Живые организмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

В Концепции развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.

Работа состоит из  1 файл

наташа Word.docx

— 61.48 Кб (Скачать документ)

Творческий поиск  педагогов и психологов в целом  ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Т. А. Копцевой "Природа и художник" сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы - "Мир-человека" "Мир искусства" - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения

К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль "Чувство природы" , предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети "погружаются" вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает "эмоционального неравнодушия" каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы .

Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа "Наш  дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий  компоненты-знания о природе и  развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает  область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены  живой природе - растениям , животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы"письма животным", создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа  С. Николаевой "Юный эколог" , созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников . "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы  отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь  организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности  любимых растений и животных к  среде, как смену форм приспособительной  взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического  развития, как сходство разных живых  существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно  при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке  ДОУ) в достаточном количестве самих  объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку - он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных  условиях, как пользователь природы  и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно  интересно познавать уже в  дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем  поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения  к природе, которое строится на эмоционально-чувственной  основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

В последнее  время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может  служить программа " Непреходящие ценности природы " Е. В. Пчелинцевой-Ивановой , а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья " Планета детства " , в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа " Азбука экологии " и ее научное обоснование (автор Л. И . Грекова ).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует  большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости  изменения стратегии и тактики  поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное  экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного  детства.  
 

1.2 Особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о живом организме

Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как  оно является ядром сознания, придает  единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде. [1,с 21]. Дошкольное детство – ответственный  период жизни человека, когда формируются  представления, являющиеся начальной  формой знаний.

Представление – это обобщенное отражение окружающего  мира, наглядный  и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета (Венгер Л.А., 1969). [1,с 19].

Экологическими  следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей, существующих в растительном мире (П.Г.Саморукова, А.Ф.Захаревич, Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Г.А.Ковальчук, И.А.Хайдурова и др.). Этими исследователями была доказана доступность детям старшего дошкольного  возраста знаний о зависимости роста  и развития растений от наличия внешних  факторов среды.

Рост и развитие животных – одна из глобальных биологических  закономерностей, включенных в содержание знаний о природе для детей  дошкольного возраста. В теоретических  работах, посвященных проблеме умственного  воспитания дошкольников отмечается,что  ознакомление детей с изменениями, происходящими в природе, имеет важное значение для правильного  и глубокого ее понимания.

Рост и развитие – различные и вместе с тем  взаимосвязанные биологические  процессы. Развитие представляет собой  количественные и качественные изменения  в организме животного на протяжении его жизни. Рост – это увеличение размеров развивающегося организма  в целом и отдельных его  органов.В живой природе процессы роста и развития составляют диалектическое единство. [2,с 89].

Психолого –  педагогические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с ростом и развитием  в живой природе раскрываются в работах Поддъякова Н.Н. “Мышление  дошкольника”; Саморуковой П.Г., Кондратьевой И.Н. “Освоение детьми дошкольного  возраста знаний о росте и развитии растений и животных как центральной  связи понятий”; Фабри К.Е., Николаевой С.Н. “Теоретические основы ознакомления дошкольников с процессами развития в живой природе”. Авторы показывают психологическую готовность дошкольников к целенаправленному познанию особенностей изменения как в растительном, так и в животном мире, отмечают что оно имеет большое значение для развития у них восприятия и образного отражения действительности. Наблюдение за изменением морфологических (окраска, размеры, пропорции животных) и функциональных признаков (устраивают жилища,выкармливают детенышей, учат находить корм, играют и т.д.) создают условия  для развития перцептивных и умственных способностей дошкольников. Н.Н.Поддъяков  в своих работах обращает внимание на то, что при усвоении знаний о  росте и развитии растений и животных у детей формируется динамическая система конкретных представлений. [2,с 89,90].

Т.В.Христовская  показала возможность познания старшими дошкольниками экологически значимой закономерности, существующей в природе  – закономерности роста и развития растений. Представление о закономерностях  роста и развития позволяют дошкольникам делать правильные предположения о  предстоящих изменениях в состоянии  растений, связать их рост с условиями  жизни. [1,с 29,30].

В педагогических исследованиях, касающихся вопросов ознакомления дошкольников с ростом и развитием  живых существ, рассматриваются  преимущественно зависимости жизни  растений и животных от факторов внешней  среды. Вопрос о том, как у дошкольников складываются представления о самом  процессе изменения живого существа по ходу его роста и развития изучен недостаточно. Проводились исследования Т.Н.Дружининой, Т.В.Христовской, Л.С.Игнаткиной, цель которых – выявление особенностей становления у дошкольников представлений  о росте и развитии живых существ: растений и животных. [3,с 101].

Рост и развитие новых организмов дети определяют по разным признакам. Легче всего дошкольникам определить взрослое животное, детеныша, если оба представлены наглядно и  разница в возрасте значительная. Дети устанавливают это по разным признакам: размерам, наличию или  отсутствию отдельных органов, их количеству,по поведению. Доминирующим является признак размера. А.С.Игнаткина отмечает, что дети плохо различают взрослое и молодое животное, когда последнее находится в подростковом возрасте и по общим размерам тела почти не отличается от взрослого. Исследователи отмечают, что большинство детей допускают ошибки при выкладывании карточек с изображением отдельных возрастных стадий, именно в последних звеньях. [3,с 102].

Важным фактором, позволяющим детям определить, какое  перед ним животное – взрослое или детеныш, является их поведение. Все исследователи подчеркивают,что  дошкольники ,даже младшего возраста, выделяют разные поведенческие особенности  животных, рассматривают их как функциональную принадлежность определенному возрасту. Игровое поведение по мнению детей  свойственно только детенышам. Молодые  животные не умеют самостоятельно питаться, передвигаться, защищать себя. И наоборот, взрослые приносят еду, оберегают малышей.

Материалы показывают: на протяжении дошкольного возраста у детей проявляется способность  понимать, что рост и развитие живых  существ осуществляется плавно и  постипенно. Дети 4-го года жизни хорошо ориентируются в начальной и  конечной стадиях развития,но не представляют того,как одна стадия переходит в  другую. Можно сказать, что у детей  весь процесс развития животных выражен  двумя контрастными фазами: с чего начинается и чем кончается. Некоторая  динамичность представлений появляется у детей средней группы. Они  оказываются способными, хотя и аморфно, передать в рассказе продолжительность  процесса во времени. [3,с 108].

Информация о работе Живые организмы