Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:53, реферат
Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.
1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31
В контексте этих двух традиций
генеральная перспектива
В соответствии со сказанным следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации личности отдать предпочтение, что необходимо менять в первую очередь — личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.
Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм [1]. Сказанное свидетельствует о том. что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том. чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.
Еще одна актуальная и важнейшая для нас сегодня проблема — влияние рыночных ценностей на социализацию личности. Наше общество переживает ответственный исторический этап — становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняется весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентаций, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.
Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие экономического либерализма и конкуренции, как это хорошо показали известные западные ученые К. Хорни. Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, неврозы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.
В условиях господства рыночных
отношений личность нередко теряет
свои высшие ценности, составляющие смысл
ее жизни. А это ведет к образованию
экзистенциального вакуума. При
этом следует иметь в виду, что
в нашей стране проблема, видимо,
будет усугубляться. Дело в том, что
автоматизация домашнего
Сами по себе рыночные отношения
и связанные с ними цели и ценности
не могут иметь самодовлеющего значения,
т.е. выступать как высшие ценности.
Это всегда лишь ценности-средства
для собственного развития человека.
Преследующие цели материального обогащения
рыночные ценности, конечно, необходимы.
Но за ними всегда стоят (и не должны
забываться) более основополагающие
ценности духовного развития личности.
Немаловажная роль по их утверждению
в жизнь принадлежит и
К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика должна быть социально ориентированной. Ценности экономического либерализма и социальной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе.
Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способной части населения.
Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действительности, а могут носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем — искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.
Нельзя не затронуть и
такой аспект проблемы, как все
шире распространяющиеся в нашем
обществе иррациональные и псевдонаучные
ценности. На личность сегодня систематически
обрушивается лавина информации, содержание
которой связано с псевдонаукой
(мистика, оккультизм, астрология, магия,
колдовство и т.д.). В этих условиях
непроизвольно, на бессознательном
уровне формируется некритическое
мышление и восприятие действительности.
Рационализм заменяется иррационализмом,
любой функциональный миф считается
рациональным. Формируется тип сознания,
в котором реальные противоречия
не принимаются в расчет, принцип
объективности подменяется
В заключение хотелось бы отметить,
что одной из важнейших тенденций
развития современной философии
является все большее внимание к
человеку, к проблемам его бытия
в мире и к его внутреннему
миру. И это, очевидно, не случайно, потому
что, в конце концов, общая задача
философии как раз и должна
заключаться в том, чтобы помочь
рационально-практическим способом соединить
человека с миром, сделать человека
реальным представителем и субъектом
мира, а мир действительно
Таким образом, мы рассмотрели
наиболее общие и основные вопросы
современной философской
.
.
1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 тт. М., 1976
2. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994.
3. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.. 1994.
4. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993
5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., Политиздат, 1989.
6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.
7. Шелер М. "Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).