Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:30, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и выработка путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»; определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования; на основе исследования теории и правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.
Введение……..…….……………………………………………………………4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА......…………………8
Понятие земель лесного фонда, лесного участка…………….…………8
Общая характеристика использования участков лесного фонда в новом Лесном кодексе РФ……………………………………………………………25
Правовые основы использования участков лесного фонда…………...35
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………………………………….………..40
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты……………40
2.2.Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования……………………………………………………...…46
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………...52
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА…………………....62
3.1.Проблемы связанные с развитием лесных правоотношений………….62
3.2.Совершенствование законодательства в сфере использования лесных участков………………………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… …….....….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………..…………….78
В ЛК РФ отсутствует понятие лесных отношений и их объектов. Как следует из содержания документа, лесные отношения складываются по поводу использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, использования лесных участков, лесных насаждений, а также прав пользования названными объектами. Преимущественно Кодекс регулирует отношения по поводу лесных участков как объектов имущественных прав и в меньшей мере учитывает многофункциональное значение лесов как природного объекта, совмещающего в себе разнообразные природные свойства. В то время как арендным и иным имущественным отношениям в ЛК РФ посвящено множество статей, средообразующие и другие экологические свойства леса в документе отражены в гораздо меньшей степени.
В
качестве недостатков нового ЛК РФ
следует также назвать
К сожалению, с принятием нового Кодекса были существенно ослаблены гарантии охраны и использования лесов по целевому назначению в ходе перевода соответствующих земель в земли других категорий, то есть их изъятия. Во-первых, особенности перевода земель лесного фонда в земли других категорий (закрытый перечень оснований перевода) отныне будут установлены только для земель, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель. Во-вторых, исключается компенсация потерь лесного хозяйства при переводе лесных участков в другие категории земель, что может снизить финансирование мероприятий по охране и восстановлению лесов. В то же время запрещается перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий. Ранее перевод земель в границах пригородных и зеленых зон, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий допускался на основании решения Правительства РФ.
В
Кодексе в целом
Одной из важнейших в Кодексе является норма о пребывании граждан в лесах (ст.11 ЛК РФ). В целом норма может быть признана удовлетворительной с точки зрения ее потенциала защиты общественных интересов. Наиболее заметным является пробел, связанный с отсутствием порядка запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах: не указано лицо (лесопользователь или орган управления), которое вправе принимать такие решения. Норма о пребывании по своему смыслу рассчитана на пребывание именно в тех лесах, основная часть которых (на землях лесного фонда) останется федеральной собственностью и потому вполне согласуется с п.1 ст.262 ГК РФ.
Кодекс
не содержит мер экономического стимулирования
хозяйствующих субъектов к
Платность
использования лесов
Осталось
неясным, для каких именно целей
может определяться кадастровая
стоимость лесных участков (часть 2
ст.95 ЛК РФ). Видимо, для тех же, что
и кадастровая стоимость
Новый
ЛК РФ, как и ранее действовавший,
не учитывает затраты
ЛК
РФ не достаточно защищает интересы коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока, для которых
лесные промыслы являются основой жизнеобеспечения.
Реально установлено только их право
бесплатно осуществлять заготовку
древесины для собственных
В связи с изложенным, подпункт 1) пункта 1 ст.8 Закона РФ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации предлагаю изложить в следующей редакции:
«1. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:
1)
безвозмездно владеть и
Статью 48 Лесного Кодекса РФ предлагаю изложить в следующей редакции:
«В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а также обеспечивается осуществление лесопользования для нужд, не связанных с традиционным природопользованием только на основании разрешений, выданных таким лесопользователям в порядке, установленном Правительством РФ».
Легализованы многие виды использования лесов, которые ранее осуществлялись фактически, но не рассматривались в качестве прав лесопользования: строительство и эксплуатация водохранилищ, геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых, строительство линейных объектов.
Из-под
экологической экспертизы выведены
такие объекты, как материалы, обосновывающие
перевод лесных земель в нелесные,
а также проекты
Из
числа документов территориального
планирования исключены схемы
В качестве правовой основы осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов вводится лесохозяйственный регламент.
На лесопользователей возлагаются обязанности по составлению ранее не предусматриваемых документов – проекта освоения лесов (при постоянном (бессрочном) пользовании или аренде) и отчета об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов. Возможно, отчеты будут способствовать более эффективному выполнению органами власти их контрольной функции.
Снят запрет на установление публичного сервитута в целях сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных на землях лесного фонда (ст.23 ЗК РФ). Вместе с тем названные виды деятельности наряду с некоторыми другими отнесены к отдельному виду использования лесов - для ведения сельского хозяйства.
Снято ограничение на залоговые сделки с лесами.
В качестве формы систематизации информации о лесах, их использовании, охране и воспроизводстве вводится государственный лесной реестр.
Изменяется
система финансирования деятельности
по охране, защите, воспроизводству
лесов. В ряде случаев ЛК РФ прямо
возлагает осуществление таких
мероприятий на лесопользователей
(лесовосстановление, санитарно-оздоровительные
и иные мероприятия). Не исключено, что
какие-то обязанности в этой сфере
могут быть возложены на пользователей
также договорами аренды. За пределами
установленных обязанностей лесопользователей
охранные и защитные мероприятия
проводятся на основании размещаемых
путем проведения торгов заказов
на выполнение работ.
1.3.
Правовые основы
использования участков
лесного фонда
Статья
9 ЛК РФ предусматривает виды прав, на
основании которых
При этом юридическим лицам лесные участки предоставляются:
- в постоянное (бессрочное) пользование;
- в аренду;
-
в безвозмездное срочное
гражданам:
- в аренду;
-
в безвозмездное срочное
Лесной Кодекс РФ подразделяет
виды использования лесных
а) с предоставлением лесных участков;
б) без предоставления лесных участков;
в зависимости о того, изымаются лесные ресурсы или нет:
а) с изъятием лесных ресурсов;
б) без изъятия лесных ресурсов.
При
этом права на лесные участки лесного
фонда возникают и прекращаются
по основаниям и в порядке, которые
предусмотрены Лесным Кодексом РФ,
Гражданским и Земельное
Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ и другими федеральными законами.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1)
запрет на осуществление
2) запрет на проведение рубок;
3)
иные установленные ЛК РФ и
другими федеральными законами
ограничения использования
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны и защиты лесов (п.3 ст.51 ЛК РФ), в части воспроизводства лесов (п.4 ст.61 ЛК РФ) – основание для:
-
досрочного расторжения
-
досрочного расторжения
-
принудительного прекращения
-
принудительного прекращения
Что
касается субъектов, управомоченных в
области использования лесных участков
лесного фонда, то РФ передает органам
государственной власти субъектов
РФ осуществление следующих
Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда