Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат

Описание

Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.

Содержание

1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18

Работа состоит из  1 файл

СРС экология.docx

— 72.08 Кб (Скачать документ)

• организация и ведение систематических наблюдений за загрязнением воздуха и

выбросами предприятий;

• сбор, хранение, обработка исходной информации о состоянии загрязнения воздуха и

выбросах предприятий;

• оценка фактического состояния загрязнения воздуха, влияния на здоровье людей,

растительный и животный мир;

• оценка эффективности мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна, снижению

экологической напряженности  объектов и территорий;

• стимулирование научной деятельности, направленной на поиск эффективных мер по

сокращению вредных выбросов в атмосферу;

• разработка законодательных актов и программ, направленных на снижение выбросов в

атмосферу;

• разработка механизма реализации принимаемых международных обязательств в

отдельных отраслях экономики;

• разработка программы по охране атмосферного воздуха на 2007 -2009 гг.

Международные обязательства:

• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

(февраль 1991 г., Эспо, Финляндия);

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ноябрь 1979 г.

Женева, Швейцария);

• Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (март 1992 г.

Хельсинки, Финляндия).

Центральный исполнительный орган - Министерство охраны окружающей среды

осуществляет руководство  территориальными управлениями охраны окружающей среды,

организует государственный  мониторинг окружающей среды и осуществляет руководство

единой системой мониторинга  окружающей среды, организует выполнение государственных

программ в этой области, финансируемых из республиканского бюджета, разрабатывает и

внедряет новые формы  совершенствования системы государственного управления в области

охраны окружающей среды.

10

На современном этапе  управление загрязнением окружающей среды  осуществляется

посредством нормативов, устанавливающих  предельно-допустимые выбросы (ПДВ)

загрязняющих веществ.

Регулярный мониторинг качества воздуха в Казахстане проводится только в населенных

пунктах. Основными критериями качества являются значения предельно допустимых

концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных мест. Уровень

загрязнения атмосферы оценивается  также по величине комплексного индекса  загрязнения

атмосферы (ИЗА5), который рассчитывается по пяти веществам с наибольшими

нормированными на ПДК  значениями с учетом их класса опасности.

5. Объективные  предпосылки необходимости улучшения  управления качеством

воздуха в Казахстане

С развитием промышленности и увеличением автомобильного парка  в течение

последних лет качество воздуха  в населенных пунктах Казахстана ухудшается. Об этом

свидетельствуют ежегодные  отчеты РГП «Казгидромет». В течение 2003 года было

зарегистрировано 6 случаев  высокого загрязнения атмосферного воздуха. Максимальные

концентрации диоксида серы в г. Балхаше превышали допустимую норму в 11-20 раз, в

г.Усть-Каменогорске - в 10,7 раза. Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха

ИЗА 5 в 2003 г. отмечался в  городах Шымкент ( 13,6), Караганда (11,8) и Алматы (11,3).

Выбросы предприятий цветной  и черной металлургии, таких как  AО «Балхашмыс»,

АО «Жезказганцветмет», «Испат-Кармет составляют более 800 тыс.т/год.

Сверхнормативные выбросы  наблюдаются на Балхашском горно-металлургическом

комбинате (БГМК), в результате которых концентрации загрязняющих веществ в селитебной

зоне достигали 30-65 ПДК. Негативную роль в загрязнении атмосферного воздуха играют

также предприятия нефтегазового  комплекса в Атырауской, Западно-Казахстанской,

Мангистауской, Кызылординской и Актюбинской областях.

Уровень загрязнения атмосферы  городов и промышленных центров  Республики не

улучшается. Около трети  промышленных предприятий не имеют  санитарно-защитных зон

нормативных размеров. Значительная часть населения промышленных центров  живет в зоне

непосредственного влияния  вредных производственных факторов – выбросов загрязняющих

веществ в атмосферный  воздух, шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д. Средние за

год значения концентрации загрязняющих веществ одной примесью в 2003 году превысили

ПДК в 16 городах республики, а в 5 городах выше ПДК были концентрации трех и более

веществ. Среднегодовые концентрации взвешенных веществ (пыли) в пределах 1,3-2,7 ПДК

отмечены в 6 городах, диоксида азота - 1,0-2,3 ПДК – в 12 городах, диоксида серы - 1,3-1,9

ПДК - в 4 городах, формальдегида - 1,3-5,0 ПДК - в 7 городах, фенола (1,0-3,3 ПДК) в 6

городах.

