Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат
Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.
1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18
проводит метеорологические, гидрологические и почвенные наблюдения. Пробы отбираются
13
один раз в месяц только по традиционным загрязнителям, исключая СОЗ. В сухом (летучем)
состоянии загрязнители не регистрируются. Предусматривается, что с улучшением
оснащения станции Боровое стандарты первого уровня ЕМЕР будут достигнуты. Учитывая
планы по модернизации станции Боровое, деятельность в области фонового мониторинга в
Казахстане может быть улучшена. Однако, Боровое находится в северной части Республики,
поэтому в перспективе необходимо открыть хотя бы еще одну фоновую станцию в других
регионах.
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять
Развитие политики
Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха, которая закреплена
нормативно правовыми актами, уже разработана в Казахстане. Она реализуется с целью
защиты окружающей среды и здоровья человека и учитывает проблемы экономического
развития. Дальнейшее развитие этой политики должно быть направлено на достижение и
поддержание ситуации, когда сокращение выбросов на единицу продукции будет снижено, и
тем самым общее количество выбросов будет уменьшаться. В качестве одного из основных
элементов пересмотра политики следует рассматривать опасные воздействия загрязнения
воздуха как движущие силы мер по его сокращению, как технического, так и структурного
характера. Поэтому научно обоснованные взгляды на эффекты воздействия должны
рассматриваться как необходимые.
Нужно рассматривать эти меры с точки зрения действенности и экономической
эффективности, то есть оптимизации. С другой стороны нужно учитывать требования
общественности, привлекая ее к принятию решений. Обязательным элементом этого
процесса должно быть образование и обучение. К обучению должны быть привлечены и
представители предприятий,
неправительственные
Технические вопросы
Успешное проведение политически
согласованных мероприятий
наличия технического оборудования, лабораторий, средств электронной связи,
предоставление и
инфраструктуру для сбора и сравнения информации, а также ее публикации. Нарушения
связи в данной цепи могут привести к серьезным проблемам. Необходимо поддерживать
компетентных экспертов и специалистов в данной сфере, обеспечивать их участие в
тренингах, предоставлять возможность карьерного роста, в результате, которой обеспечится
безопасная и надежная работа в данной области. Казахстан, будучи страной с переходной
экономикой, разработал технические программы и инфраструктуру согласно данной
политике. Однако, несмотря на имеющееся материальное и техническое обеспечение, для
участия в международном сотрудничестве в рамках Конвенции, необходимо иметь более
современное оборудование для проведения мониторинга, возможности для моделирования и
информационные технологии. Кроме того, существуют проблемы, связанные с
несоответствием принятых в Казахстане стандартов с техническими условиями EMEP.
Научные проблемы
Известно, что в Казахстане
имеются сильные научные
Однако область исследований загрязнения воздуха слишком обширна и включает такие
научные дисциплины, как химия, биология, метеорология, почвоведение, медицина, также
технические, экономические и социальные науки. Поэтому в состав рабочих и целевых групп
данной Конвенции входят эксперты из разных областей науки. Необходимо шире привлекать
казахстанских ученых к исследованиям в области охраны окружающей среды и участию в
международных проектах.
Меры регулирования
14
В Казахстане применяются различные показатели, отражающие степень загрязнения
воздуха для населенных мест (ПДК – максимально разовые и среднесуточные, ИЗА). Во
многих случаях они более строгие, чем стандарты ВОЗ и ЕС, но их сложно сравнивать из-за
разного временного масштаба замеров. Во многих случаях мониторинг проводят сами
природопользователи, хотя и используют Программы и методики, утвержденные
соответствующими
реальные возможности усиления стандартов. Применение стимулов (налоги и платежи) и
других экономических инструментов (рыночных механизмов), как в странах Европы, могут
усилить мотивацию для приведения их в соответствие. Национальный план действия
устойчивого развития по ООС является частью Казахстанской Стратегии 2030. В ней
говорится, что управление загрязнением воздуха является приоритетным, и должно
рассматриваться как полезный инструмент для развития дополнительных нормативных актов
и законов.
Пределы на ограничение эмиссий в Казахстане установлены на основе используемых
технологий и различны для существующих и новых источников загрязнения. Развитие
политики для Протоколов Конвенции отображает эффект воздушного загрязнения на ОС,
здоровье людей, и по необходимости
рассматривает концепции
Технологически обоснованные взгляды рассматриваются как инструменты для достижения
целей в ООС. Казахстан необходимо изучить подобные подходы и сделать обзор своих
стандартов.
Администрирование и управление
Важно, чтобы правительство, являющееся Стороной Конвенции и Протоколов, могло
работать с местными институциональными органами, которые наладили бы хорошее
взаимодействие между собой при помощи приоритетных инструментов. Необходимо
назначить национального координатора по всей деятельности, связанной с КТЗВБР. Для
этого необходимо назначить должностное лицо предпочтительно высокого уровня в
Министерстве охраны окружающей среды.
Стороны должны выполнять три вида административных обязательств, главным
образом, по отчетности на регулярной основе: ежегодно по выбросам и раз в два года – по
стратегии и политике сокращения загрязнения воздуха. Такая отчетность составляется
согласно руководствам и справочникам, разработанным секретариатом Конвенции, может
быть подготовлена экспертами в стране. Ответственное должностное лицо должно иметь
достаточно ресурсов и инструментов управления для предоставления адекватной и
своевременной информации. Неисполнение отчета может привести к отрицательному
заключению, а также критике
со стороны Исполнительного
Стороны ЕМЕР также должны иметь хорошо налаженные финансовые процедуры для
обеспечения их ежегодных
взносов в программу, если это
будет требоваться
Ежегодные национальные данные выбросов должны быть подотчетны ЕМЕР, собраны
компетентными экспертами и достаточно хорошо скоординированы. Желательно назначить
национального менеджера по данным.
