Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа
В Концепции развития образования РК до 2015 года говорится о дошкольном воспитании и обучении, что дошкольное воспитание и обучение – первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дошкольными группами во внешкольных организациях.
Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами. [3,с 109].
Таким образом,
результаты теоретического исследования,
вопроса формирования представлений
детей о росте и развитии живых
организмов показали, что при организации
целенаправленного
Детям доступно понимание того, что благополучный рост развитие молодых животных с момента появления на свет и до взросления обеспечивается рядом условий: с одной стороны, необходимы факторы внешней среды, направленные на удовлетворение потребностей растущих животных как живых существ – наличие пищи, жилья, ухода человека и т.д.; с другой стороны необходимы специфические условия, компенсирующие недостаток приспособленности молодых животных к внешним условиям.[ 3,с 115].
Формирование
динамических представлений о природе,
позволяющих дошкольникам видеть за
статистикой конкретного
Важную роль в образовании динамических представлений, как подтверждают исследования, играют мыслительные процессы анализа и соотнесения. Систематическая опора на них во время регулярных наблюдений обеспечивает необходимый уровень наблюдательности детей, вычленение не только изменение объекта, но и их закономерного хода, а в итоге – прогнозирования.[3,с 124].
Нами проводилось исследование уровня сформированности представлений детей о росте и развитии живых организмов у детей разного возраста. Детям предлагалась задача такого содержания: «Определить на какой картинке изображен щенок, а на какой взрослая собака (при этом детям показывались иллюстрации щенка и собаки одного размера)». Какой из трёх домиков ты выберешь для щенка? (детям показывались иллюстрации трёх будок одинаковых по форме и величине, но в одной вход соответствовал величине щенка (маленький), в другой он был побольше, и в третьей совсем большой)“. При этом ставилась цель – выяснить, знают ли дети, что по мере роста собака увеличивается в размерах, могут ли они это предвидеть при выборе домика.
Почти все дети, независимо от возраста выбирали будку в соответствии с размером щенка. Свой выбор они объяняли так: ”щенок меньше собаки и конура у него маленькая, а у собаки конура должна быть большой”. Некоторые дети старшей, подготовительной группы выбирали будку со средним входом, свой выбор они объясняли тем, что щенок вырастет и не поместится в маленькую будку. На вопроc: “ А в какой будке живет большая собака?” Дети всех возрастных групп ответили верно: “Собака живёт в будке с большим входом”.
В следующей задаче, которая предлагалась детям ставилась цель выяснить, как дети улавливают признак изменения пропорций в процессе роста и развития живых существ. Дошкольникам показывались картинки, на которых были изображены одинаковые по высоте деревья: молодое дерево и старое, и просили определить где старое, а где молодое. При выполнении этого задания у детей возникли трудности при выборе. Дети младшей, средней группы показывая на молодое дерево определяли его как старое. Свой выбор они объясняли так: “На нём мало веток, листьев”, а старое дерево принимали за молодое: “Оно большое и у него много листьев”. Но всё же большая часть детей определяли возраст деревьев по толщине ствола и количеству веток, т.е. по единственным правильным признакам в условиях, когда высота деревьев была одинаковой.
Также детям преллагалось рассмотреть ещё две картинки, на которых были контурно изображены ребёнок – подросток и взрослый человек (вид сзади). Надо было опредилить, где взрослый, где ребёнок. Даже дети младшей группы справились с заданием легко.
Т.о. мжно сделать
вывод, что на протяжении дошкольного
возраста у детей накапливаются
интересные, но разрозненные знания о
росте и развитии животных и растений,
о свизи растущего организма
с окружающей средой. Дети улавливают
некоторые наглядные признаки изменений
живых существ, в отдельных случаях
ориентируются н акомплекс
Раздел 2. Методика
формирования у детей дошкольного
возраста представлений о живых
организмов
2.1 Формирование
ознакомление детей с живыми
организмами
Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна.
Первые элементарные
представления об окружающем мире,
в том числе и живых
Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно, формирует ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, стимулирует желание, и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь. Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. [1,с.4]
Программа по ознакомлению с природой определяет объем представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Их можно объединить в три группы:
- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);
- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
- приносимая польза.
В Программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. Так в 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т.д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги).
Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища).
В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха),показывают особенности среды обитания животных в природе (звери – на земле, червяки – в земле и т.д.), закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.
В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает).
В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся (например, уж отпугивает шипением); учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница и т.д.)развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания. [5,с.84]
Исследования А.Ф. Говорковой, Е.Ф. Терентьевой, Е.И. Золотовой показывают, что дети старшего дошкольного возраста называют от 10 до 45 животных. При этом они лучше знают птиц и млекопитающих, хуже – рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства животных оказываются неточными и неглубокими.
В дошкольном возрасте
появляются представления общего характера
о группах животных, относящихся
к одним классификационным
Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.
Обобщающие понятия, обозначенные словами – терминами, ребенок часто слышит от взрослых. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формируют у дошкольников неправильные обобщения. Так наиболее типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятием «млекопитающие», «звери». [4,с.168]
Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.
Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.[7,с.75]
Исследования по выявлению у детей знаний о многообразии животного мира проводились и нами в ДОУ, в старшей группе. При проведении исследования мы ставили перед собой цель: выяснить уровень знаний детей о диких и домашних животных. Мы использовали беседы с детьми. Детям предлагались вопросы и задания, например, Почему ты любишь животных? Расскажи о своем самом любимом животном? Это домашнее или дикое животное? и др.
Детям предлагаются задания: разделить животных на две группы (дикие и домашние). Рассказать, где они обитают? Чем питаются? К какой группе животных относится? Рассказать, как животное живет? Как охотится на других животных. Пофантазировать, что было бы, если бы в природе не было зайчиков? При проведении беседы с детьми мы использовали наглядные пособия с изображением животных и художественное слово (загадки). [2,с.24]
Например, Заворчал живой замок, лег у двери поперек, две медали на груди, лучше в дом не заходи.(Собака)
Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Кошка) и др.
Результаты проведенных исследований показывают, что представления дошкольников о животном мире не всегда конкретны. Дети обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы. Часто дети имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни. Дети усваивают понятия (дикие и домашние животные), знают чем питаются и как охотятся на других животных). Дети достаточно легко находили общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, т.е. классифицировать, но использовали часто подсказку.