Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат

Описание

Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.

Содержание

1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18

Работа состоит из  1 файл

СРС экология.docx

— 72.08 Кб (Скачать документ)

проводит метеорологические, гидрологические и почвенные  наблюдения. Пробы отбираются

13

один раз в месяц  только по традиционным загрязнителям, исключая СОЗ. В сухом (летучем)

состоянии загрязнители не регистрируются. Предусматривается, что с улучшением

оснащения станции Боровое стандарты первого уровня ЕМЕР будут достигнуты. Учитывая

планы по модернизации станции  Боровое, деятельность в области фонового мониторинга в

Казахстане может быть улучшена. Однако, Боровое находится в северной части Республики,

поэтому в перспективе  необходимо открыть хотя бы еще одну фоновую станцию в других

регионах.

9. Необходимые  меры, которые Казахстану следует  предпринять

Развитие политики

Государственная политика в  области охраны атмосферного воздуха, которая закреплена

нормативно правовыми  актами, уже разработана в Казахстане. Она реализуется с целью

защиты окружающей среды  и здоровья человека и учитывает  проблемы экономического

развития. Дальнейшее развитие этой политики должно быть направлено на достижение и

поддержание ситуации, когда  сокращение выбросов на единицу продукции  будет снижено, и

тем самым общее количество выбросов будет уменьшаться. В качестве одного из основных

элементов пересмотра политики следует рассматривать опасные  воздействия загрязнения

воздуха как движущие силы мер по его сокращению, как технического, так и структурного

характера. Поэтому научно обоснованные взгляды на эффекты  воздействия должны

рассматриваться как необходимые.

Нужно рассматривать эти  меры с точки зрения действенности  и экономической

эффективности, то есть оптимизации. С другой стороны нужно учитывать  требования

общественности, привлекая  ее к принятию решений. Обязательным элементом этого

процесса должно быть образование  и обучение. К обучению должны быть привлечены и

представители предприятий, неправительственные организации.

Технические вопросы

Успешное проведение политически  согласованных мероприятий напрямую зависит от

наличия технического оборудования, лабораторий, средств электронной  связи,

предоставление и распространения  данных. Необходимо иметь эффективную

инфраструктуру для сбора  и сравнения информации, а также  ее публикации. Нарушения

связи в данной цепи могут  привести к серьезным проблемам. Необходимо поддерживать

компетентных экспертов  и специалистов в данной сфере, обеспечивать их участие в

тренингах, предоставлять возможность карьерного роста, в результате, которой обеспечится

безопасная и надежная работа в данной области. Казахстан, будучи страной с переходной

экономикой, разработал технические  программы и инфраструктуру согласно данной

политике. Однако, несмотря на имеющееся материальное и техническое  обеспечение, для

участия в международном  сотрудничестве в рамках Конвенции, необходимо иметь более

современное оборудование для  проведения мониторинга, возможности  для моделирования и

информационные технологии. Кроме того, существуют проблемы, связанные  с

несоответствием принятых в  Казахстане стандартов с техническими условиями EMEP.

Научные проблемы

Известно, что в Казахстане имеются сильные научные институты, компетентные ученые.

Однако область исследований загрязнения воздуха слишком  обширна и включает такие

научные дисциплины, как  химия, биология, метеорология, почвоведение, медицина, также

технические, экономические  и социальные науки. Поэтому в  состав рабочих и целевых групп

данной Конвенции входят эксперты из разных областей науки. Необходимо шире привлекать

казахстанских ученых к исследованиям  в области охраны окружающей среды  и участию в

международных проектах.

Меры регулирования

14

В Казахстане применяются  различные показатели, отражающие степень  загрязнения

воздуха для населенных мест (ПДК – максимально разовые и среднесуточные, ИЗА). Во

многих случаях они  более строгие, чем стандарты  ВОЗ и ЕС, но их сложно сравнивать из-за

разного временного масштаба замеров. Во многих случаях мониторинг проводят сами

природопользователи, хотя и используют Программы и методики, утвержденные

соответствующими государственными органами. Поэтому необходимо рассмотреть

реальные возможности  усиления стандартов. Применение стимулов (налоги и платежи) и

других экономических  инструментов (рыночных механизмов), как  в странах Европы, могут

усилить мотивацию для  приведения их в соответствие. Национальный план действия

устойчивого развития по ООС  является частью Казахстанской Стратегии 2030. В ней

говорится, что управление загрязнением воздуха является приоритетным, и должно

рассматриваться как полезный инструмент для развития дополнительных нормативных актов

и законов.

