Правовое регулирование использования участков лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и выработка путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»; определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования; на основе исследования теории и правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

Содержание

Введение……..…….……………………………………………………………4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА......…………………8
Понятие земель лесного фонда, лесного участка…………….…………8
Общая характеристика использования участков лесного фонда в новом Лесном кодексе РФ……………………………………………………………25
Правовые основы использования участков лесного фонда…………...35
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………………………………….………..40
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты……………40
2.2.Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования……………………………………………………...…46
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………...52
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА…………………....62
3.1.Проблемы связанные с развитием лесных правоотношений………….62
3.2.Совершенствование законодательства в сфере использования лесных участков………………………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… …….....….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………..…………….78

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 111.60 Кб (Скачать документ)

     1. предоставление в пределах земель  лесного фонда лесных участков:

     - в постоянное (бессрочное) пользование,

     -в  аренду,

     - в безвозмездное срочное пользование.

     2. заключение договоров купли-продажи  лесных насаждений, в том числе  организацию и проведение соответствующих  аукционов.

     За  нарушение предусмотренных Лесным законодательством правил использования  лесов, административный кодекс РФ предусматривает  ответственность, как для пользователей-нарушителей, так и для должностных лиц, нарушающих порядок предоставления лесных участков.

     КоАП  РФ предусматривает ответственность  за следующие виды нарушений при  использовании лесов:

     - самовольное занятие лесных участков  или использование указанных  участков для раскорчевки, переработки  лесных ресурсов, устройства складов,  возведения построек (строительства), распашки и других целей без  специальных разрешений на использование  указанных участков (ст.7.9.);

     - самовольная переуступка права  пользования землей, недрами, лесным  участком или водным объектом, самовольная переуступка права  пользования лесным участком, а  равно самовольный обмен лесного  участка (ст.7.10);

     - нарушение правил заготовки древесины;

     - нарушение порядка проведения  рубок лесных насаждений;

     - нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления  в пищу лесных ресурсов (пищевых  лесных ресурсов), сбора лекарственных  растений, заготовки и сбора недревесных  лесных ресурсов;

     - использование лесов с нарушением  условий договора аренды лесного  участка, договора купли-продажи  лесных насаждений, договора безвозмездного  срочного пользования лесным  участком, иных документов, на основании  которых предоставляются лесные  участки (ст.8.25.);

     - лесами, правил лесного семеноводства  (ст.8.27.);

     - незаконная рубка, повреждение  лесных насаждений или самовольное  выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст.8.28.);

     - уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ  (8.30.);

     - нарушение правил санитарной  безопасности в лесах;

     - загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и  другими вредными веществами, отходами  производства и потребления и  (или) иное негативное воздействие  на леса (ст.8.31.);

     - нарушение правил пожарной безопасности  в лесах (ст.8.32.).

     Нарушения должностных в сфере предоставления лесных участков:

     - нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам  земельных участков, а равно порядка  предоставления лесов для их  использования как с предоставлением,  так и без предоставления лесных  участков в водоохранных зонах  (ст.8.12.);

     - нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам  лесов для их использования,  нарушение порядка предоставления  гражданам, юридическим лицам  лесов для их использования  как с предоставлением, так  и без предоставления лесных  участков (ст.8.24.).

     Что касается видов административной ответственности, то мерой взыскания является штраф. При этом в большинстве случаев  он ограничивается для лесопользователей  физических лиц – 1000 рублей, для  должностных лиц – 2000 рублей, а  для юридических лиц – 20000 рублей. Максимальный размер наказания предусмотрен за нарушение правил пожарной безопасности в лесах – штраф до 30000 рублей29.

     На  практике имеют место злоупотребления  административных органов при применении к хозяйствующим субъектам мер  административной ответственности  за нарушения лесного законодательства. Например, Федеральный Арбитражный  Суд Восточно-Сибирского округа оставил  без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление индивидуального  предпринимателя о признании  незаконным и отмене постановления  Таштыпского лесхоза №1 о наложении  административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.8.26 КоАП РФ (побочное лесопользование  без лесорубочного билета). Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа указал, что индивидуальный предприниматель, осуществлявший закупку папоротника у населения, не осуществлял лесопользование, поскольку указанный вид деятельности не включен в действовавший на момент привлечения предпринимателя к административной ответственности перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде РФ, а значит получения лесорубочного билета не требовалось30. 

 

      ГЛАВА II. Правовые формы использования земель лесного фонда 

     2.1. Право собственности  на земли лесного  фонда, сервитуты 

     ЛК  РФ 1997г. закреплял нахождение лесного  фонда и расположенных на землях обороны лесов в федеральной  собственности. Положение о том, что земли лесного фонда находятся  в федеральной собственности, установлено  в п.1 ст.8 действующего ЛК РФ и ст.3 Федерального закона «О введении в  действие Лесного кодекса РФ». Статья 10 указанного Закона предусматривает, что распоряжение лесными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

     Согласно  пп.2 п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки  из состава земель лесного фонда  ограничиваются в обороте. Это означает, что указанные земельные участки  не предоставляются в частную  собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ст.ст.129, 260 ГК РФ)31.

