Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:38, реферат

Описание

Атмосферный воздух является не только важным природным ресурсом, но и
транспортной средой, которая переносит загрязняющие вещества на дальние расстояния.
Загрязнение воздуха, в основном, от энергетической деятельности, промышленности и
транспорта, а также его перенос на большие расстояния, часто через границы государств,
является серьезной проблемой во многих странах, включая Центрально-азиатский регион.
Европейские ученые еще в 60-е годы настоятельно советовали обратить внимание на
трансграничное загрязнение воздуха и показали связь между выбросами серы от
предприятий энергетики в Европе и подкислением озер в Скандинавии. Кроме того,
загрязняющие вещества могут перемещаться на тысячи километров прежде, чем произойдет
их осаждение и будет нанесен ущерб. Эта проблема обсуждалась на Стокгольмской
конференции по окружающей среде ООН в 1972 и Конференции по безопасности и
сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 году.

Содержание

1. Введение................................................................................................................... 3
2. Цели .......................................................................................................................... 6
3. Задачи ....................................................................................................................... 7
4. Государственная политика в области охраны атмосферного воздуха и
предотвращения трансграничного загрязнения ....................................................... 8
5. Объективные предпосылки необходимости улучшения управления
качеством воздуха в Казахстане .............................................................................. 10
6. Состояние инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и
отчетности по выбросам ........................................................................................... 11
7. Мониторинг и оценка ........................................................................................... 12
9. Необходимые меры, которые Казахстану следует предпринять ..................... 13
10. Основные направления деятельности по реализации Концепции................ 15
Приложение. Анализ обязательств по протоколам КТЗВБР и возможности
Казахстана по их выполнению................................................................................. 17
Протокол о долгосрочном финансировании совместной программы
мониторинга и оценки распространения загрязнителей воздуха на большие
расстояния в Европе (ЕМЕП)............................................................................. 17
Протокол по тяжелым металлам........................................................................ 17
Протокол по СОЗ ................................................................................................. 18

Работа состоит из  1 файл

СРС экология.docx

— 72.08 Кб (Скачать документ)

Присоединение Казахстана к  Протоколам КТЗВБР будет способствовать развитию

политики управления качеством  воздуха, усилению субрегионального сотрудничества и

связей между программами  мониторинга загрязнения воздуха  Европы и Азии. Как

показывает европейский  и азиатский опыт, развитие лучшего  понимания проблемы и

разработка согласованных  программ по сокращению регионального  загрязнения воздуха

очень важны для достижения целей по улучшению качества воздуха. ЕЭК ООН и Казахстан

заинтересованы в развитии сотрудничества по улучшению управления качеством воздуха,

отчетности по выбросам в  атмосферу, мониторингу загрязнения, стратегии и политике по

снижению загрязнения  воздуха, внедрению чистых угольных технологий. Поэтому

Казахстан и другие страны Центральной Азии обратились в ЕЭК  ООН с просьбой оказать

содействие в укреплении институционального потенциала для  управления качеством воздуха

и внедрения технологий чистого  сжигания угля. Это предложение было одобрено в декабре

2003 года Генеральной ассамблеей  ООН для финансирования из  Счета развития ООН.

6

Проект, реализация которого началась в середине 2004 года, получил  название

«Наращивание потенциала для управления качеством воздуха  и применения чистых

технологий сжигания угля в Центральной Азии» (КАПАКТ), в  рамках которого

разрабатываются Концепция, Программа и План ее выполнения на примере Казахстана. Этот

проект выполняется также  в рамках реализации Регионального  плана действий по охране

окружающей среды в  Центральной Азии.

2. Цели

Целью данной концепции является разработка Программы и Плана  выполнения для

улучшения управления качеством  воздуха в Казахстане в рамках Конвенции и выбранных

протоколов КТЗВБР в Казахстане. Предварительно необходимо будет обосновать и

произвести выбор актуальных для Казахстана протоколов к КТЗВБР.

Для наращивания потенциала в целях улучшения управления качеством воздуха

предусматривается проанализировать технические, политические, правовые, экономические

и институциональные аспекты  реформирования системы управления качеством воздуха и

мониторинга загрязнения  воздуха в Казахстане. Анализ существующей ситуации поможет в

разработке Программы, которая  должна определить основные требования и законодательные

меры для выполнения обязательств по Протоколам КТЗВБР.

Используя Концепцию как  руководство, будет разработана  Программа для

улучшения управления качеством  атмосферного воздуха и разработки планов по

присоединению к избранным  протоколам к Конвенции о трансграничном загрязнении

воздуха на большие расстояния и выполнения обязательств по протоколам в порядке их

приоритетности на основе привлечения опыта развитых стран  Европы и Северной Америки.

Она будет рассматривать  не только потребности внедрения  высокоэффективных технологий

в выбранных секторах, но и возможности структурного изменения  системы управления

качеством воздуха и мониторинга  его загрязнения для развития политики в области борьбы с

загрязнением. Программа  должна учитывать трудности и  барьеры для выполнения

требований избранных  протоколов, финансовые аспекты участия  в протоколах к Конвенции,

а также возможности интеграции с существующими национальными  и отраслевыми планами

и программами развития. В Программу должны быть включены отдельные требования

протоколов, а также отчетность по выбросам загрязняющих веществ, являющаяся основным

обязательством стран-участниц Конвенции. Программа также должна предусматривать рост

осведомленности на всех уровнях  о воздействии загрязняющих веществ  на здоровье

человека и окружающую среду.

Порядок разработки и утверждения  программ определяется Правилами разработки и

реализации отраслевых (секторальных) и региональных программ в Республике Казахстан в

соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2004

года N 231. Указанные Правила  подразделяют программы:

1) по срокам реализации на краткосрочные (до 2 лет), среднесрочные (до 3 лет) и

долгосрочные (до 10 лет) с обязательным выделением среднесрочных трехлетних этапов.

План мероприятий по реализации долгосрочных программ разрабатывается  на

соответствующие среднесрочные  этапы;

2) по проблемам на: социальные, экономические, научно-технические, экологические и

другие.

Общий объем расходов, предусматриваемых  в программах на реализацию программных

мероприятий, определяется в рамках прогнозных показателей  республиканского и местных

бюджетов на трехлетний период. Поэтому данная программа включает в себя среднесрочные

трехлетние этапы, связанные  с планированием бюджетного финансирования мероприятий по

ее реализации.

Уполномоченным органом  по программам является Министерство экономики и

бюджетного планирования Республики Казахстан, которое осуществляет методологическое

руководство деятельностью  государственных органов по разработке программ,

7

формирование и дальнейшее ведение перечня действующих и разрабатываемых

государственных и отраслевых (секторальных) программ в Республике Казахстан, общий

контроль за ходом реализации программ, а также проведение оценки эффективности

(результативности) реализации  программ.

Для подготовки Программы  будут привлечены местные эксперты и международные

консультанты, что будет  способствовать укреплению национального  потенциала страны и

развитию международного сотрудничества на субрегиональном  уровне.

Программа должна включать:

1) Обзор основных требований  протоколов Конвенции, включая  отчетные требования

(отчетность о количестве  эмиссий, стратегии и политике) и мероприятия (сокращение

выбросов, внедрение стандартов), а также подтверждение о намерении  участвовать в

программе ЕМЕП, согласно соответствующему протоколу;

2) Обзор основных источников  выбросов загрязняющих веществ,  рассматриваемых в

протоколах Конвенции, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферы,

тенденций их изменения, особенно в энергетическом секторе;

3) Обзор инвентаризации  эмиссий для моделирования переноса  загрязняющих веществ;

4) В области мониторинга  и оценки: обзор требований программы  ЕМЕП, с учетом

пересмотренной стратегии  ЕМЕП по мониторингу (EB.AIR.GE.1/2004/5). Обзор

деятельности по мониторингу  и оценка потенциала для выполнения требований ЕМЕП;

5) Оценку мер, которые  необходимо провести в Казахстане  для реализации требований

протоколов Конвенции, включая  развитие политики, технический потенциал,

нормативные и административные меры.

6) Анализ социальных и  экономических факторов, которые  можно использовать для

реализации работы по управлению качеством воздуха (например, человеческое

здоровье, цены на энергию).

7) Оценку потенциала для  реализации протоколов Конвенции  и рекомендации по

ратификации приоритетных протоколов.

8) Разработку плана мероприятий  по реализации Программы по  улучшению качества

воздуха в Республике Казахстан

3. Задачи

Основные задачи Программы  по улучшению управления качеством  воздуха в

Казахстане заключаются в следующем:

• Обоснование выбора протоколов и определение возможностей выполнения

обязательств по ним, включая  детализированные шаги и расписание выполнения

Национальной программы;

• Организация работ по проведения ежегодной инвентаризации выбросов

загрязняющих веществ  по группам источников и видам  экономической деятельности,

существующим в Казахстане, в соответствии с требованиями КТЗВБР и

международным Руководством по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

(КОРИНЭЙР/ЕМЕП);

• Сбор и анализ данных по годовым объемам выбросов следующих загрязняющих

веществ:

а) диоксид серы, оксиды азота, аммиак, неметановые летучие органические

соединения, моноксид углерода, твердые частицы;

б) тяжелые металлы: в первую очередь, кадмий, свинец и ртуть;

