Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа
В Концепции развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.
Получив такие
данные по проведенному исследованию,
мы подобрали серию игр и
«Покажи отгадку»
Цель: познакомить детей с
«Кто больше назовет волшебных слов». Детям предлагается как можно больше назвать животных.
«Зоологическое лото».
«Выбери млекопитающих животных». Необходимо отобрать картинки только с млекопитающими животными.
Игровое упражнение «Как звери в лесу живут». Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года. Дети рассматривают иллюстрации с животными и отвечают на вопросы педагога (Кого видели на картинке? Кто что делает? и т.д.).
Игровое упражнение «Нарисуй животное по точкам».
Проведение с
детьми серии игр обеспечило интерес
детей к предлагаемому материалу
и способствовало лучшему усвоению детьми
представлений о многообразии животного
мира.
2.2 Методы ознакомления
детей с живыми организмами
В своей
работе Л.И. Пономарева
Анализ психолого – педагогической литературы
показал, что экологические представления
определяются, как представления о взаимосвязях
в системе человек – природа и в самой
природе; представления, отражающие объективно
существующие в природе связи и зависимости.
Содержание экологических представлений
дошкольников отражает сведения о взаимосвязях
человека с окружающей средой, зависимости
его жизни и здоровья от внешних факторов.
Содержание экологических представлений
раскрываются через основные понятия
и разделы биологии: аутэкологию, демэкологию
(изучает взаимосвязь популяций разных
видов растений и животных с занимаемым
ареалом), синэкологии (взаимосвязь сообществ
живых организмов со средой совместного
проживания).
Самым подходящим для понятия детей является
раздел аутэкология Дошкольники окружены
конкретными, отдельно взятыми живыми
организмами. Комнатные растения и растительность
на улице, домашние и декоративные животные,
птицы и насекомые, обитающие повсеместно,
могут
быть представлены ребёнку с экологических
позиций – в их непосредственном взаимодействии
со средой обитания.
Аутэкология раскрывает механизм взаимосвязи
живого существа со средой обитания, отвечает
на вопрос, как происходит это взаимосвязь.
Внешние морфологические (относящиеся
к строению) особенности растений и животных
доступны восприятию дошкольника, поэтому
и в целом знание о приспособленности,
продемонстрированное на конкретных примерах,
может быть ему понятно.
Внешние проявления функционирования
(у животных это поведение) также доступны
наглядно – образному мышлению ребёнка
и интересны ему. Маленького ребёнка могут
привлечь динамичность поведения животного:
быстрая смена образов легко сосредотачивает
на себе его еще неустойчивое внимание
и восприятие, дает «пищу» для размышлений.
Конкретизация первого понятия является
понятие сферы обитания. Любой живой организм
через свои потребности и необходимость
их удовлетворения связан со средой обитания
посредством адаптации к определенным
условиям жизни. Эта идея конкретно и образно
может быть доведена до понимания дошкольника.
Например: белка – лесной зверек, сведения
о котором дети получают в дошкольном
возрасте. Как живое существо, она имеет
потребность в пище, воздухе, тепле и другие,
которые способна удовлетворить только
в своей среде обитания – смешанном или
хвойном лесу. Эти приспособительные особенности
позволяют белке легко передвигаться
по деревьям во всех направлениях, находить
пищу и поедать её, спасаться от врагов,
делать гнездо и выращивать потомство,
оставаться оседлым животным, несмотря
на сезонные перепады температуры. Таким
образом, осуществляется взаимосвязь
белки со средой обитания.
Главное понятие
синэкологии – это сообщество
живых существ и его среда
обитания, объединенные в единое функциональное
целое, возникающее на основе взаимозависимости
и причинно – следственных связей,
существующих между отдельными экологическими
компонентами. Имеется три уровня
экосистем:
- микроэкосистемы (трухлявый пень);
- мезоэкосистемы (лес, пруд, луг);
- макроэкосистемы (океан, континент).
Можно выделить специальное экологическое
понятие «взаимодействие человека с природой»,
с помощью которого легко продемонстрировать
любые воздействия людей на природу, на
экосистемы в целом или на их отдельные
звенья.
Анализ программ
позволил условно разделить их на
три основные группы по целям, задачам
и содержанию: программы экологической
(в основном биоэкологической) направленности;
программы эстетико-культурно-
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»,Н.Н. Кондратьевой «Мы» Ядром содержания программы «Мы» Н.Н. Кондратьевой являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе. Основу экологической культуры личности, по мнению автора, составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого. В программе также раскрыта идея единства человека и природы. Н.Н. Кондратьева входила также в коллектив авторов методического пособия по экологическому воспитанию дошкольников «Мир природы и ребенок» (Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева).
С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Основная цель программы Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Этим же автором разработан «Экологический паспорт детского сада», который используется в дошкольных учреждениях всех регионов России.