     Не  предоставление находящихся в федеральной  собственности участков лесного  фонда в частную собственность  подтверждается также судебной практикой. Так, Федеральный Арбитражный Суд  Дальневосточного округа Постановлением от 10.04.2007 оставил в силе решение  Арбитражного суда Приморского края, которым Арбитражный суд признал  ничтожным в соответствии со ст.168 ГК РФ договор купли-продажи  индивидуальному  предпринимателю земельного участка, расположенного в границах округа санитарной охраны курорта Шмаковка Приморского  края. С учетом положений ст.ст. 94, 96 ЗК РФ, ст.31 Закона РФ от 14.03.1995 «Об  особо охраняемых природных территориях» этот участок входит в состав земель, отнесенных к землям особо охраняемых природных территорий, которые ограничены в обороте и не могут предоставляться в частную собственность32.

     И хотя М.Ю. Тихомиров одним из положительных  моментов нового Лесного Кодекса  РФ называет установление федеральной  собственности на лесные участки  земель лесного фонда33, из текста ЛК РФ следует, что право частной собственности на лесные участки из земель лесного фонда вовсе не исключено.

     Во-первых, лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения  его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений  перевода земель лесного фонда в  земли других категорий.

     Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к  договору аренды лесного участка  применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст.624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков - а такого запрета  нет - в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность  арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии  внесения арендатором всей обусловленной  договором выкупной цены34.

     Подобная  скрытая приватизация лесов в  пределах земель лесного фонда возможна при условии изменения целевого назначения участка (категории земель).

     Для предупреждения подобных ситуаций необходимо сформулировать некоторые ограничения  частной собственности на леса. Во-первых, определить перечень лесов, помимо расположенных  на землях лесного фонда, которые  могут находиться только в государственной  или муниципальной собственности. К таковым отнести, дополнив пункт 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ подпунктом 14) следующего содержания:

     «5. Ограничиваются в обороте находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности следующие земельные  участки:

     14) занятые лесами земель обороны  и безопасности, лесами водоохранных  зон, защитными лесами, зелеными  зонами населенных пунктов».

     Во-вторых, в законе должны быть названы конкретные виды лесопользования, для которых  лесные участки могут предоставляться  в частную собственность. В-третьих, могут быть введены лесохозяйственные  ограничения частной собственности - например, изъятие лесного участка  в случае его нецелевого использования (сведения на нем леса в целях  застройки), запрещение возведения строений в защитных лесах, расположенных  в водоохранных зонах и вокруг городов. В-четвертых, может иметь  место запрет на приватизацию лесных участков, служащих традиционными местами  отдыха населения, сбора даров леса для личного потребления. В-пятых, общественные интересы в лесопользовании  могут быть защищены возможностью установления публично-правовых (сервитутного характера) обременений частных лесных участков.

     Сервитут  – право ограниченного пользования  чужим лесным участком назван в ст.9 Лесного Кодекса РФ наряду с правом аренды, правом постоянного (бессрочного) пользования и правом безвозмездного срочного пользования лесным участком. Поскольку другие статьи ЛК РФ не предусматривают  специальных норм о сервитуте  на лесной участок, посмотрим, какие  нормы гражданского и земельного законодательства применимы к сервитуту  на лесной участок земель лесного  фонда.

     Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут) предусмотрено  ст.ст.274-277 ГК РФ.

     Объектом  сервитута может быть индивидуально-определенный земельный участок, как граничащий с участком, для обеспечения нужд которого он устанавливается, так и  иной земельный участок (фактическое  пользование которым возможно и  необходимо), имеющий определенные полезные свойства, для пользования  которыми и устанавливается сервитут (п.1 ст.274 ГК РФ)35. Законодательство различает частные и публичные сервитуты.

     Согласно  п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается  в соответствии с гражданским  законодательством. Собственник недвижимого  имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях  и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования  соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения  прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и  эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения  водоснабжения и мелиорации, а  также других нужд собственника недвижимого  имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

     Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком36.

     Сервитут  устанавливается по соглашению между  лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка  и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации  прав на недвижимое имущество37. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст.274 ГК РФ).

     Публичный сервитут устанавливается законом  или иным нормативным правовым актом  РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения  интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия  земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

     Круг  правообладателей публичного сервитута  не определен. Поэтому он регистрируется не как ограниченное вещное право, а  как ограничение права собственности  на объект недвижимости38.

Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда