Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат
Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.
1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18
АО «Медицинский университет Астана»
Кафедра экологии
Реферат
Тема: Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ
Приготовил: Тойметов Ф. Я.
Проверила: Мантугелова А. К.
АСТАНА 2013
Содержание
1. Введение......................
2. Цели ..............................
3. Задачи ..............................
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения
5. Объективные предпосылки
необходимости улучшения
качеством воздуха в Казахстане
..............................
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ..............................
7. Мониторинг и оценка
..............................
9. Необходимые меры, которые
Казахстану следует
10. Основные направления
деятельности по реализации
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению....................
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)........................
Протокол по тяжелым металлам..............
Протокол по СОЗ ..............................
Протокол по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном18
1. Введение
Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году. В результате международных
переговоров в 1979 году была принята Женевская конвенция о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния (далее КТЗВБР, или Конвенция), которую первоначально
подписали 34 страны и ЕС. Конвенция вступила в силу в 1983 году, и в настоящее время
насчитывает 49 из 55 сторон региона ЕЭК ООН. Она носит декларативный характер,
призывая к международному сотрудничеству с целью установить контроль над
национальной деятельностью, наносящей ущерб здоровью человека и окружающей среде
вследствие трансграничного переноса загрязняющих веществ.
В 1984-1999 гг. Исполнительным Органом Конвенции были проведены переговоры, в
результате которых она была дополнена 8 важными протоколами. Требования Протоколов
направлены на решение конкретных природоохранных проблем, таких, как подкисление и
эвтрофикация, или посвящены конкретным загрязнителям, таким, как сера, азот, летучие
органические загрязнения, тропосферный озон, тяжелые металлы и стойкие органические
загрязнители. В настоящее время большое внимание уделяется связи Протоколов с другими
природоохранными
Стокгольмской конвенцией по стойким органическим загрязнителям (СОЗ), Киотским
протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и др.), а также подготовке их
будущего пересмотра.
Протоколы КТЗВБР являются важнейшими международными инструментами для
борьбы с антропогенными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. В настоящее
время существуют следующие Протоколы Конвенции ООН о трансграничном загрязнении
воздуха на большие расстояния:
1. Протокол по сокращению
выбросов серы или их
Хельсинки;
2. Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, 1988
год, София;
3. Протокол по летучим
органическим соединениям (ЛОС)
4. Протокол по сере (второй протокол по сере), 1994 год, Осло;
5. Протокол по тяжелым металлам, 1998 год, Орхус, Дания;
6. Протокол по стойким
органическим загрязнителям (
7. Протокол о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном, 1999 год,
Гетеборг, Швеция;
8. Протокол о долгосрочном
финансировании совместной
распространения загрязнителей воздуха на большие расстояния в Европе (ЕМЕП), принятый
в Женеве в 1984 г., (Протокол ЕМЕП).
Анализ материалов Конвенции показал, что в результате осуществления ее
протоколов качество воздуха в Европе существенно улучшилось. По сравнению в 1980 г.
выбросы серы уменьшились более, чем на 60 %, по сравнению с уровнем 1990 г. выбросы
оксидов азота сократились на 25 %, ЛОС – на 35 %, а аммиака – на 20 %.
4
Первые четыре из вышеперечисленных протоколов в настоящее время не столь
актуальны, так как сроки выполнения обязательств по ним уже истекли. Протокол ЕМЕП не
имеет целевого года, то есть является бессрочным. Таким образом, для того чтобы быть
полноправным участником Конвенции, Казахстану необходимо провести исследования и
рассмотреть вопрос о целесообразности
присоединения к последним
Общие требования по этим четырем Протоколам включают:
- отчетность;
- содействие обмену информацией, эффективными технологиями и методами;
- доступ общественности к информации;
- принятие стратегий, политики, программ, мероприятий и информационной основы,
научных и экономических критериев;
- поддержку исследований, развития мониторинга и сотрудничества.
Обязательства по протоколам вступают в силу через 90 дней после ожидаемого
присоединения. Этот период можно использовать для дополнительного изучения и оценки,
которое подготовит почву для строгого соблюдения обязательств по протоколам для
Казахстана. В приложении к Концепции приводятся основные требования по Протоколам
КТЗВБР.
Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2001 г., но не стала стороной ни
одного из ее Протоколов. За 25 лет существования Конвенции наиболее важным
достижением в Европе является внедрение политики снижения выбросов загрязняющих
веществ. Центральная Азия является новым регионом, охваченным Конвенцией. Участвуя в
международном сотрудничестве, Казахстан и другие страны Центральной Азии могут
рассматриваться как связующее звено между Европой и Азией для расширения мониторинга
и разработки действий по регулированию качества воздуха в полушарном масштабе.
