Живые организмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа

Описание

В Концепции развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.

Работа состоит из  1 файл

наташа Word.docx

— 61.48 Кб (Скачать документ)

Получив такие  данные по проведенному исследованию, мы подобрали серию игр и упражнений, которые можно использовать при  ознакомлении детей с животным миром. [6,с.9]

«Покажи отгадку» Цель: познакомить детей с особенностями  передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении  загадки о кошке (Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается) дети выполняют движения кошки: Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать.

«Кто больше назовет волшебных слов». Детям  предлагается как можно больше назвать  животных.

«Зоологическое  лото».

«Выбери млекопитающих  животных». Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.

Игровое упражнение «Как звери в лесу живут». Цель: научить  детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в  разное время года. Дети рассматривают  иллюстрации с животными и  отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.).

Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».

Проведение с  детьми серии игр обеспечило интерес  детей к предлагаемому  материалу и способствовало лучшему  усвоению детьми представлений о многообразии животного мира. 

2.2 Методы ознакомления  детей с живыми организмами 

 В своей  работе Л.И. Пономарева рассматривает  формирование представлений о  взаимодействии человека и природы  в рамках экологического образования  дошкольников. Содержание данных  представлений раскрывает через  последовательность природа –  человек – взаимодействие.                                                            
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек – природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости. 
Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов. 
Содержание экологических представлений раскрываются через основные понятия и разделы биологии: аутэкологию, демэкологию (изучает взаимосвязь популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом), синэкологии (взаимосвязь сообществ живых организмов со средой совместного проживания). 
Самым подходящим для понятия детей является раздел аутэкология Дошкольники окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут 
быть представлены ребёнку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания.  
Аутэкология раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит это взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и в целом знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятно. 
Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно – образному мышлению ребёнка и интересны ему. Маленького ребёнка могут привлечь динамичность поведения животного: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений. 
Конкретизация первого понятия является понятие сферы обитания. Любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством адаптации к определенным условиям жизни. Эта идея конкретно и образно может быть доведена до понимания дошкольника. Например: белка – лесной зверек, сведения о котором дети получают в дошкольном возрасте. Как живое существо, она имеет потребность в пище, воздухе, тепле и другие, которые способна удовлетворить только в своей среде обитания – смешанном или хвойном лесу. Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать её, спасаться от врагов, делать гнездо и выращивать потомство, оставаться оседлым животным, несмотря на сезонные перепады температуры. Таким образом, осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Главное понятие  синэкологии – это сообщество живых существ и его среда  обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости  и причинно – следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем:  
- микроэкосистемы (трухлявый пень); 
- мезоэкосистемы (лес, пруд, луг); 
- макроэкосистемы (океан, континент). 
Можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья.                                                                                                                  Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления.                                 Рассмотренные понятия биоэкологи, адаптированные к уровню познавательных возможностей детей дошкольного возраста.                                     В настоящее время появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие» (Л.Н. Венгер, О.М. Дъяченко, Н.С. Варенцева); «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева); «Радуга» (Т. Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик); «Истоки»). Парциальные « Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Наш дом – Природа» (Н.А. Рыжова); «Я – Человек» (С.А. Козлова);

Анализ программ позволил условно разделить их на три основные группы по целям, задачам  и содержанию: программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; программы эстетико-культурно-экологической  направленности; программы социально-экологической  направленности.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями  живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно  отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»,Н.Н. Кондратьевой «Мы» Ядром содержания программы   «Мы» Н.Н. Кондратьевой являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы. Н.Н. Кондратьева входила также в коллектив авторов методического пособия по экологическому воспитанию дошкольников «Мир природы и ребенок» (Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева).

С.Н. Николаева  в программе «Юный эколог»  выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию  в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано  с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат  «адаптированные на дошкольный возраст  ведущие идеи экологии: организм и  среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа  состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ».  Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им  участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.  Этим же автором разработан «Экологический паспорт детского сада», который используется в дошкольных учреждениях всех регионов России.

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы  самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы  рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь). Многие из этих программ опираются на идеи: Н.К.Рериха. К данной группе, прежде всего можно  отнести программы: 
 В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы «Семицветик» - «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане». Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.  
Главной задачей программы И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы». К этой же группе можно отнести и программу Т.А. Копцевой «Природа и художник», хотя она отличается от предыдущих, структурой. Программа характеризуется блочно-тематическим планированием: выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. В настоящее время эта программа часто используется в сочетании с программой Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», особенно в детских садах, занимающихся эколого-эстетическим направлением.

Третья группа программ выделяется по содержанию программ, где преобладают комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.). В качестве примеров программ этой группы могут быть рассмотрены  программы:  
Н.Н. Вересова «Мы - земляне» (г. Мурманск), Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» (Москва). Так, Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных этим автором, - Гнома Эконома и Фею Экологии.

Основной принцип  системы непрерывного экологического образования - преемственность. 
Выделяют ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (эти принципы сформулированы нами). 
Таким образом, что  принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание.

В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более  глубокий интерес к окружающей его  природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?»  порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением  проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую  любознательность,, не подавив при  этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего  развития ребенка представления  о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления —  важные задачи работы с детьми в  этот возрастной период.

Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни  оказывается «открытие» (выделение  как предметов познания) живых  существ в природе, их внутреннего  сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и  растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение  к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.

Высокая эмоциональная  отзывчивость, эмпатийность четырехлетних  малышей позволяет активно формировать  экологически ценный опыт общения с  животными и растениями, стимулировать  и поощрять гуманные проявления поведении  и деятельности в природе, воспитывать  радостные переживания от нравственно  положительного поступка. Предлагаемая программа экологического образования  поможет взрослым — педагогам, родителям  — начать приобщение детей к экологической  культуре, формирование у них основ  экологического миропонимания.

Первый блок знаний — представления о растениях  и животных как живых организмах, их признаках и свойствах.

Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные  сенсорному анализу их качества и  свойства: цвет, величина, части и  органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может  быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.); вкусовые качества плодов огородных  и садовых растений и т. п.

Конкретные представления  о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных (тех, у которых эти  признаки наиболее ярко представлены): ест — что, чем, как; двигается  — как, при помощи чего; дышит  — чем; растет ).

Конкретные представления  о назначении основных органов и  частей растений и животных, хорошо знакомых детям. Например, корень у  растения всасывает воду из земли  и служит опорой растению; стебель  проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена (детки) этого растения.

Общее представление  о значении целостности организмов: нарушение целостности органов  растения, животного приводит к ухудшению  состояния, а иногда и к гибели живого существа. Беречь нужно каждое живое существо.

Конкретные представления  об основных потребностях знакомых детям  растений и животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей растениями и животными  уголка природы, живущими дома, на даче. Достаточно отчетливые представления  о труде человека по созданию условий  и ухода за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.

Второй блок знаний — связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой.

Информация о работе Живые организмы