Наибольшие количества выбросов от стационарных источников наблюдаются  в

Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Атырауской областях. В

загрязнении воздуха городов усилилась роль автомобильного транспорта. В большинстве

крупных городов вклад  автомобильного транспорта в загрязнение  воздушного бассейна

достигает 60% и более. По Балхашскому региону одной из проблем является загрязнение

атмосферного воздуха  сернистым ангидридом.

В Западном Казахстане негативную роль в загрязнении атмосферного воздуха играют

предприятия нефтегазового  комплекса. Основным загрязнителем  атмосферы является ТОО

"Тенгизшевройл". На предприятии «Казтрансойл» из-за неисправностей приборов контроля

не ведется регулярный производственный мониторинг за промышленными  выбросами от

котельных и трубчатых  печей. На «Актобемунайгаз» объемы ежегодно сжигаемого газа за

2001-2003 гг. увеличились с  373 до 787 млн м3, в то время как его утилизация снизилась с 57

до 47 %.

11

6. Состояние инвентаризации  выбросов загрязняющих веществ  в атмосферу и

отчетности по выбросам

После присоединения Казахстана к КТЗВБР Министерством охраны окружающей

среды РК в секретариат  ЕЭК ООН был предоставлен отчет  о выбросах за период с 1990 по

2000 гг. Стандартный формат  предоставления отчетности не  использовался. Данные

включали общие национальные выбросы, выбросы по шести административным областям,

городам Алматы и Астана и некоторым крупным точечным источникам.

Предоставленные данные были получены от предприятий на основе формы

государственной статистической отчетности № 2-тп (воздух) о выбросах основных

загрязняющих веществ (сернистый  ангидрид, окислы азота, окись углерода, углеводороды,

аммиак, сероводород и  ЛОС), твердых частиц, а также частично ТМ (свинец, медь, мышьяк

за 1990-1995 гг.). Данных по СОЗ  не было предоставлено.

В ежегодных статистических сборниках Агентства по статистике РК также можно

найти информацию о валовых  национальных выбросах от стационарных источников, только

в очень агрегированном виде. Статистические ежегодники публикуют  очень ограниченную

информацию, набор загрязнителей  сводится к некоторым основным загрязняющим

веществам, данные по ТМ и  СОЗ отсутствуют. Данные о выбросах от передвижных

источников в государственную  статистическую отчетность по форме 2-тп (воздух) не

включаются. Эти выбросы  приводятся в дополнении к форме 2-тп (воздух).

Сравнение данных показало, что данные МООС более полные и, возможно, включают

выбросы от передвижных источников. Что касается данных Агентства по статистике, то они

предоставляют общие национальные данные о выбросах в слишком обобщенном виде.

В Казахстане статистические наблюдения за загрязнением атмосферы

осуществляются методом  сплошного учета всех предприятий, имеющих стационарные

источники загрязнения атмосферного воздуха, независимо от их валового выброса  и от того,

оборудованы источники загрязнения  очистными установками или нет. Согласно данным

статистического ежегодника за 2003 год, в воздушный бассейн  республики в значительном

количестве поступили оксид меди – 2207 тонн, свинец и его соединения – 7079 тонн,

мышьяк – 1438 тонн, марганец и его соединения – 408 тонн, ртуть  – 0,551 тонны. Анализируя

нынешнее состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, можно  отметить, что

оно не является удовлетворительным и не отвечает требованиям Конвенции. Поэтому в

данном вопросе Казахстану необходимо усилить деятельность по отчетности с

использованием международного руководства по инвентаризации КОРИНЭЙР/ЕМЕП.

Инвентаризация выбросов на национальном уровне с использование  международного

руководства КОРИНЭЙР/ЕМЕП в Казахстане не проводилась. Такая  работа запланирована в

плане мероприятий МООС на 2005-2007 годы. Однако для ее осуществления может

потребоваться помощь международных  консультантов.

Современное состояние дел  с инвентаризацией выбросов ТМ в  Казахстане связано

со следующими проблемами:

- учет выбросов ТМ в  Казахстане является неполным  вследствие отсутствия контроля  за

их выбросами на таких  крупных источниках выбросов, как  установки по сжиганию

ископаемого топлива, предприятия  по производству черных металлов и  др., а также

вследствие использования  этилированного бензина и недостаточного контроля за

выбросами от мобильных источников загрязнения;

- эффективность пылеочистки на казахстанских предприятиях существенно ниже, чем

требуется по Протоколу;

- на большинстве казахстанских  предприятий не осуществляется  очистка выбросов от

газообразных соединений ртути и учет ее выбросов;

- содержание свинца в  казахстанском этилированном бензине  составляет от 0,15 до 0,37

г/л, что более чем на порядок превышает требования Протокола по ТМ.