Пределы на ограничение эмиссий  в Казахстане установлены на основе используемых

технологий и различны для существующих и новых источников загрязнения. Развитие

политики для Протоколов Конвенции отображает эффект воздушного загрязнения на ОС,

здоровье людей, и по необходимости  рассматривает концепции критических  нагрузок.

Технологически обоснованные взгляды рассматриваются как  инструменты для достижения

целей в ООС. Казахстан  необходимо изучить подобные подходы  и сделать обзор своих

стандартов.

Администрирование и управление

Важно, чтобы правительство, являющееся Стороной Конвенции и  Протоколов, могло

работать с местными институциональными органами, которые наладили бы хорошее

взаимодействие между  собой при помощи приоритетных инструментов. Необходимо

назначить национального  координатора по всей деятельности, связанной  с КТЗВБР. Для

этого необходимо назначить  должностное лицо предпочтительно  высокого уровня в

Министерстве охраны окружающей среды.

Стороны должны выполнять  три вида административных обязательств, главным

образом, по отчетности на регулярной основе: ежегодно по выбросам и раз  в два года – по

стратегии и политике сокращения загрязнения воздуха. Такая отчетность составляется

согласно руководствам и  справочникам, разработанным секретариатом  Конвенции, может

быть подготовлена экспертами в стране. Ответственное должностное лицо должно иметь

достаточно ресурсов и  инструментов управления для предоставления адекватной и

своевременной информации. Неисполнение отчета может привести к отрицательному

заключению, а также критике  со стороны Исполнительного Комитета Конвенции.

Стороны ЕМЕР также должны иметь хорошо налаженные финансовые процедуры для

обеспечения их ежегодных  взносов в программу, если это  будет требоваться Секретариатом.

Ежегодные национальные данные выбросов должны быть подотчетны ЕМЕР, собраны

компетентными экспертами и  достаточно хорошо скоординированы. Желательно назначить

национального менеджера  по данным.

Развитие программы мониторинга  ЕМЕП

Для того, чтобы удовлетворять требованиям программы ЕМЕП Казахстану

необходимо расширить  деятельность в области мониторинга  фоновых загрязнений. Для

развития программы мониторинга  ЕМЕП в Казахстане предполагается реализация

следующих мероприятий:

- Обучение специалистов, участие в международных программах  обучения, организуемых в

рамках Конвенции;

- Разработка программы  организации и проведения программы  мониторинга ЕМЕП

(среднесрочной) для Казахстана, включающей организацию наблюдательной  сети,

утверждение и согласование программы наблюдений и измерений, методов химического

15

анализа, рекомендации по приборам и оборудованию, анализу и обработке  данных

наблюдений и измерений, обмену информацией;

- Организация станций  наблюдений за элементами программы  мониторинга ЕМЕР (в

перспективе - две станции), техническое переоснащение и  модернизация станций

наблюдений и химико-аналитической  службы современным оборудованием;

- Сотрудничество с Международными  центрами ЕМЕП по решению проблем  нормативного,

методического, методологического, программно-математического и информационного

обеспечения элементов программы  мониторинга ЕМЕП в Казахстане.

10. Основные направления  деятельности по реализации Концепции

Для того чтобы решать проблемы, связанные с трансграничным загрязнением

воздуха, в рамках проекта  «КАПАКТ» Казахстану предложено разработать  данную

Концепцию, Программу и  План ее реализации. Это необходимо, чтобы сотрудничество с

КТЗВБР и выполнение ее требований стали возможными. Работа должна проводиться

согласованно с существующей Программой по охране окружающей среды  РК и планом ее

реализации на 2005-2007 гг.

План реализации обязательств по выполнению Конвенции не должен вторгаться в

смежные тематики и проекты, уже запланированные в других конвенциях и программах.