Казахстан был выбран в качестве пилотной страны на основе уровня подготовки к
выполнению протоколов к Конвенции. Предполагается, что Казахстан, как ведущая страна,
покажет пример улучшения
управлением качеством
странам.
В Казахстане вопросам загрязнения трансграничного характера и переноса
загрязнения воздуха на большие расстояния придается большое значение. В «Концепции
экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы» (КЭБ) эта проблема
рассматривается как реальная внешняя угроза, решение которой должно обеспечиваться
совместными действиями сопредельных государств (раздел 3.2.5. Вопросы трансграничного
характера).
В КЭБ указывается на причины высокого уровня загрязнения воздуха в городах
Казахстана: использование устаревших технологий производства, неэффективные очистные
сооружения, низкое качество сжигаемого топлива, слабое использование возобновляемых и
нетрадиционных источников энергии. Кроме того, значительная часть населения
промышленных центров проживает в зоне повышенного влияния вредных выбросов, так как
более 20 % предприятий не
имеют нормативной санитарно-
концентрации оксида углерода и диоксида азота в крупных городах (таких, как Алматы,
Усть-Каменогорск, Шымкент) вызван резким увеличением автомобильного парка. В
Западном Казахстане разработка месторождений углеводородного сырья приводит к
увеличению загрязнения атмосферы сероводородом, меркаптанами.
Как отмечено в Концепции экологической безопасности, с 1993 по 2000 годы
выбросы вредных веществ в атмосферу сократились с 5,1 млн. тонн до 3,2 млн. тонн в
основном за счет спада промышленного производства. В последние годы в условиях подъема
экономики удалось стабилизировать выбросы вредных веществ в атмосферу на уровне 3,0-
3,2 млн. тонн за счет
повсеместного внедрения
экспертизы и проведения государственного контроля в области охраны окружающей среды.
Дальнейшее совершенствование этих механизмов позволит после 2010 года приступить к
планомерному снижению выбросов
путем ужесточения
5
предприятиям, сверхнормативно загрязняющим окружающую среду. Необходимые меры по
предотвращению угроз увеличения загрязнения воздушного бассейна будут предусмотрены
в планах реализации КЭБ путем выполнения краткосрочных программ по охране
окружающей среды. Такая программа на 2005-2007 годы в Казахстане уже разработана
(Программа ООС РК на 2005-2007 гг.). Она содержит конкретные мероприятия по
оптимизации управления качеством окружающей среды, снижению воздействия
хозяйственной деятельности на окружающую среду, восстановлению и реабилитации
экосистем, включая исследования загрязнения воздушного бассейна и переноса
загрязняющих веществ на большие расстояния.
Загрязнение воздуха складывается из трех типов источников выбросов загрязняющих
веществ: (а) сельские районы, где загрязнение, как правило, минимальное из-за отсутствия
крупных промышленных предприятий и может считаться фоновым; (b) городского
загрязнения; и (c) промышленного,
включая крупные источники
Трансграничное загрязнение может вносить дополнительный вклад в локальное загрязнение,
в то время как местные источники выбросов могут служить источниками переноса
загрязнителей воздуха на большие расстояния.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи и направления разработки Программы и
Плана выполнения Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие
расстояния и выбранных протоколов к ней в Казахстане с целью улучшения управления
качеством воздуха. Концепция также включает основные предпосылки и потребности
национальной законодательной
поддержки международных
Конвенции и ее Протоколов. Программа, которая будет разработана на основе данной
концепции, должна обеспечить рост национальной осведомленности на всех уровнях,
включая окружающую среду, здравоохранение, развитие экономики и международное
сотрудничество для принятия эффективных решений, включая долгосрочные цели.
Программа должна включать отдельные требования выбранных протоколов, в том числе,
к отчетности по выбросам, и
оценку возможности внедрения «
методов» (НИМ). При разработке Программы основное внимание будет уделяться
эффективному использованию опыта европейских стран в области управления качеством
воздуха, полученного ими в ходе выполнения обязательств по КТЗВБР и протоколам.
Присоединившись к протоколам КТЗВБР Казахстан получит возможность участвовать в
международных совместных исследовательских программах и обмене научно-технической
информацией, получать финансовую и техническую поддержку для улучшения мониторинга
и моделирования переноса загрязнений на дальние расстояния. Особое внимание будет
уделяться развитию международного сотрудничества в вопросах борьбы с загрязнением
воздуха и выполнения обязательств по КТЗВБР. В Казахстане имеется большая потребность
в технической помощи со стороны развитых стран-участниц Конвенции, накопивших
ценный опыт в осуществлении политики и мер, направленных на решение проблем
загрязнения воздуха на широкой региональной основе.
Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