Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат
Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.
1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18
• организация и ведение систематических наблюдений за загрязнением воздуха и
выбросами предприятий;
• сбор, хранение, обработка исходной информации о состоянии загрязнения воздуха и
выбросах предприятий;
• оценка фактического состояния загрязнения воздуха, влияния на здоровье людей,
растительный и животный мир;
• оценка эффективности мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна, снижению
экологической напряженности объектов и территорий;
• стимулирование научной деятельности, направленной на поиск эффективных мер по
сокращению вредных выбросов в атмосферу;
• разработка законодательных актов и программ, направленных на снижение выбросов в
атмосферу;
• разработка механизма реализации принимаемых международных обязательств в
отдельных отраслях экономики;
• разработка программы по охране атмосферного воздуха на 2007 -2009 гг.
Международные обязательства:
• Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте
(февраль 1991 г., Эспо, Финляндия);
• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ноябрь 1979 г.
Женева, Швейцария);
• Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (март 1992 г.
Хельсинки, Финляндия).
Центральный исполнительный орган - Министерство охраны окружающей среды
осуществляет руководство территориальными управлениями охраны окружающей среды,
организует государственный мониторинг окружающей среды и осуществляет руководство
единой системой мониторинга окружающей среды, организует выполнение государственных
программ в этой области, финансируемых из республиканского бюджета, разрабатывает и
внедряет новые формы
совершенствования системы
охраны окружающей среды.
10
На современном этапе управление загрязнением окружающей среды осуществляется
посредством нормативов, устанавливающих предельно-допустимые выбросы (ПДВ)
загрязняющих веществ.
Регулярный мониторинг качества воздуха в Казахстане проводится только в населенных
пунктах. Основными критериями качества являются значения предельно допустимых
концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе населенных мест. Уровень
загрязнения атмосферы оценивается также по величине комплексного индекса загрязнения
атмосферы (ИЗА5), который рассчитывается по пяти веществам с наибольшими
нормированными на ПДК значениями с учетом их класса опасности.
5. Объективные
предпосылки необходимости
воздуха в Казахстане
С развитием промышленности и увеличением автомобильного парка в течение
последних лет качество воздуха в населенных пунктах Казахстана ухудшается. Об этом
свидетельствуют ежегодные отчеты РГП «Казгидромет». В течение 2003 года было
зарегистрировано 6 случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха. Максимальные
концентрации диоксида серы в г. Балхаше превышали допустимую норму в 11-20 раз, в
г.Усть-Каменогорске - в 10,7 раза. Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха
ИЗА 5 в 2003 г. отмечался в городах Шымкент ( 13,6), Караганда (11,8) и Алматы (11,3).
Выбросы предприятий цветной и черной металлургии, таких как AО «Балхашмыс»,
АО «Жезказганцветмет», «Испат-Кармет составляют более 800 тыс.т/год.
Сверхнормативные выбросы наблюдаются на Балхашском горно-металлургическом
комбинате (БГМК), в результате которых концентрации загрязняющих веществ в селитебной
зоне достигали 30-65 ПДК. Негативную роль в загрязнении атмосферного воздуха играют
также предприятия нефтегазового комплекса в Атырауской, Западно-Казахстанской,
Мангистауской, Кызылординской и Актюбинской областях.
Уровень загрязнения атмосферы городов и промышленных центров Республики не
улучшается. Около трети промышленных предприятий не имеют санитарно-защитных зон
нормативных размеров. Значительная часть населения промышленных центров живет в зоне
непосредственного влияния вредных производственных факторов – выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух, шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д. Средние за
год значения концентрации загрязняющих веществ одной примесью в 2003 году превысили
ПДК в 16 городах республики, а в 5 городах выше ПДК были концентрации трех и более
веществ. Среднегодовые концентрации взвешенных веществ (пыли) в пределах 1,3-2,7 ПДК
отмечены в 6 городах, диоксида азота - 1,0-2,3 ПДК – в 12 городах, диоксида серы - 1,3-1,9
ПДК - в 4 городах, формальдегида - 1,3-5,0 ПДК - в 7 городах, фенола (1,0-3,3 ПДК) в 6
городах.
