюджета, экологические
фонды превращаются в важный источник
финансирования природоохранной деятельности.
Анализ формирования и использования
средств этих фондов в 1992 г. показал,
что большинство регионов использует
средства по целевому назначению в
соответствии с Законом РФ "Об
охране окружающей природной среды"
и нормативно-правовыми
Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов. Объем капиталовложений, используемых на строительство природоохранных объектов, составил в 1993 г. примерно 1,4% общего объема инвестиций за счет всех форм собственности, в 1992 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов. Однако сложное экономическое положение предприятий, снижающее их платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных объектов зa счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования природоохранных мероприятий составила в 1993 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%.
Собственные средства предприятий.
В нынешних
условиях значительно возрастает роль
предприятии, которые являются основными
исполнителями природоохранных
мероприятий в регионе и
Доля
средств предприятий и организаций
в общем объеме капиталовложений, направляемых
в природоохранную деятельность имеет
тенденцию к увеличению. В 1989 г. она составляла
34,3%, а в 1991 г. - 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась
в Архангельской области (88%), Самарской
(82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для
сравнения: в США частный сектор финансирует
около половины ассигнований на природоохранные
мероприятия.
Конечно,
на практике спектр привлекаемых средств
из различных каналов
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1993 г. объём капиталовложений на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования составил 592,8 млрд. руб., примерно столько же в 1992 г. Против 1990 г. эти объёмы сократились на 20%. На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой системы РФ, неплатежеспособность предприятий, рост инфляции, сокращение производства, а также процесс становления и упорядочения деятельности территориальных экологических внебюджетных фондов.
Тенденцию изменения источников финансирования природох-ранной деятельности в среднем по территории России при сохранении существующей инвестиционной политики можно охарактеризовать следующим образом. В ближайшие годы не следует ориентироваться на выделение средств из бюджетов всех уровней. Строить политику инвестирования природоохранной деятельности нужно, используя собственные средства предприятий и организаций, средства экологических фондов, а также привлекая различных инвесторов .
Вывод.
Единственный
путь кардинального снижения выбросов,
приемлемый для развивающихся стран,
в том числе и для России – радикальное
преобразование технологической структуры
российской экономики на основе
экологизации производства. Желаемая
перестройка воспроизводственной
структуры будет возможна, если
западные инвесторы будут финансировать
распространение в развивающихся
странах экологически чистых технологий.
К сожалению, по опыту России большинство
инвестиционных проектов со стороны зарубежных
партнеров предполагает наращивание нагрузки
на природно-ресурсный потенциал.
Рыночные регуляторы природопользования.
В соответствии
с теоремой Р. Коуза рыночная экономика
добивается эффективного использования
природных ресурсов благодаря четкой
системе прав собственности, закрепленной
законодательно. В процессе переговоров
между собственником и лицом,
осуществляющим природопользование, определяется
объем выплаты компенсаций
Положения
теоремы Коуза построены в
рамках общих представлений
К основным причинам провалов рынка в сфере природопользования следует отнести:
К мероприятиям с четко выраженной экологической ориентацией относятся:
Следует отметить существенное, хотя и косвенное воздействие макроэкономической политики на характер природопользования. Например, сокращение бюджетного дефицита, как правило, приводит к уменьшению планируемых природоохранных мероприятий. Понижение курса национальной валюты приводит к стимулированию экспорта, но в то же время поощряет дополнительную эксплуатацию природных ресурсов. Стимулирование иностранных инвестиций приводит к расширению, как правило, природоемких, экологически опасных производств.
Своеобразную
проблему представляет собой антимонопольное
регулирование в отраслях, связанных
с эксплуатацией природных