Для второй группы
программ характерен акцент на эстетическом
и нравственном воспитании детей, вопросы
самой экологии отходят как бы
на второй план. Объекты природы
рассматриваются с позиций «
В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик»
(культурно-экологическая); И.Г. Белавиной,
Н.Г. Найденской «Планета - наш дом», Т.И.
Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы
«Семицветик» - «способствовать становлению
более совершенного человека в нравственном,
мировоззренческом, творческом плане».
Авторы выделяют следующие тематические
блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство»,
«Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир
вокруг нас» определена как «программа
культурно-экологического образования
и нравственного воспитания детей» и представляет
собой адаптацию идей других программ
подобного типа на региональном уровне.
Главной задачей программы И.Г. Белавиной
и Н.Г. Найденской является «формирование
новой системы духовных ценностей ребенка,
базирующихся на эстетических компонентах
программы». К этой же группе можно отнести
и программу Т.А. Копцевой «Природа и художник»,
хотя она отличается от предыдущих, структурой.
Программа характеризуется блочно-тематическим
планированием: выделены блоки «Мир природы»,
«Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».
Автор рассматривает мир природы как предмет
пристального изучения и как средство
эмоционально-образного воздействия на
творческую деятельность детей. В настоящее
время эта программа часто используется
в сочетании с программой Н.А. Рыжовой
«Наш дом - природа», особенно в детских
садах, занимающихся эколого-эстетическим
направлением.
Третья группа
программ выделяется по содержанию программ,
где преобладают комплекс вопросов
социальной направленности (социальной
экологии, экономики, граждановедения,
валеологии и т.п.). В качестве примеров
программ этой группы могут быть рассмотрены
программы:
Н.Н. Вересова «Мы - земляне» (г. Мурманск),
Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй
вариант названия - «Надежда»), Л.М. Клариной
«Экономика и экология» (Москва). Так, Л.М.
Кларина отмечает, что ее разработки направлены
на совершенствование экономического,
экологического и социального сознания
детей. Программа данного автора предназначена
для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако
ее элементы используются рядом дошкольных
учреждений. Проблемы экономики и экологии
увязываются Л.М. Клариной через вопросы
использования природных ресурсов и анализ
потребностей человека. Многие детские
сады используют в работе персонажей,
придуманных этим автором, - Гнома Эконома
и Фею Экологии.
Основной принцип
системы непрерывного экологического
образования - преемственность.
Выделяют ряд общепедагогических принципов
отбора экологического образования дошкольников.
Они включают: общепедагогические принципы
(гуманизма, научности, систематичности
и др.), принципы, специфические для экологического
образования (прогностичности, интеграции,
деятельности и др.), и принципы, свойственные
именно экологическому образованию дошкольников
(эти принципы сформулированы нами).
Таким образом, что принципы отбора содержания
как раз и помогают отобрать нужное содержание.
В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Удовлетворить детскую любознательность,, не подавив при этом, интереса к узнаванию природы, сформировать продуктивные для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления — важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.
Чрезвычайно важным для дошкольников пятого года жизни оказывается «открытие» (выделение как предметов познания) живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Так, оказывается, что зверь и растение похожи — они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют отношение к ним человека. Ребенок начинает вдумчиво размышлять над проявлениями отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, получает удовольствие, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам.
Высокая эмоциональная
отзывчивость, эмпатийность четырехлетних
малышей позволяет активно
Первый блок знаний — представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах.
Конкретные признаки отдельных растений и животных, доступные сенсорному анализу их качества и свойства: цвет, величина, части и органы, их пространственное расположение, вариативность у разных объектов одного вида (например, кошка может быть серой, черной или белой, достаточно крупной или небольшой и т. п.); вкусовые качества плодов огородных и садовых растений и т. п.
Конкретные представления о признаках живых организмов у отдельных представителей растений и животных (тех, у которых эти признаки наиболее ярко представлены): ест — что, чем, как; двигается — как, при помощи чего; дышит — чем; растет ).
Конкретные представления о назначении основных органов и частей растений и животных, хорошо знакомых детям. Например, корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению; стебель проводит воду, пищу к другим частям растения и держит их; листьями растения дышат, улавливают свет; из цветка появляется плод, в котором зреют семена (детки) этого растения.
Общее представление о значении целостности организмов: нарушение целостности органов растения, животного приводит к ухудшению состояния, а иногда и к гибели живого существа. Беречь нужно каждое живое существо.
Конкретные представления об основных потребностях знакомых детям растений и животных в свете, тепле, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов; способах удовлетворения этих потребностей растениями и животными уголка природы, живущими дома, на даче. Достаточно отчетливые представления о труде человека по созданию условий и ухода за живыми существами, об отношении к ним. Дифференцированные представления о состоянии (хорошем, плохом) растений и животных, за которыми ухаживают дети, о причинах такого состояния.
Второй блок знаний — связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой.