Проблема происхождения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:53, реферат

Описание

Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры.

Содержание

1 Проблема происхождения человека ……………………………………..2
2 Проблема человека в философии Древней Греции……………………...3
3 Средневековая христианская концепция человека……………..……….6
4 Человек Нового времени в европейской философии……………………7
5 Антропологическая проблема в русской философии…………………...8
6 Современные проблемы философии человека……………………….. 10
7 Индивид и личность……………………………………………………...18
8 Личность и социальные ценности……………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 88.08 Кб (Скачать документ)

В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей  и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий  какую-либо пользу и способный удовлетворить  ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или  социальной группы и т.д. Все эти  понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать  не как взаимоисключающие, а как  взаимодополняющие общую концепцию  ценностей. Они имеют разные основания  и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому  каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или  иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные  ценности, связанные с верой в  сверхъестественное, являются также  реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают  нормы и мотивы их поведения и  поступков. Если иметь в виду самое  общее понимание ценностей, то можно  сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может  выступать в качестве «предметных  ценностей» и оцениваться с точки  зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого  и несправедливого и т.д. К таким  ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для  человека положительное значение и  способные удовлетворять их многообразные  потребности. Другим видом ценностей  являются «субъектные ценности», к  которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают  ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания  ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами  которого и являются «предметные  ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят  социальный характер. Они формируются  на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения  людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует  сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному  и представлять различную ценность для дегустатора вин и для  другого человека. Это же можно  сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей  оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого  существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает  личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия  общечеловеческих ценностей. Не следует  только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными  ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений  возникают интересы людей, которые  непосредственно обусловливают  заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что  же такое ценность, то можно воспользоваться  формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте  можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес» [1].

  • 1 Shibutani Т . Society and personality. N.Y., 1961. P. 105.
  • 2. Социальные ценности и социализация личности

Каждый человек живет  в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования  личности. Причем разные ценности имеют  для нее различное значение и  с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая  структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное  время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному  относиться к куску хлеба, а симфоническая  музыка (или рок-музыка) может вызвать  у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими  словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей  и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры  личности, являющихся для нее особо  значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно  влияют на ее развитие. При этом, в  соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается  относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы  больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться  и самосовершенствоваться. Но, так  или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает  регуляторами развития личности. Они  служат критерием норм и правил поведения  личности, по мере усвоения которых  происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта  и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с  развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как  ценности личности, образуют систему  ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим  моментом социализации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации  и иерархии ценностей. Так. выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях  положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно  выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все  они находятся между собой  в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого  человека.

Однако, несмотря на различные  формы дифференциации ценностей  и их релятивный характер, имеется  самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться  только как ценность-цель, и никогда  к ней не должно быть отношения  как к ценности-средству, о чем  так убежденно писал Кант. Человек  — это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей  и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях  вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические  спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого  заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ П.И, Новгородцев  писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут  быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом  и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную  ценность. Я не могу видеть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается  не отношение средства к целям, а  более сложное отношение взаимодействия целей» [1].

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие  «предельные» и наиболее общие для  людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким  ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность  существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе  вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах» [2]. Этот тип ценностей  оказывает первостепенное влияние  на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства  будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности  реализовать его, так же как и  другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности  самой жизни, а порой кончают  и трагедией. Известно, например, сколько  жизней было отдано за одну лишь свободу.

  • 1 Новгородцев П.И. Об общественном идеале М., 1991 С. 198.
  • 2 Уайтхед А Н. Избранные работы по философии М., 1990 С. 306.

По поводу роли высших ценностей  в социализации и самоактуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся  люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое  является для них чем-то очень  ценным. Это — призвание судьбы, и люди любят его так, что для  них исчезает разделение «труд-радость». «Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливости, еще кто-то — красоте или истине. Все они  тем или иным образом посвящают  свою жизнь поиску того, что я  назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, поиску предельных ценностей, которые  являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких  Б-ценностей: истина, красота, добро  древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [1] Эти ценности бытия выступают как важнейшие  потребности (метапотребности), и они  настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного  проживания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом  жизни для большинства людей.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме  оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся  ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям  часто не ясно, для чего жить, к  чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное  влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

Постоянным спутником  и формой проявления экзистенциального  вакуума является скука. В наше время  она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется  тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству  от реальности; пьянству, наркомании, а  порой и к суициду; или к  антисоциальному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что потеря ценностей  ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности» [2].

  • 1 Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности Тексты М., 1982 С. 110.
  • 2 Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7. С. 123.

Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые  выступают как промежуточные  ценности. Они подчинены высшим ценностям  и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению  справедливости, он никогда не будет  использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру  несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей-средств  не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые  благородные цели не оправдывают  дурных средств.

Ценности-средства в большей  степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств  и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и  общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут  достигаться при помощи различных  конкретных ценностей-средств. Последние  могут быть при этом самого разного  плана и иерархии: материальные и  духовные, более общие и менее  общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Следующий аспект рассматриваемой  проблемы касается того, что различные  социокультурные типы общества имеют  специфические ценности, которые  составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения  личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные  со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как  справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям  и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит  здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая  семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение  себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным  является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В  соответствии с этим социализация личности связывается здесь прежде всего  с изменением социальной среды и  мира.

Информация о работе Проблема происхождения человека