Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат

Описание

Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.

Содержание

1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18

Работа состоит из  1 файл

СРС экология.docx

— 72.08 Кб (Скачать документ)

сотрудничества с другими  Центрально-азиатскими республиками.

j) Установить организационную  схему сотрудничества между различными

министерствами, экологическими НПО, научными организациями.

k) Обеспечить финансирование  для этих действий из национального  бюджета.

17

Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и  возможности Казахстана

по их выполнению

Протокол о  долгосрочном финансировании совместной программы мониторинга и

оценки распространения  загрязнителей воздуха на большие  расстояния в Европе

(ЕМЕП).

Протокол ЕМЕП вступил  в силу 28 января 1988 года и в настоящее  время насчитывает

42 Стороны. Он обеспечивает  основу для международного совместного  финансирования

мониторинга, моделирования  и оценки в рамках Конвенции. Эта  программа играет наиболее

важную роль в конвенции, так как она собирает и оценивает  данные по эмиссиям,

атмосферному переносу и  химической трансформации, а также  концентрациям,

необходимым для моделирования трансграничных потоков, интегрированной комплексной

оценки, соответствия мониторингу  и исследованию воздействий.

Анализ состояния мониторинга  качества воздуха в Казахстане показывает, что этот

протокол является наиболее приоритетным для присоединения. Однако Казахстан может

выполнять только первый уровень  программы измерений.

Согласно условиям Протокола  ЕМЕП совместное финансирование должно покрывать

годовые расходы на сотрудничество с мировыми центрами ЕМЕП (Химический

координационный центр (ССС), метеорологические синтезирующие  центры – Восток и

Запад). Вклады являются обязательными, но дополняются добровольными. Совместное

финансирование Сторон Протокола  производится в соответствии со схемой расчета на базе

шкалы ООН, применяемой по отношению к фактическому числу  Сторон протокола. Когда к

протоколу присоединяются новые  стороны, в приложение к Протоколу  вносятся поправки.

Шкала согласована с Исполнительным Органом Конвенции и поправки к приложению

должны быть приняты консенсусом  Исполнительного органа. Бюджет ЕМЕП на 2005 г.

определен в сумме 2 143 350 долларов США и вероятно не изменится в 2006 г. Процентная

доля Казахстана, рассчитанная в соответствии с этими правилами, предположительно дает

около 0.065 % бюджета, что составляет примерно 1 400 долларов __________США.

Протокол по тяжелым  металлам

Протокол по тяжелым металлам вступил в силу 29 декабря 2003 и  в настоящее время

включает 29 Сторон. Он обеспечивает контроль выбросов, в первую очередь, кадмия,

свинца и ртути, и дополнительно, других тяжелых металлов. Основное обязательство

Сторон Протокола –  сокращение общих годовых эмиссий  тяжелых металлов до

установленных уровней в  соответствующем году. Для страны, которая ратифицирует

Протокол после его  вступления в силу, обязательства  начнут действовать через 90 дней

после его ратификации.

Другое обязательство  по Протоколу относится к установлению ограничений на эмиссии

трех основных тяжелых  металлов, а также на введение НИМ  к новым или существующим

стационарным источникам. Базовый год для Протокола – 1990 (или любой другой

альтернативный год с 1985 по 1995 включительно). Целевые показатели по этому Протоколу

должны быть достигнуты через  два года после его вступления в силу, то есть 29 декабря

2005. Для существующих стационарных  источников - через восемь лет  после вступления

протокола в силу, то есть 29 декабря 2011 года.

Протокол также обеспечивает обязательные меры контроля за производством свинца и

ртути, которые должны быть предприняты в течение шести  месяцев после вступления его  в

силу. Для стран с переходной экономикой целевой год может  наступить через 10 лет.

Ограничения, налагаемые протоколом по хлорно-щелочному производству и

ртутьсодержащим эмиссиям от сжигания медицинских отходов, будут  оцениваться

Сторонами не позднее, чем  через два года после его вступления в силу. Протокол требует,

чтобы меры по снижению эмиссий  были экономически эффективными, установленными на

18

основе общих затрат в  год на единицу сокращения выбросов, включая капитальные и

операционные расходы.

Стороны Протокола должны также отчитываться перед Исполнительным Органом

Конвенции на периодической  основе по мерам, предпринятым по выполнению Протокола и

уровням эмиссий.

Предполагается, что возможному присоединению Казахстана к Протоколу  по тяжелым

металлам должны предшествовать специальные исследования по имеющимся  источникам

эмиссий, фактическим эмиссиям и техническим и экономическим  перспективам выполнения

требований. Направление  работ на первом этапе может включать исследование возможности

внедрения НИМ на отдельных  предприятиях.

Протокол не требует взносов.

Протокол по СОЗ

Вступил в силу 23 октября 2003 года и насчитывает 29 сторон. Его  целью является 16

загрязнителей: пестициды, промышленные химикаты и побочные продукты химических

производств. Двенадцать из них подлежат выведению и на три  распространяются

ограничения (ДДТ перечислен в обоих группах). Побочные продукты, например,

полициклические ароматические  углеводороды (ПАУ) и диоксины/фураны, являются

предметом специальных условий.

Согласно условиям Протокола  загрязнители, перечисленные для  выведения (в

основном, пестициды) должны будут исключены на момент его введения в силу, то есть 23

октября 2003 г., если не оговорены  другие условия. То же условие имеет  значение для

загрязнителей, использование  которых будет ограничено. Базовый  год 1990 или любой

другой альтернативный - с 1985 по 1995 включительно. Ограничения  на PCDD/F от

главных стационарных источников и НДМ должны применяться к новым стационарным

источникам не позднее, чем  через два года после вступления в силу Протокола, то есть 23

октября 2005 г.; для существующих стационарных источников - не позже  чем через 8 лет

после вступления в силу, то есть 23 октября 2011. Протокол также  включает рекомендации

по контрольным мерам  для сокращения эмиссий СОЗ от мобильных источников.