Опыт планирования выполнения требований в других экологических  конвенциях показал,

что зачастую стремление к  исчерпывающему планированию в рамках каждого

направления создает сложные  для экономики страны стратегии, которые после их

разработки не принимаются  правительственными органами. Поэтому  при разработке

плана мероприятий и определении внешних и внутренних источников их финансирования

необходимо принимать  во внимание долгосрочные стратегические приоритеты

экономического развития, индикативные планы, прогнозные показатели государственного

бюджета, а также существующие законодательные и экономические  механизмы,

обеспечивающие выполнение положений конвенции.

Анализ требований Протоколов КТЗВБР и возможностей Казахстана по их

выполнению показал, что  в краткосрочной перспективе  Казахстану следует рассмотреть

возможность присоединения  только к одному Протоколу, а именно, Протоколу ЕМЕП

(Приложение).

Планы по присоединению к  остальным протоколам (Протоколу  по тяжелым

металлам, Протоколу по стойким  органическим загрязнителям и Протоколу  по борьбе с

подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном) также будут рассмотрены в

перспективе.

Поэтому в первую очередь  для выполнения этих требований предлагается

сосредоточить внимание на следующих ключевых вопросах:

1. Разработка программы,  которая должна включать план  мероприятий по

улучшению управления качеством  воздуха в рамках Конвенции по

трансграничному загрязнению  воздуха на большие расстояния.

2. Оценка влияния эмиссий  основных загрязнителей воздуха  на здоровье человека и

окружающую среду.

3. Оценка возможностей  внесения поправок и принятия  более эффективного

законодательства по снижению загрязнения воздуха.

4. Оценка экономической  эффективности реализации дополнительных  мер,

направленных на уменьшение выбросов.

5. Подготовка инициатив  и планов относительно международного  и регионального

сотрудничества и участия  в программах КТЗВБР.

6. Применение системных,  комплексных подходов к решению  проблемы загрязнения

воздуха с учетом результатов  научных разработок, являющихся движущей силой в

экологической политике.

16

7. Анализ потенциала структурных  изменений с использованием экономических

инструментов в секторе  энергетики, транспорта, промышленности и сельского

хозяйства.

8. Помощь и поддержка  общественности в принятии решений  по данной программе.

9. Широкое освещение в  СМИ материалов по присоединению  и выполнению

принятых Протоколов.

Для выполнения требований Конвенции и выбранных Протоколов, Казахстан должен:

a) модернизировать свою  программу инвентаризации эмиссий  загрязняющих

веществ, включая создание веб-сайта, проанализировать объемы выбросов под

контролем EMEP. Разработать  стратегию улучшения ситуации до 2009 в

соответствии с руководящими принципами (EB.IAR/GE.1/2004/5) и

EMEP/CORINAIR;

b) рассмотреть соответствие  между кодами EMEP/CORINAIR (Избранная

номенклатура загрязняющих веществ. Выбранная Спецификация для  Источников

Загрязнения воздуха) и принятого  в Казахстане общего классификатора видов

экономической деятельности (ОКЭД);

c) провести исследования  выбросов от энергетического  сектора и анализ для

последующего прогнозирования  эмиссий на ближайшие 10 - 20 лет с  учетом

перспективных планов и программ развития энергетики;

d) рассмотреть несоответствие  между количеством эмиссий, рассчитываемых

согласно Руководству  ЕМЕП/КОРИНЭЙР и фактическими выбросами

предприятий, и выяснить, предпринимаются ли шаги, чтобы решить эту проблему;

e) участвовать в международном  сотрудничестве по моделировании

атмосферного переноса;

f) развивать стратегию  и политику для уменьшения  загрязнения воздуха;

g) наладить ежегодную  отчетность по выбросам в соответствии  с

обязательствами по КТЗВБР и программой ЕМЕП;

h) провести научно-исследовательские  работы, связанные с влиянием  загрязняющих

веществ на здоровье человека и экологию в целом с помощью  международных

проектов.

i) Участвовать в работе  исполнительного органа КТЗВБР  и рассмотреть возможность

выбора ведущей страны, координирующей обязанности по проекту  для

Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