При отсутствии данных в  требуемом объеме и оценки их качества можно сделать

вывод о том, что имеющийся  кадастр эмиссий в Казахстане недостаточен для выполнения

12

обязательств по Протоколам КТЗВБР. Существующий уровень инвентаризации

(статотчетности) можно считать точкой отсчета для будущей программы развития кадастра

газовых выбросов, которые  будут выполнены в соответствии с Руководством

ЕМЕП/КОРИНЭЙР.

7. Мониторинг и  оценка

Требования  ЕМЕР и состояние мониторинга  в Казахстане

Требования ЕМЕР изложены в стратегии мониторинга и  программе измерений на 2004-

2009 гг. (EB.AIR/GE.1/2004/5). Дополнительно  имеется стратегия EMEP на 2000-2009 гг.

(ECE/EB.AIR/73). Они определяют  требования к мониторингу для  тех сторон, которые

сотрудничают по протоколу  ЕМЕР.

Новая стратегия и программа  измерения определяют три уровня мониторинга:

1. Первый уровень является  основным подходом и должен  включать все измерения

параметров, необходимых  для таких исследований, как подкисление, эвтрофикация,

образование приземного озона, выбросы тяжелых металлов (кадмий и свинец), т.е.

процессов, влияющих на загрязнение  окружающей среды и здоровье человека.

Интервал измерений не должен превышать 24 часа.

2. Второй уровень также  обязателен, но является более  усложненной программой,

включающей в себя такие  вещества, как аммоний, гидрокарбонаты, ртуть,

минеральная пыль и СОЗ. Здесь  предусматривается более длительное временное

разрешение, чем на первом уровне.

3. Деятельность третьего  уровня предназначена для научных  исследований и может

быть проведена на добровольной основе.

Для веществ, интересующих ЕМЕР, плотность постов на первом уровне составляет 1-2

поста на 100 000 кв. км. Данный уровень применим для Европы. При  переводе его в

масштабы Казахстана необходимо 25-50 постов, что на данный момент невозможно. Посты

второго уровня являются более  дорогими, чем станции первого  уровня, поэтому их создание

начнется с 2009 года.

Страны с переходной экономикой пока не могут обеспечить выполнения всех

требований программы  мониторинга ЕМЕР. Для начала в  Казахстане целесообразно

проводить работу, начиная  с первого уровня. Для адекватного  развития мониторинга

Казахстану необходимо поддерживать имеющиеся связи с Метеорологическим

синтезирующим центром (МСЦ)- Восток в г. Москве, и установить связи с МСЦ-Запад и

Координационным химическим центром (КХЦ) в г. Осло.

На данный момент работа, которая проводится в Казахстане в области мониторинга,

недостаточна для взаимодействия с КТЗВБР. Система мониторинга, действующая, в

Казахстане основана на законах и положениях Правительства РК. Она не соответствует

требованиям КТЗВБР и ЕМЕР. В Казахстане действует 47 наблюдательных станций,

расположенные в городах  и промышленных центрах. 44 из них  работают ежедневно, 3

проводят наблюдения 4 раза в неделю. Состав загрязняющих веществ  состоит из оксидов

серы, азота, аммония, некоторых  ЛОСов и некоторых тяжелых металлов. Среднегодовые

концентрации загрязняющих веществ в атмосфере рассчитываются относительно

установленных в Казахстане ПДК. Учитывая тот факт, что станции мониторинга

расположены в городах, ПДК  зачастую превышены во многих из них. Данный вид

мониторинга, с точки зрения воздействия на человека является полезным для оценки риска

здоровья, но не достаточен для требований ЕМЕР. Следует принять во внимание, что

принятые в Казахстане значения ПДК (для населенных мест) по некоторым веществам

значительно отличаются от установленных в Европейских  странах и представление данных

должно быть в форме  абсолютных, а не относительных единиц.

В Казахстане, в настоящее  время имеется только одна станция  комплексного

фонового мониторинга, расположенная в с. Боровое Акмолинской области. Станция Боровое

Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