Наибольшие количества выбросов от стационарных источников наблюдаются в
Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Атырауской областях. В
загрязнении воздуха городов усилилась роль автомобильного транспорта. В большинстве
крупных городов вклад автомобильного транспорта в загрязнение воздушного бассейна
достигает 60% и более. По Балхашскому региону одной из проблем является загрязнение
атмосферного воздуха сернистым ангидридом.
В Западном Казахстане негативную роль в загрязнении атмосферного воздуха играют
предприятия нефтегазового комплекса. Основным загрязнителем атмосферы является ТОО
"Тенгизшевройл". На предприятии «Казтрансойл» из-за неисправностей приборов контроля
не ведется регулярный производственный мониторинг за промышленными выбросами от
котельных и трубчатых печей. На «Актобемунайгаз» объемы ежегодно сжигаемого газа за
2001-2003 гг. увеличились с 373 до 787 млн м3, в то время как его утилизация снизилась с 57
до 47 %.
11
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам
После присоединения Казахстана к КТЗВБР Министерством охраны окружающей
среды РК в секретариат ЕЭК ООН был предоставлен отчет о выбросах за период с 1990 по
2000 гг. Стандартный формат предоставления отчетности не использовался. Данные
включали общие национальные выбросы, выбросы по шести административным областям,
городам Алматы и Астана и некоторым крупным точечным источникам.
Предоставленные данные были получены от предприятий на основе формы
государственной статистической отчетности № 2-тп (воздух) о выбросах основных
загрязняющих веществ (сернистый ангидрид, окислы азота, окись углерода, углеводороды,
аммиак, сероводород и ЛОС), твердых частиц, а также частично ТМ (свинец, медь, мышьяк
за 1990-1995 гг.). Данных по СОЗ не было предоставлено.
В ежегодных статистических сборниках Агентства по статистике РК также можно
найти информацию о валовых национальных выбросах от стационарных источников, только
в очень агрегированном виде. Статистические ежегодники публикуют очень ограниченную
информацию, набор загрязнителей сводится к некоторым основным загрязняющим
веществам, данные по ТМ и СОЗ отсутствуют. Данные о выбросах от передвижных
источников в государственную статистическую отчетность по форме 2-тп (воздух) не
включаются. Эти выбросы приводятся в дополнении к форме 2-тп (воздух).
Сравнение данных показало, что данные МООС более полные и, возможно, включают
выбросы от передвижных источников. Что касается данных Агентства по статистике, то они
предоставляют общие национальные данные о выбросах в слишком обобщенном виде.
В Казахстане статистические наблюдения за загрязнением атмосферы
осуществляются методом сплошного учета всех предприятий, имеющих стационарные
источники загрязнения атмосферного воздуха, независимо от их валового выброса и от того,
оборудованы источники загрязнения очистными установками или нет. Согласно данным
статистического ежегодника за 2003 год, в воздушный бассейн республики в значительном
количестве поступили оксид меди – 2207 тонн, свинец и его соединения – 7079 тонн,
мышьяк – 1438 тонн, марганец и его соединения – 408 тонн, ртуть – 0,551 тонны. Анализируя
нынешнее состояние
оно не является удовлетворительным и не отвечает требованиям Конвенции. Поэтому в
данном вопросе Казахстану необходимо усилить деятельность по отчетности с
использованием международного руководства по инвентаризации КОРИНЭЙР/ЕМЕП.
Инвентаризация выбросов на национальном уровне с использование международного
руководства КОРИНЭЙР/ЕМЕП в Казахстане не проводилась. Такая работа запланирована в
плане мероприятий МООС на 2005-2007 годы. Однако для ее осуществления может
потребоваться помощь международных консультантов.
Современное состояние дел с инвентаризацией выбросов ТМ в Казахстане связано
со следующими проблемами:
- учет выбросов ТМ в
Казахстане является неполным
вследствие отсутствия
их выбросами на таких крупных источниках выбросов, как установки по сжиганию
ископаемого топлива, предприятия по производству черных металлов и др., а также
вследствие использования этилированного бензина и недостаточного контроля за
выбросами от мобильных источников загрязнения;
- эффективность пылеочистки на казахстанских предприятиях существенно ниже, чем
требуется по Протоколу;
- на большинстве казахстанских предприятий не осуществляется очистка выбросов от
газообразных соединений ртути и учет ее выбросов;
- содержание свинца в
казахстанском этилированном
г/л, что более чем на порядок превышает требования Протокола по ТМ.
