Правовое регулирование использования участков лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:30, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ норм обеспечивающих правовое регулирование использования участков лесного фонда, выявление проблем в данной сфере и выработка путей их решения.
Для реализации названных целей были определены следующие задачи: определить понятия «участок лесного фонда», «земли лесного фонда»; определить способы, порядок и основания предоставления участков лесного фонда для использования; на основе исследования теории и правоприменительной практики выявить проблемы правового регулирования, пробелы законодательства и предложить рекомендации для его усовершенствования.

Содержание

Введение……..…….……………………………………………………………4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА......…………………8
Понятие земель лесного фонда, лесного участка…………….…………8
Общая характеристика использования участков лесного фонда в новом Лесном кодексе РФ……………………………………………………………25
Правовые основы использования участков лесного фонда…………...35
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА………………………………………………….………..40
2.1. Право собственности на земли лесного фонда, сервитуты……………40
2.2.Право постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования……………………………………………………...…46
2.3. Аренда участков лесного фонда………………………………………...52
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА…………………....62
3.1.Проблемы связанные с развитием лесных правоотношений………….62
3.2.Совершенствование законодательства в сфере использования лесных участков………………………………………………………………………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… …….....….72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………..…………….78

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 111.60 Кб (Скачать документ)

     По  смыслу ст.23 ЗК РФ сервитут может устанавливаться  только в отношении участков, находящихся  в собственности. В случаях же, когда лесной участок предоставлен в установленном законом порядке  в аренду или постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, о сервитуте речи быть не может. Полагаю, что в случае, когда необходимо обременить предоставленный из земель лесного фонда лесной участок, речь должна идти не о сервитуте, а об ограничении (обременении) соответствующего права, которое должно регистрироваться в том же порядке, что и публичный  сервитут на земельный участок, находящийся  в частной собственности.

     В случаях необходимости предоставления лесных участков земель лесного фонда  юридическим или физическим лицам, участки предоставляются в соответствии с лесным, земельным и гражданским  законодательством в аренду, постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование.

     2.2.Право  постоянного (бессрочного)  пользования и  безвозмездного срочного  пользования

 

     Право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком относится к  числу вещных прав и предусмотрено  в ст.ст. 216, 268, 269 ГК РФ.

     Содержание  указанного права определено в ст. 269 ГК РФ. Лицо, которому земельный участок  предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование  этим участком в пределах, установленных  законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка  в пользование. Указанное лицо вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок  в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей  на участке зданий, сооружений и  другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью39.

     В соответствии с п.1 ст.268 ГК РФ право  постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком, находящимся  в государственной предоставляется  юридическим лицам на основании  решения государственного органа, уполномоченного  предоставлять земельные участки  в такое пользование.

     ЗК  РФ в ст.20 ограничил круг юридических  лиц, которым земельные участки  могут быть предоставлены на указанном  праве. Установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные  участки предоставляются государственным  и муниципальным учреждениям, федеральным  казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Данный перечень следует считать исчерпывающим. Одновременно п.2 ст.20 ЗК РФ в императивной норме ввел запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

     Необходимо  отметить, что постоянное (бессрочное) пользование лесным участком лесного  фонда является новым титулом, введенным  новым Лесным Кодексам РФ40.

     В постоянное (бессрочное) пользование  лесные участки предоставляются  юридическим лицам:

     - для осуществления научно-исследовательской  деятельности,

     - для осуществления образовательной  деятельности (ст.40 ЛК РФ);

     - для осуществления рекреационной  деятельности (в целях организации  отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности) (ст.41 ЛК РФ);

      - территории природных парков  располагаются на землях, предоставленных  им в постоянное (бессрочное) пользование  (ст.95 ЗК РФ).

     Земли государственных заповедников, национальных парков, которые ранее, согласно ЗК РФ, предоставлялись на праве постоянного (бессрочного) пользования, впредь будут  предоставляться на неопределенном титуле в порядке, установленном  законодательством.

     В национальных парках разрешена заготовка  гражданами для собственных нужд древесины, пищевых и других недревесных  лесных ресурсов. Ранее на землях, включенных в границы национального парка  без изъятия из хозяйственной  эксплуатации, расширение и строительство  новых хозяйственных объектов запрещалось, а впредь будет только ограничиваться. Также в национальных парках по решению Правительства РФ в соответствующих функциональных зонах допускается строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

     Право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком прекращается:

     1. при отказе землепользователя  от принадлежащего ему права  на земельный участок на условиях  и в порядке, предусмотренных  ст.53 ЗК РФ;

     2. принудительно при:

     1) использовании земельного участка  не в соответствии с его  целевым назначением и принадлежностью  к той или иной категории  земель;

     2) использовании земельного участка  способами, которые приводят к  значительному ухудшению экологической  обстановки;

     3) неустранении совершенных умышленно  следующих земельных правонарушений:

     - отравление, загрязнение, порча или  уничтожение плодородного слоя  почвы вследствие нарушения правил  обращения с удобрениями, стимуляторами  роста растений, ядохимикатами и  иными опасными химическими или  биологическими веществами при  их хранении, использовании и  транспортировке, повлекшие за  собой причинение вреда здоровью  человека или окружающей среде;

     - нарушение установленного соответствующими  нормами ст.ст.95-100 ЗК РФ режима  использования земель особо охраняемых  природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель  историко-культурного назначения, особо  ценных земель, других земель  с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

     - систематическое невыполнение обязательных  мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной  эрозии и предотвращению других  процессов, ухудшающих состояние  почв;

     - систематическая неуплата земельного  налога;

     5) изъятии земельного участка для  государственных или муниципальных  нужд в соответствии с правилами,  предусмотренными ст.55 ЗК РФ;

     6) реквизиции земельного участка  в соответствии с правилами,  предусмотренными ст.51 ЗК РФ;

     7) в иных предусмотренных федеральными  законами случаях.

     Решение о принудительном прекращении прав на земельные участки принимается  судом в соответствии со ст.54 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных  федеральными законами (ст.45 ЗК РФ).

     Принудительное  прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования  земельного участка после наложения  административного взыскания в  виде штрафа.

     В соответствии со ст.71 Лесного Кодекса  РФ лесные участки предоставляются  в безвозмездное срочное пользование  гражданам и юридическим лицам  в порядке, предусмотренном ЗК и  ГК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

     Поскольку собственник вправе распоряжаться  своим земельным участком в пределах, допускаемых законом, он вправе передать земельный участок в безвозмездное срочное пользование (п.3 ст.129, п.3 ст.209 ГК РФ). Условия безвозмездного срочного пользования, в том числе срок, в течение которого действует данное право, определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено п.2 ст.264 ГК РФ. Согласно п.3 ст.264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться земельным участком, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором41.

     Что касается предоставления в безвозмездное  срочное пользование лесных участков земель лесного фонда, то в соответствии с п.1 ст.24 ЗК РФ в безвозмездное  срочное пользование могут предоставляться  земельные участки: из земель, находящихся  в государственной собственности, исполнительными органами государственной  власти государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным предприятиям на срок не более чем  один год.

     Перечень  случаев, когда земельные участки  могут предоставляться на праве  безвозмездного срочного пользования  является исчерпывающим и не должен толковаться расширительно, поскольку  что изложенные правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего принципа платности использования  земли, установленного в ст.65 ЗК РФ.

     В связи с изложенным необходимо отметить, что хотя ст.71 ЛК РФ предусматривает  предоставление лесных участков земель лесного фонда в безвозмездное  срочное пользование граждан, ни лесное, ни земельное законодательство, к которому отсылает ЛК РФ, не предусматривают  случаев, когда участок лесного  фонда может быть предоставлен гражданину на этом праве. 

     Право безвозмездного срочного пользования  земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный  участок, или по соглашению сторон, в том числе по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен (ст.47 ЗК РФ). Статья 54 ЗК РФ предусматривает возможность принудительного прекращения права безвозмездного срочного пользования лесным участком в случае его ненадлежащего использования после наложения административного взыскания в виде штрафа.

     2.3. Аренда участков  лесного фонда

 

     Арендные  права относятся к числу обязательственных  прав. Аренда земельных участков регулируется общими положениями гражданского законодательства об аренде (статьи §1 гл.34 и др. ГК РФ), однако ГК РФ допускает, что особенности  сдачи этих участков в аренду могут  быть установлены законом (п.2 ст.607 ГК РФ). Ряд таких особенностей предусмотрен в ЗК РФ (например, ст.ст.22, 38, 39, 38.1, 38.2).

     Согласно  ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия  и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые  не теряют своих натуральных свойств  в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены  виды имущества, сдача которого в  аренду не допускается или ограничивается.

     В договоре аренды должны быть указаны  данные, позволяющие установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается  не согласованным сторонами, а соответствующий  договор не считается заключенным42.

     Право сдачи имущества в аренду принадлежит  его собственнику. Арендодателями могут  быть также лица, управомоченные законом  или собственником сдавать имущество  в аренду (ст.608 ГК РФ).

     Судебная  практика в полной мере подтверждает применение к договорам аренды участков лесного фонда норм гражданского законодательства РФ. Так, Постановлением Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 05.02.2007 оставлены без изменения  решение арбитражного суда первой и  постановление арбитражного суда апелляционной  инстанций о взыскании арендной платы по договору аренды участка  лесного фонда и расторжении  договора аренды на основании ст.619 ГК РФ за невнесение арендной платы  более двух раз подряд по истечении  установленного договором срока  платежа. Федеральный Арбитражный  Суд Волго-Вятского округа указал, что  поскольку досудебный порядок урегулирования спора, установленный названной  нормой права, истцом соблюден, договор  аренды участка лесного фонда  подлежит расторжению согласно ст.619 ГК РФ43.

     По  договору аренды лесного участка  арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования  в целях, предусмотренных ст.25 ЛК РФ. При этом объектом аренды могут  быть только лесные участки, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности и прошедшие государственный  кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в  государственной или муниципальной  собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в  случаях, предусмотренных статьями 43-45 ЛК РФ - на срок от одного года до сорока девяти лет. Срок договора аренды лесного  участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования  лесов, предусмотренным лесохозяйственным  регламентом.

     Арендатор, надлежащим образом исполнивший  договор аренды лесного участка, по истечении его срока имеет  преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (ст.72 ЛК РФ).

     Размер  арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка  с изъятием лесных ресурсов минимальный  размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и  объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании  лесного участка без изъятия  лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как  произведение ставки платы за единицу  площади лесного участка и  площади арендуемого лесного  участка.

Информация о работе Правовое регулирование использования участков лесного фонда