Развитие программы
Для того, чтобы удовлетворять требованиям программы ЕМЕП Казахстану
необходимо расширить деятельность в области мониторинга фоновых загрязнений. Для
развития программы
следующих мероприятий:
- Обучение специалистов,
участие в международных
рамках Конвенции;
- Разработка программы
организации и проведения
(среднесрочной) для
утверждение и согласование программы наблюдений и измерений, методов химического
15
анализа, рекомендации по приборам и оборудованию, анализу и обработке данных
наблюдений и измерений, обмену информацией;
- Организация станций
наблюдений за элементами
перспективе - две станции), техническое переоснащение и модернизация станций
наблюдений и химико-
- Сотрудничество с
методического, методологического,
программно-математического и
обеспечения элементов программы мониторинга ЕМЕП в Казахстане.
10. Основные направления
деятельности по реализации
Для того чтобы решать проблемы, связанные с трансграничным загрязнением
воздуха, в рамках проекта «КАПАКТ» Казахстану предложено разработать данную
Концепцию, Программу и План ее реализации. Это необходимо, чтобы сотрудничество с
КТЗВБР и выполнение ее требований стали возможными. Работа должна проводиться
согласованно с существующей Программой по охране окружающей среды РК и планом ее
реализации на 2005-2007 гг.
План реализации обязательств по выполнению Конвенции не должен вторгаться в
смежные тематики и проекты, уже запланированные в других конвенциях и программах.
Опыт планирования выполнения требований в других экологических конвенциях показал,
что зачастую стремление к исчерпывающему планированию в рамках каждого
направления создает сложные для экономики страны стратегии, которые после их
разработки не принимаются правительственными органами. Поэтому при разработке
плана мероприятий и определении внешних и внутренних источников их финансирования
необходимо принимать во внимание долгосрочные стратегические приоритеты
экономического развития, индикативные планы, прогнозные показатели государственного
бюджета, а также существующие
законодательные и
обеспечивающие выполнение положений конвенции.
Анализ требований Протоколов КТЗВБР и возможностей Казахстана по их
выполнению показал, что в краткосрочной перспективе Казахстану следует рассмотреть
возможность присоединения только к одному Протоколу, а именно, Протоколу ЕМЕП
(Приложение).
Планы по присоединению к остальным протоколам (Протоколу по тяжелым
металлам, Протоколу по стойким органическим загрязнителям и Протоколу по борьбе с
подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном) также будут рассмотрены в
перспективе.
Поэтому в первую очередь для выполнения этих требований предлагается
сосредоточить внимание на следующих ключевых вопросах:
1. Разработка программы, которая должна включать план мероприятий по
улучшению управления качеством воздуха в рамках Конвенции по
трансграничному загрязнению воздуха на большие расстояния.
2. Оценка влияния эмиссий
основных загрязнителей
окружающую среду.
3. Оценка возможностей внесения поправок и принятия более эффективного
законодательства по снижению загрязнения воздуха.
4. Оценка экономической
эффективности реализации
направленных на уменьшение выбросов.
5. Подготовка инициатив
и планов относительно
сотрудничества и участия в программах КТЗВБР.
6. Применение системных,
комплексных подходов к
воздуха с учетом результатов научных разработок, являющихся движущей силой в
экологической политике.
16
7. Анализ потенциала структурных
изменений с использованием
инструментов в секторе энергетики, транспорта, промышленности и сельского
хозяйства.
8. Помощь и поддержка
общественности в принятии
9. Широкое освещение в
СМИ материалов по
принятых Протоколов.
Для выполнения требований
Конвенции и выбранных
a) модернизировать свою
программу инвентаризации
веществ, включая создание веб-сайта, проанализировать объемы выбросов под
контролем EMEP. Разработать стратегию улучшения ситуации до 2009 в
соответствии с руководящими принципами (EB.IAR/GE.1/2004/5) и
EMEP/CORINAIR;
b) рассмотреть соответствие между кодами EMEP/CORINAIR (Избранная
номенклатура загрязняющих веществ. Выбранная Спецификация для Источников
Загрязнения воздуха) и принятого в Казахстане общего классификатора видов
экономической деятельности (ОКЭД);
c) провести исследования выбросов от энергетического сектора и анализ для
последующего прогнозирования эмиссий на ближайшие 10 - 20 лет с учетом
перспективных планов и программ развития энергетики;
d) рассмотреть несоответствие
между количеством эмиссий,
согласно Руководству ЕМЕП/КОРИНЭЙР и фактическими выбросами
предприятий, и выяснить, предпринимаются ли шаги, чтобы решить эту проблему;
e) участвовать в международном сотрудничестве по моделировании
атмосферного переноса;
f) развивать стратегию и политику для уменьшения загрязнения воздуха;
g) наладить ежегодную
отчетность по выбросам в
обязательствами по КТЗВБР и программой ЕМЕП;
h) провести научно-
веществ на здоровье человека и экологию в целом с помощью международных
проектов.
i) Участвовать в работе исполнительного органа КТЗВБР и рассмотреть возможность
выбора ведущей страны, координирующей обязанности по проекту для
Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