Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:30, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и выработка путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»; определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования; на основе исследования теории и правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.
Введение……..…….……………………………………………………………4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА......…………………8
Понятие земель лесного фонда, лесного участка…………….…………8
Общая характеристика использования участков лесного фонда в новом Лесном кодексе РФ……………………………………………………………25
Правовые основы использования участков лесного фонда…………...35
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………………………………….………..40
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты……………40
2.2.Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования……………………………………………………...…46
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………...52
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА…………………....62
3.1.Проблемы связанные с развитием лесных правоотношений………….62
3.2.Совершенствование законодательства в сфере использования лесных участков………………………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… …….....….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………..…………….78
13)
строительство, реконструкция,
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов:
15)
осуществление религиозной
16)
иные виды использования в
соответствии с назначением
При
этом леса могут использоваться для
одной или нескольких вышеперечисленных
целей, если иное не установлено ЛК
РФ и другими федеральными законами.
А использование лесов, представляющее
собой предпринимательскую
Что
касается резервных лесов, то к ним
относятся леса, в которых в
течение двадцати лет не планируется
осуществлять заготовку древесины.
В резервных лесах
В статье 5 Лесного Кодекса РФ «Понятие леса» говорится, что использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. В ЛК РФ 1997г. лес был представлен как совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Леса и многолетние насаждения признавались недвижимым имуществом до принятия Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», внесшего изменения в п.1 ст.130 ГК РФ, исключающие слова «леса», «многолетние насаждения» из перечня недвижимых вещей. Таким образом, леса и многолетние насаждения, как и другие вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются теперь движимым имуществом16. К недвижимому имуществу относятся лесные участки, так как согласно ст.93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»17.
Необходимо отметить, что новый Лесной Кодекс РФ заменил традиционное для лесного права понятие участка лесного фонда понятием лесного участка, что технически облегчает применение по отношению к нему норм земельного и гражданского законодательства.
Поскольку
лес не относится более к недвижимым
вещам, и не упоминается более
в числе недвижимого имущества,
права на которое подлежат государственной
регистрации, в имущественно-правовых
характеристиках земельного участка
теперь не делается акцент на лесе, можно
полагать, что покрытый лесом участок
в имущественном аспекте отныне
рассматривается как любой
Таким
образом, традициям правового
Что касается понятия «лесной участок», то статья 7 ЛК РФ, его закрепляющая, не раскрывает его содержание, а устанавливает, что таким участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ20. Отсюда следует, что лесной участок имеет следующие необходимые признаки:
1) это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
2)
он расположен на землях
3)
в отношении него проведено
лесоустройство в порядке,
4)
он прошел государственный
Только
совокупность всех названных признаков
позволяет рассматривать
Иллюстрацией
необходимости соответствия участка
лесного фонда всем вышеназванным
признакам является следующий пример
судебной практики. Федерального Арбитражного
Суда Восточно-Сибирского округа Постановлением
от 06.03.2007 отменил решение арбитражного
суда первой инстанции и постановление
арбитражного суда апелляционной инстанции
по делу по иску ГУП ДРСУ №1 к ЗАО
«Мостдорстрой» об освобождении земельного
участка. Иск был обоснован тем,
что спорный участок относится
к землям поселений, а не к землям
лесного фонда, соответственно не находится
в федеральной собственности, а
значит был передан ответчику
в аренду неуполномоченным лицом
и подлежит освобождению ответчиком.
Направляя дело на новое рассмотрение
в первую инстанцию Федеральный
Арбитражный Суд Восточно-
08.11.2006г.
Государственной Думой
Принятие нового Лесного Кодекса РФ обусловлено необходимостью поддержания лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям в сфере природопользования, в частности назрела необходимость решения ряда проблем, таких как:
Возможными способами актуализации лесного законодательства были редактирование действовавшего ранее Лесного кодекса или разработка нового кодекса. Поскольку редактирование текста любого закона имеет смысл только при сохранении его концепции, а в основу нового кодекса положена во многом новая концепция, был сделан выбор в пользу создания нового кодифицированного акта.
При
принятии вступившего в силу с 01.01.2007
ЛК РФ возникли острые дискуссии по
поводу его содержания. Новый ЛК
РФ, проводящий последовательную линию
на либерализацию лесопользования,
уменьшение участия государства
в ведении лесного хозяйства,
множественность форм собственности
на леса, на допуск к сфере лесозаготовок
иностранных инвесторов, ослабление
административных и усиление договорных
методов регулирования, устанавливающий
более чем длительные сроки аренды,
вызвал серьезные разногласия. Органы
власти более восьмидесяти субъектов
РФ дали отрицательное заключение на
законопроект, в высшие органы государственной
власти РФ было направлено несколько
тысяч обращений граждан с
требованиями отклонения законопроекта,
запрещения частной собственности
на лесные земли, закрепления статуса
лесного фонда как
В
итоге из окончательной версии Лесного
Кодекса РФ были исключены наиболее
спорные положения: исчезло упоминание
о частной собственности, собственности
иностранных субъектов на лесные
участки, допуска иностранных
Новеллой
нового Лесного Кодекс РФ следует
считать определение основ и
приоритетов правового
Первостепенное
значение для повышения эффективности
лесохозяйственной деятельности и
лесопромышленного комплекса
Иностранные
граждане и юридические лица, лица
без гражданства не названы ЛК
РФ в числе участников лесных отношений,
однако это не исключает их участия
в данных отношениях, поскольку, согласно
части 3 ст.62 Конституции РФ, иностранные
граждане и лица без гражданства
пользуются в РФ правами и несут
обязанности наравне с
Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда