Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа
В Концепции развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.
Введение
В Концепции
развития образования РК до 2015 года
говорится о дошкольном воспитании
и обучении, что дошкольное воспитание
и обучение – первый уровень непрерывного
образования, создающий развивающую
среду для полноценного формирования
личности ребенка с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей. Право
детей на дошкольное обучение и воспитание
обеспечивается сетью дошкольных организаций,
а также дошкольными группами
детских домов и школ-
Экологическое
образование и воспитание, направленное
на формирование у человека научного
познания природы, убеждений и практических
навыков, определенной ориентации и
активной жизненной позиции в
области охраны природы, рационального
использования и
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой — одна из составных частей этого процесса — предполагает решение ряда Живая природа — это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Известно, каким
сложным и часто противоречивым
бывает поведение маленького ребенка
в природной среде: имея самые
добрые намерения, дети тем не менее
совершают отрицательные
В дошкольном возрасте
преобладают первый и второй уровни
отношения. Это объясняется характером
наблюдений, проводимых с детьми: при
восприятии природы педагог значительное
место отводит задачам
Педагог обязан
использовать любую возможность, чтобы
поупражнять ребенка в
Цель курсовой работы – раскрыть у детей представление о сообществах живых организмов.
Объект - процесс экологического воспитания дошкольника.
Предмет – формирование представлений у дошкольников о живых организмах.
Задачи:
1.Изучить психолого-
2.Обосновать значение живых организмов у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение характеристик детей; беседы с детьми, наблюдение за деятельностью детей.
Структура данной
работы состоит из введения, двух разделов,
заключения, списка используемой литературы.
Раздел 1. Теоретические
основы ознакомление с природой.
1.1 Вопросы ознакомления
детей с природой в современной научной
литературе
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления
дошкольников с природой получили дальнейшее
развитие в теории и практике советского
дошкольного воспитания в статьях,
методических работах (О. Иогансон, А. А.
Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И.
Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и
др.). Долгое время большим подспорьем
для практиков дошкольного
Большое значение
в научном обосновании методики
ознакомления с природой сыграли
исследования, которые начали проводиться
в 1950-е годы на кафедрах дошкольной
педагогики пединститутов. Одно из первых
- исследование Э. И. Залкинд, посвященное
ознакомлению дошкольников с птицами,
- показало, как важна правильная
организация чувственного восприятия
объектов природы: продуманное руководство
наблюдениями дает детям много впечатлений,
которые преобразуются в
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой
идеи в сфере дошкольного
В дошкольной педагогике
начались исследования по отбору и
систематизации природоведческих знаний,
отражающих ведущие закономерности
живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева,
Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И.
С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях,
посвященных живой природе, в
качестве ведущей была выбрана закономерность,
которой подчиняется жизнь
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе
дошкольного детства ребенок
получает эмоциональные впечатления
о природе, накапливает представления
о разных формах жизни, т.е. у него
формируются первоосновы
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников .
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас" , в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними), "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.