При отсутствии данных в требуемом объеме и оценки их качества можно сделать
вывод о том, что имеющийся кадастр эмиссий в Казахстане недостаточен для выполнения
12
обязательств по Протоколам КТЗВБР. Существующий уровень инвентаризации
(статотчетности) можно считать точкой отсчета для будущей программы развития кадастра
газовых выбросов, которые будут выполнены в соответствии с Руководством
ЕМЕП/КОРИНЭЙР.
7. Мониторинг и оценка
Требования ЕМЕР и состояние мониторинга в Казахстане
Требования ЕМЕР изложены в стратегии мониторинга и программе измерений на 2004-
2009 гг. (EB.AIR/GE.1/2004/5). Дополнительно имеется стратегия EMEP на 2000-2009 гг.
(ECE/EB.AIR/73). Они определяют требования к мониторингу для тех сторон, которые
сотрудничают по протоколу ЕМЕР.
Новая стратегия и программа измерения определяют три уровня мониторинга:
1. Первый уровень является основным подходом и должен включать все измерения
параметров, необходимых для таких исследований, как подкисление, эвтрофикация,
образование приземного озона, выбросы тяжелых металлов (кадмий и свинец), т.е.
процессов, влияющих на загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Интервал измерений не должен превышать 24 часа.
2. Второй уровень также обязателен, но является более усложненной программой,
включающей в себя такие вещества, как аммоний, гидрокарбонаты, ртуть,
минеральная пыль и СОЗ. Здесь
предусматривается более
разрешение, чем на первом уровне.
3. Деятельность третьего
уровня предназначена для
быть проведена на добровольной основе.
Для веществ, интересующих ЕМЕР, плотность постов на первом уровне составляет 1-2
поста на 100 000 кв. км. Данный уровень применим для Европы. При переводе его в
масштабы Казахстана необходимо 25-50 постов, что на данный момент невозможно. Посты
второго уровня являются более дорогими, чем станции первого уровня, поэтому их создание
начнется с 2009 года.
Страны с переходной экономикой пока не могут обеспечить выполнения всех
требований программы мониторинга ЕМЕР. Для начала в Казахстане целесообразно
проводить работу, начиная с первого уровня. Для адекватного развития мониторинга
Казахстану необходимо поддерживать
имеющиеся связи с
синтезирующим центром (МСЦ)- Восток в г. Москве, и установить связи с МСЦ-Запад и
Координационным химическим центром (КХЦ) в г. Осло.
На данный момент работа, которая проводится в Казахстане в области мониторинга,
недостаточна для взаимодействия с КТЗВБР. Система мониторинга, действующая, в
Казахстане основана на законах и положениях Правительства РК. Она не соответствует
требованиям КТЗВБР и ЕМЕР. В Казахстане действует 47 наблюдательных станций,
расположенные в городах и промышленных центрах. 44 из них работают ежедневно, 3
проводят наблюдения 4 раза в неделю. Состав загрязняющих веществ состоит из оксидов
серы, азота, аммония, некоторых ЛОСов и некоторых тяжелых металлов. Среднегодовые
концентрации загрязняющих
веществ в атмосфере
установленных в Казахстане ПДК. Учитывая тот факт, что станции мониторинга
расположены в городах, ПДК зачастую превышены во многих из них. Данный вид
мониторинга, с точки зрения воздействия на человека является полезным для оценки риска
здоровья, но не достаточен для требований ЕМЕР. Следует принять во внимание, что
принятые в Казахстане значения ПДК (для населенных мест) по некоторым веществам
значительно отличаются от установленных в Европейских странах и представление данных
должно быть в форме абсолютных, а не относительных единиц.
В Казахстане, в настоящее время имеется только одна станция комплексного
фонового мониторинга, расположенная в с. Боровое Акмолинской области. Станция Боровое
Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