Стороне Протокола необходимо также отчитываться Исполнительному  Органу

Конвенции на периодической  основе по мерам, предпринятым по выполнению Протокола и

уровням эмиссий. Этот отчет  подлежит обзору Комитета по выполнению.

Предполагается, что возможному присоединению Казахстана к Протоколу  по СОЗ

должны предшествовать специальные  исследования по текущим источникам эмиссий,

фактическим эмиссиям и техническим  и экономическим перспективам и  применениям

выполнения обязательств.

Следует отметить также, что  глобальная Стокгольмская Конвенция 2001 г. по СОЗ

вступила в силу 17 мая 2004 года. В нее включены 12 СОЗ, которые также входят в

Протокол. Четыре вещества, включенные в Протокол, но не содержащиеся в Конвенции:

хлордекон, гексабромбифенил, гексахлорогексан (HCH) и полициклические ароматические

углеводороды (PAHs).

В настоящее время очевидно, что существует ряд проблем технического и

экономического характера, которые пока не позволяют возможности  ратифицировать

данный протокол без проведения специальных исследований в сотрудничестве со

Стокгольмской конвенцией. Гармонизация и координация оценок и исследований, включая

отчетность по Стокгольмской  конвенции и Протоколу по СОЗ, могут быть экономически

эффективными.

Протокол не содержит финансовых обязательств.

Протокол по борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном

Гетеборгский протокол насчитывает 24 Стороны. Он вступил в силу 17 мая 2005 года.

Согласно условиям Протокола, каждая его сторона, имеющая согласованные потолочные

19

значения эмиссий, должна снизить и поддерживать сокращение годовых эмиссий в

соответствии с лимитом. Базовый год 1990, целевой год – 2010.

Выполнение обязательств по протоколу предполагает, что сокращение эмиссий должно

быть достигнуто в отношении  оксидов азота и серы, аммиака  и ЛОС. Поскольку протокол

основан на действии табличных загрязнителей, а также на расчетах оптимизированной

экономической эффективности, Стороны должны индивидуально дифференцировать

требования по сокращению эмиссий, выраженных в процентах  снижения между 1990 и 2010,

а также в тысячах тонн в год.

Он также содержит условие, что предписанные значения ограничений  для новых

стационарных источников должны применяться не позже, чем  спустя один год после

вступления Протокола  в силу. Для существующих стационарных источников целевые

показатели также должны быть достигнуты в течение одного года после его вступления в

силу, или 31 декабря 2007 года. Для стран с переходной экономикой, целевые показатели

должны быть достигнуты через  восемь лет после его вступления в силу. Целевые показатели

для топлива и новых  мобильных источников должны быть применены  на дату его

вступления в силу: для  стран с переходной экономикой –  через пять лет после его

вступления в силу (допускаются  и альтернативные даты).

Другим важным обязательством по Протоколу является отчетность. Стороны должны

периодически на ежегодной  основе отчитываться через Исполнительный секретариат ЕЭК

ООН Исполнительному Органу Конвенции по стратегиям, уровням  эмиссий оксидов серы и

азота, аммиака и ЛОС, используя  методологию ЕМЕП, за 1990 год, прогнозируемым

эмиссиям и планам сокращения. Такая отчетность подлежит обзору со стороны

Исполнительного комитета.

Специфической особенностью Гетеборгского протокола является возможность для

больших стран выполнять  обязательства только для части  страны. Если территория страны

превышает 2 миллиона квадратных километров (как в случае Казахстана), обязательства

могут быть выполнены на определенной части территории. Также Сторона вне пределов

географического охвата ЕМЕП может иметь специальные условия.

Любая Сторона, не перечисленная  в оригинальной версии протокола, может  предлагать

поправки к Протоколу  по внесению ее в список стран вместе с целевыми показателями и

процентным сокращением  эмиссий. Поправки к Протоколу могут  быть предложены и

рассмотрены только при вступлении Протокола в силу. Они предполагают, что Казахстан в

ожидании вступления Протокола в силу, и в подготовке для возможного вступления,

выполнит исследования особых обстоятельств, по которым могут  быть определены целевые

показатели сокращения выбросов и их процентные соотношения. Согласование требований

по сокращению выбросов серы, окислов азота, аммиака и ЛОС  в приложениях Протокола

могут являться результатом  переговоров на основе всесторонней оптимизации,

выполненной __________Международным институтом по прикладному системному анализу (IIASA).

Казахстан может пожелать исследовать возможности такого расчета с помощью центров

ЕМЕП, Центра по интегрированным модельным оценка и IIASA.

Обязательства по Гетеборгскому протоколу имеют непосредственное отношение к

Киотскому протоколу Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Так как

уменьшение эмиссий оксидов  серы и азота является необходимым  требованием данного

Протокола, это внесет большой  вклад и в уменьшение эмиссий  парниковых газов. Поэтому

кадастр эмиссий, его оценка и отчетность, также как и программы  по снижению выбросов,

должны быть разработаны  с двойной целью (уменьшение выбросов в атмосферу,

уменьшение влияния на климат и озоновый слой). Киотский Протокол предусматривает

развитие рыночных механизмов сокращения выбросов, включая торговлю выбросами.

Совместные действия по этим протоколам могут быть наиболее эффективными. Протокол

также не требует финансовых обязательств.

 

Использованная литература:

  1. Интернет

Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