Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:53, реферат
Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.
1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31
Особо необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной), видимо, вообще вряд ли можно говорить о строго линейном процессе развития и монофакторной детерминации эволюции. В этой связи следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый вид является нашим прямым прародителем, отражает устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все испокаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим» [1].
На рисунке, взятом из работы
того же автора [2], изображено типичное
высокоразветвленное дерево эволюции,
показывающее, что в более раннее
время существовало одновременно множество
родственных видов, большинство
из которых вымерло. Говоря о нелинейности
процесса антропогенеза, следует также
иметь в виду (и это хорошо видно
на рисунке), что эволюция осуществляется
в процессе постоянного возникновения
новых ответвлений, большинство
из которых очень быстро исчезает.
И в каждый период времени существует
множество параллельных эволюционных
линий, происходящих от общего предка.
По мнению Левонтина, из них только
одна может быть представлена в отдаленном
будущем, а все остальные исчезнут.
При этом основная проблема в воссоздании
эволюции человека состоит в том,
что у нас нет близких
Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. Для нас при этом важно подчеркнуть, что в науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития самой природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем.
Бессознательное и сознательное
С вопросом биологического
и социального тесно связана
и проблема бессознательного и сознательного
в философской антропологии, отражающая
психическую и биологическую
стороны существования
На протяжении длительного
времени в философии
Определяющее влияние
на разработку этой проблемы оказал 3.
Фрейд, открывший целое направление
в философской антропологии и
утвердивший бессознательное
Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов. Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.
Таким образом, фрейдовский
человек оказался сотканным из целого
ряда противоречий между биологическими
влечениями и сознательными социальными
нормами, сознательным и бессознательным,
инстинктом жизни и инстинктом смерти.
Но в итоге биологическое
Проблема бессознательного
интересовала и швейцарского психиатра
К.Г. Юнга. Однако он выступил против трактовки
человека как существа эротического
и попытался более глубоко
дифференцировать фрейдовское «Оно».
Как уже отмечалось. Юнг выделил
в нем помимо «личностного бессознательного»
как отражения в психике
Проблема бессознательного
и сознательного развивалась
и другими представителями
Американский неофрейдист,
социальный психолог и социолог Э.Фромм
выступил против биологизации и эротизации
бессознательного и подверг критике
теорию Фрейда об антагонизме между
сущностью человека и культурой.
Но вместе с тем он отверг и социологизаторские
трактовки человека. По его собственному
признанию, его точка зрения является
«не биологической, и не социальной»
[2]. Одним из наиболее важных факторов
развития человека, по Фромму, является
противоречие, вытекающее из двойственной
природы человека, который является
частью природы и подчинен ее законам,
но одновременно это и субъект, наделенный
разумом, существо социальное. Это противоречие
он называет «экзистенциальной дихотомией».
Она связана с тем. что ввиду
отсутствия сильных инстинктов, которые
помогают в жизни животным, человек
должен принимать решения, руководствуясь
своим сознанием. Но получается так.
что результаты при этом не всегда
оказываются продуктивными, что
порождает тревогу и
Оценивая роль бессознательного
в концепции Фрейда и его последователей,
следует сказать, что сама постановка
проблемы является несомненной заслугой
Фрейда. Подход к человеку и его
существованию через
Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует о том. что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях -развитого капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладающий рыночным характером, — пишет он, — воспринимает все как товар. — не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки... и его главная цель — в любой ситуации совершить выгодную сделку» [1]. Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».
Таким образом, разработка проблемы
бессознательного внесла существенный
вклад в исследование структуры
индивидуального и
Свое начало менталитет человека
берет в социокультурных
Концепция менталитета нашла
отражение в работах многих исследователей.
Так, например, известный французский
философ и психолог Л. Леви-Брюль
(1857—1939), одна из основных работ которого
"Первобытное мышление» («La mentalite
primitive»), выделяет в ней два типа
менталитета — дологический и
логический. Первый тип менталитета
он рассматривает в связи с
мышлением первобытных людей. Оно,
считал Леви-Брюль, является в основе
своей «пралогическим», ибо не стремится
(подобно нашему) избегать противоречий,
и мистическим, потому что содержит
в себе коллективные представления,
мистические по своему существу. Для
первобытного человека наиболее важными
являются именно таинственные силы и
духи. В отличие от него наше мышление
перестало быть пралогическим, ибо
стремится избежать противоречий. Вместе
с этим оно перестало быть и
мистическим, по крайней мере, в том,
что касается большинства окружающих
нас предметов. Такие понятия
Э. Фромма, как «социальный характер»,
«рыночный характер» и другие,
также вполне могут служить аналогами
коллективного и
Человек рассматривается
как индивид в качестве единичного
представителя человеческого
Если мы говорим «человеческий
индивид», то имеем в виду лишь родовую
общность всех людей и единичного
представителя человеческого