Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:53, реферат
Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.
1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31
В конце концов, то. что делает человека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие «личность- обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.
Социальная индивидуальность человека не возникает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.
Личность имеет сложную
структуру и интерпретацию. Так,
в общей психологии под личностью
обычно подразумевается некоторое
интегрирующее начало, связывающее
воедино различные психические
процессы индивида и сообщающее его
поведению необходимую
Проблема личности в философии
— это вопрос о том, в чем
сущность человека как личности, каково
ее место в мире и в истории.
Личность здесь рассматривается
как индивидуальное выражение и
субъект общественных идеалов, ценностей,
общественных отношений, деятельности
и общения людей. Их качество как
в историческом плане, так и в
плане «наличного бытия» оказывает
огромное влияние на формирование исторического
типа личности, ее конкретные состояния
и свойства. Особенно следует сказать
о влиянии деятельности на личность.
Деятельность человека является той
основой, на которой и благодаря
которой происходит развитие личности
и выполнение ею различных социальных
ролей в обществе. Только в деятельности
индивид выступает и
Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. «Личностью не родятся, личностью становятся» [1]. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях. — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.
Лишение индивида общения
и возможности выбора, известной
свободы действий также отрицательно
сказывается на развитии личности и
ее самочувствии. Не случайно изоляция
человека от общества и общения всегда
считалась одним из самых суровых
наказаний, и это вполне объяснимо,
ибо постоянная изоляция и одиночество
противоречат самой сущности личности.
Но еще более отрицательное и
страшное влияние на личность имеет
навязывание ей чужой воли и мыслей.
Человек, полностью подчиненный
чужой воле и лишенный (посредством
внушения, идеологического оболванивания,
пропаганды и т.д.} собственного мировоззрения,
собственных мыслей и взглядов, —
это уже не личность. Так же, как
трудно назвать личностью индивида,
лишенного разума и рассудка по каким-то
другим причинам. Такие люди, у которых
отсутствуют свобода действий, воля
или разум, не могут быть ответственными
(без свободы нет
Мы подошли к очень
важной характеристике личности —
ее нравственно-духовной сущности и
обусловленных ею поступков. В содержание
личности и ее оценку в качестве
важнейшего компонента включается направленность
ее сознания, личностные ориентации, обусловленные
уровнем ее сознания, мировоззрением,
нравственностью и
В этой связи следует отметить,
что Бердяев был во многом прав,
когда рассматривал личность, в отличие
от индивида, как духовную сущность
и качество человека. «Как образ
и подобие Бога. — пишет он.
— человек является личностью. Личность
следует отличать от индивида. Личность
есть категория духовно-религиозная,
индивид же есть категория натуралистически-
Сила воли и сила духа
личности, ее нравственная доброта
и чистота не могут подтвердиться
и реализоваться никаким другим
способом, как только в реальной
практической деятельности и в определенных
социальных условиях. Поступки человека,
являющиеся важнейшим фактором, характеризующим
личность, — это не слова, а дела,
и. видимо, не случайно даже в священном
писании говорится о воздаянии
«каждому по делам его». И именно
тогда, когда дело доходит до реальных
поступков, обнаруживается, как это
трудно и тяжко быть личностью, быть
свободным, быть честным, принципиальным
и т.д. Потому что. если индивид действительно
считает себя личностью или стремится
быть ею, он должен быть ответственным,
и не только в своих мыслях, но
прежде всего в своих поступках,
а это всегда тяжелое бремя. Таким
образом, характеристика личности со стороны
свободы, о необходимости которой
пишут многие авторы, безусловно, необходима,
свобода — это атрибут
Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний, очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самой собой и людьми. Это замечательно раскрыли в своих произведениях писатели экзистенциального плана, а особенно Достоевский. Хотя нельзя не упомянуть в связи с этим и «Исповедь» Толстого.
Личность и социальные ценности
Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
Понятие и природа ценностей
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.
В античной, а затем и
средневековой философии
Уже в античной философии
наблюдаются разные подходы к
вопросу об абсолютном и относительном
характере ценностей. Если, например,
по мнению того же Платона, высшие ценности
носят абсолютный характер, то с
точки зрения представителей софистов
все ценности индивидуальны и
относительны. Это вытекало из их основного
тезиса: «Человек есть мера всех вещей».
Попытка дифференцированного
Различные исторические эпохи
и разные философские системы
накладывают свой отпечаток на понимание
ценностей. В средние века они
связываются с божественной сущностью,
приобретают религиозный
Кант впервые употребляет
понятие ценности в специальном,
узком смысле. Предпосылкой аксиологии
у него является разведение сущего
и должного, реальности и идеала.
Ценности — это: требования, обращенные
к воле; цели, стоящие перед человеком;
значимость тех или иных факторов
для личности. Гегель особое внимание
уделяет разграничению
После выделения аксиологии
в самостоятельную область
Натуралистический психологизм
Дж. Дьюи (1859— 1952). В этой концепции
ценности рассматриваются как
Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности — не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.
Персоналистический онтологизм.
Наиболее видным представителем этого
направления является М. Шелер, утверждавший
объективный характер ценностей. Они,
по его мнению, образуют онтологическую
основу личности. Но ценности, находящиеся
в предметах, не следует отождествлять
с их эмпирической природой. Так
же как, например, цвет существует независимо
от предметов, которым он принадлежит,
так и ценности (приятное, величественное,
доброе) могут созерцаться вне
зависимости от тех вещей, свойствами
которых они являются. Познание ценностей
и их созерцание основано в конечном
счете на чувстве любви или
ненависти. Ценности тем выше, чем
они долговечнее и чем выше
удовлетворение, которое мы от них
получаем. В этом смысле наименее долговечными
являются ценности, связанные с удовлетворением
чувственных желаний и с
Социологическая концепция ценностей. Основателем ее является М.Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.