Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:53, реферат
Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.
1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31
В нашей современной литературе
также существуют разные точки зрения
по вопросу о природе ценностей
и их понятии. В частности, ценность
рассматривается как предмет, имеющий
какую-либо пользу и способный удовлетворить
ту или иную потребность человека;
как идеал; как норма; как значимость
чего-либо вообще для человека или
социальной группы и т.д. Все эти
понимания отражают определенную, реальную
сторону ценностей, и их надо рассматривать
не как взаимоисключающие, а как
взаимодополняющие общую
Все многообразие мира может
выступать в качестве «предметных
ценностей» и оцениваться с точки
зрения добра и зла, истины и лжи,
прекрасного и безобразного, справедливого
и несправедливого и т.д. К таким
ценностям относятся предметы материальной
и духовной деятельности людей, общественные
отношения и включенные в их круг
природные явления, имеющие для
человека положительное значение и
способные удовлетворять их многообразные
потребности. Другим видом ценностей
являются «субъектные ценности», к
которым относятся установки, оценки,
требования, запреты и т.д., выраженные
в форме норм. Они выступают
ориентирами и критериями деятельности
людей. Таким образом, в центре понимания
ценностей находится ценностное
отношение человека к миру, сторонами
которого и являются «предметные
ценности» и «субъектные
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.
На ценностное восприятие
и процесс формирования ценностей
оказывают влияние все сколько-
На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес» [1].
Каждый человек живет
в определенной системе ценностей,
предметы и явления которых призваны
удовлетворить его потребности.
В известном смысле можно сказать,
что ценность выражает способ существования
личности. Причем разные ценности имеют
для нее различное значение и
с этим связана иерархия ценностей.
Как и сами ценности, их иерархическая
структура носит конкретно-
Ценности личности образуют
систему ее ценностных ориентаций,
под которыми имеется в виду совокупность
важнейших качеств внутренней структуры
личности, являющихся для нее особо
значимыми. Эти ценностные ориентации
и образуют некую основу сознания
и поведения личности и непосредственно
влияют на ее развитие. При этом, в
соответствии с конкретной, индивидуальной
иерархией ценностей, наблюдается
относительный характер ценностных
ориентаций. Так, один учится, чтобы
больше зарабатывать, а другой работает,
чтобы иметь возможность
Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так. выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.
Такую же ценность представляют
и социальные общности и общество
в целом, которые также являются
субъектами ценностей. Основа этого
заключена в социальной сущности
человека и вытекающей отсюда диалектике
общества и личности. По этому поводу
видный русский философ П.И, Новгородцев
писал следующее: «Личность есть
начало безусловное, но не самодовлеющее:
общество, которое ей противопоставляется,
ведь это другие лица, которые могут
быть не средствами, а только целями
для данной личности. Являясь лицом
и притязая на безусловное нравственное
значение, я должен и в других
лицах признать такую же безусловную
ценность. Я не могу видеть в обществе,
т.е. в других лицах, только средства
для моих целей, я должен признать
за ними значение таких же нравственных
целей, какое они, т.е. все общество,
должны признать за мною. Тут создается
не отношение средства к целям, а
более сложное отношение
Помимо этого, к высшим
ценностям следует отнести
По поводу роли высших ценностей
в социализации и самоактуализации
личности видный американский ученый
А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся
люди вовлечены в некоторое дело.
Они преданы этому делу, которое
является для них чем-то очень
ценным. Это — призвание судьбы,
и люди любят его так, что для
них исчезает разделение «труд-радость».
«Один посвящает свою жизнь закону,
другой — справедливости, еще кто-то
— красоте или истине. Все они
тем или иным образом посвящают
свою жизнь поиску того, что я
назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями,
поиску предельных ценностей, которые
являются подлинными и не могут быть
сведены к чему-то более высокому.
Имеется около четырнадцати таких
Б-ценностей: истина, красота, добро
древних, совершенство, простота, всесторонность
и несколько других» [1] Эти ценности
бытия выступают как важнейшие
потребности (метапотребности), и они
настолько значительны для
С проблемой высших ценностей,
и прежде всего смыслом жизни,
связана и проблема «экзистенциального
вакуума». В экзистенциальном вакууме
оказывается человек, запутавшийся
в ценностях или не нашедший их.
Это состояние особенно широко распространено
в наши дни. Традиционные и устоявшиеся
ценности быстро разрушаются, и не только
молодым, но и умудренным жизнью людям
часто не ясно, для чего жить, к
чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный
вакуум, связанный с потерей
Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что потеря ценностей ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности» [2].
Но не только высшие ценности
воздействуют на социализацию личности.
Немаловажное значение в этом процессе
имеют и ценности-средства, которые
выступают как промежуточные
ценности. Они подчинены высшим ценностям
и обусловлены ими. Например, если
человек стремится к
Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.
Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.
Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь прежде всего с изменением социальной среды и мира.