в) стойкие органические загрязнители (бензапирен, ПАУ и другие);

• Проведение систематизации данных для расчетов выбросов загрязняющих веществ по

группам источников и видам  экономической деятельности, существующим в

Казахстане, с учетом требований КТЗВБР, в том числе:

8

а) составление отчета о  выбросах загрязняющих веществ в  электронных таблицах

в соответствии с международным  форматом отчетности;

б) проведение работ, направленных на создание и дальнейшее

совершенствование методики оценки межрегионального загрязнения  территорий

и региональной модели переноса и осаждения примесей;

• Поддержка развития научного и технического потенциала Казахстана в области

снижения выбросов загрязняющих веществ и моделирования трансграничного

переноса загрязнений;

• Содействие реализации мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна городов

и промышленных центров;

• Разработка программ с последующим принятием подзаконных и нормативных актов

по сокращению выбросов от автотранспорта и утилизации попутного  газа,

сжигаемого на многих нефтяных месторождениях;

• Обеспечение государственной и политической поддержки для решения проблемы

трансграничного загрязнения  воздуха с целью оздоровления воздушного бассейна

промышленных регионов Республики Казахстан;

• Содействие максимальному использованию новых и существующих экологически

чистых технологий для  нужд энергетики и промышленности (НИМ), в том числе

технологий чистого сжигания угля, а также использованию возобновляемых

источников энергии - ветра, солнца, воды, геотермального тепла;

• Постоянное совершенствование нормативной правовой базы в области охраны

атмосферного воздуха  с целью достижения международного уровня требований по

качеству воздуха;

• Обучение и подготовка специалистов в области охраны атмосферного воздуха и

трансграничного переноса загрязнений;

• Совершенствование экономических механизмов, стимулирующих снижение

загрязнения воздуха и  решение проблем трансграничного  загрязнения воздуха;

• Расширение участия организаций Казахстана в международном сотрудничестве в

области охраны атмосферного воздуха.

4. Государственная  политика в области охраны  атмосферного воздуха и

предотвращения  трансграничного загрязнения

Республика Казахстан  как независимое государство  постоянно подтверждает свою

приверженность идеям  экологической безопасности и устойчивого  развития. За годы

независимости Казахстан  присоединился к 19 международным природоохранным

конвенциям, в том числе  к конвенциям по изменению климата  и охране озонового слоя, по

охране биологического разнообразия и редких видов флоры и фауны, по борьбе с

опустыниванием и по трансграничному  переносу загрязнений, по доступу общественности к

экологической информации и  другим.

Разработан ряд законодательных  документов, направленных на охрану окружающей

среды. При разработке Программы  по улучшению управления качеством  воздуха в

Казахстане и плана ее выполнения будут использованы положения следующих Законов и

других нормативно-правовых документов Республики Казахстан:

• от 25.12.97 «Об электроснабжении»

• от 09.07.04 г. “Об электроэнергетике”

• от 11.03.02 г. “Об охране атмосферного воздуха”

• от 10.12.03 г. «Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 гг.»

• от 8.09.04 г. «Концепция реформирования законодательства в области ООС »

• от 20.12.04 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

РК по вопросам разграничения  полномочий между уровнями государственного

правления и бюджетных  отношений»

9

• От 06.12.04 г. Программа “Охрана окружающей среды РК на 2005-2007 гг.” и план

мероприятий по ее реализации.

В Программе «Охрана окружающей среды на 2005-2007 годы» разработано 122

мероприятия по 19 блокам, реализация которых повысит экологическую  безопасность нашей

республики. В том числе  разработаны мероприятия, предусматривающие  проведение

научных исследований по переносу загрязняющих веществ на большие  расстояния,

изучению последствий  загрязнения атмосферы, оценке уровня техногенного загрязнения

воздушного бассейна городов  Казахстана, включающих научно обоснованные

рекомендации по оздоровлению атмосферы. Кроме того, запланировано  приобрести приборы

и оборудование для модернизации станции комплексного фонового мониторинга  Боровое:

автоматический газоанализатор с персональным компьютером и  программным обеспечением

для определения загрязняющих веществ и тяжелых металлов в  атмосферном воздухе;

комплект автоматической метеостанции, комплект портативной  гидрохимической

лаборатории для определения  загрязняющих веществ в поверхностных  водах. Для

реализации вышеуказанных  мероприятий предусмотрено значительное выделение средств из

государственного бюджета. Предусмотрено также значительное вложение средств на

модернизацию измерительной  техники Казгидромета.

Основные  задачи государственной политики управления воздушной средой

заключаются в следующем:

Информация о работе Проблемы трансграничного переноса загрязняющих веществ