Зкология окр. среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:24, реферат

Описание

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и роль экологически значимой информации.docx

— 77.46 Кб (Скачать документ)

Обеспечению права  граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье, служит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право воспроизведено в ст. 2 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»: каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны предоставить ему возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Наряду с правом обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 18) граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Таким образом, действующее законодательство России достаточно широко регламентирует право  граждан на экологически значимую информацию.

Правовое  регулирование сбора, накопления, распространения  и доступа к  экологически значимой информации

В целом в  России существует достаточно развитое законодательство по вопросам сбора, накопления, распространения и доступа к  экологической информации. Наиболее важные положения содержатся в Конституции  РФ, в частности, она устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).

Это право реализуется прежде всего через средства массовой информации, предоставляющие возможность наиболее широкого и доступного поиска, получения и распространения общественно значимых сведений. В ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»* предусматривается, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

__________________________

* ВСНД РФ и  ВС РФ. 1992. №7. Ст. 300.  

Важная роль в регулировании сбора, накопления, распространения и доступа к  экологической информации принадлежит  Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации ». Он касается формирования и распространения  определенной категории информации - государственных информационных ресурсов. В ст. 10 Закон устанавливает принцип, согласно которому государственные  информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории  информации ограниченного доступа.

Рассматриваемый Федеральный закон содержит требования относительно обязательного предоставления информации отдельными субъектами. Обязанность  предоставления органам и организациям, ответственным за формирование и  использование государственных  информационных ресурсов, документированной  информации возлагается законом  на граждан, органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения. Правительство РФ при этом утверждает перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов (ст. 8). При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления.

Требования о  передаче информации об объектах местности  предусмотрены Федеральным законом  от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии». В соответствии со ст. 15 этого Закона граждане и юридические лица, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, являющиеся владельцами информации об объектах местности на территории РФ, подлежащей отображению на географических, топографических и иных картах и планах, по запросам изготовителей географических, топографических и иных карт и планов либо федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии или его территориальных органов передают им копии документов, содержащих эту информацию. При этом перечисленные здесь органы и изготовители оплачивают стоимость копирования и доставки указанных документов.

В контексте  правового регулирования сбора  экологической информации важно  рассмотреть проблему единства измерений  в области охраны окружающей среды  и природопользования. В науке  права окружающей среды и в  экологическом законодательстве этой проблеме почти не уделяется внимание, несмотря на ее актуальность. Упоминание о ней содержится, в частности, в Положении об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации: информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ и нормативных документов по обеспечению единства измерений (п. 1.6).

Проблема единства измерений в области охраны окружающей среды требует адекватного нормативного и технического решения не только в рамках информационного обеспечения  охраны окружающей среды применительно, к примеру, к мониторингу, статистической отчетности, ведению кадастров природных  ресурсов, но и экологическому контролю и др.

Правовые основы обеспечения единства измерений, в  том числе защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики России от отрицательных последствий недостоверных  результатов измерений, регулируются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении  единства измерений»*. Под единством измерений понимается состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

__________________________

* ВСНД РФ и  ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 811.  

Закон предусматривает, что измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и аттестации методик выполнения, измерений определяется Госстандартом России.

Государственное управление деятельностью по обеспечению  единства измерений в России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. К компетенции  Госстандарта России относится: межрегиональная  и межотраслевая координация  деятельности по обеспечению единства измерений в РФ; установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определений  общих метрологических требований к средствам, методам и результатам  измерений; осуществление государственного метрологического контроля и надзора  и др.

В области охраны окружающей среды широко применяется  измерительная техника. В соответствии с Законом РФ «Об обеспечении  единства измерений» средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются проверке органами Государственной метрологической  службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту  и эксплуатации. Может быть допущена продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни  групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом  России. Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или  ремонта, при ввозе по импорту, при  эксплуатации, прокате и продаже. Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических  лиц с использованием эталонов, соподчиненных  государственным эталонам единиц величин. Результаты калибровки средств измерений  удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или  сертификатом о калибровке, а также  записью в эксплуатационных документах.

Практическими проблемами единства измерений в  охране окружающей среды занимается специально созданное подразделение  в системе Государственного комитета РФ по охране окружающей среды - Метрологическая  служба.

Как уже отмечено, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»  закрепляет принцип открытого доступа  к государственным информационным ресурсам. Возможности свободного получения  экологической информации от предприятий  предусмотрены ст. 5 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это существенно расширяет возможности граждан в защите своих интересов, связанных с охраной здоровья не только от вредного воздействия окружающей среды, но и от иных факторов (таких, например, как товары народного потребления - бытовая химия, лекарства и др.), которые при определенных обстоятельствах также могут быть связаны с окружающей средой.

Таким образом, рассмотренные законы предоставляют  гражданам право требовать и  получать экологически значимую информацию от основных субъектов - ее обладателей: уполномоченных государственных органов  и предприятий (организаций)-природопользователей. С практической точки зрения, однако, важно иметь в виду, что установленное Конституцией РФ право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды носит абсолютный характер, т.е. касается любой экологически значимой информации, обладающей режимом свободного доступа. Основываясь на этом праве, гражданин может требовать предоставления ему любой «открытой» информации.

Сбор, накопление, распространение, доступ к экологически значимой информации регулируется также  рядом природоохранительных актов, предусматривающих разнообразные  пути и формы сбора, накопления и  иные виды обращения с такой информацией. Например, одним из средств получения  экологически значимой информации служит проведение общественных слушаний при  оценке воздействия новой планируемой  деятельности на окружающую среду, проведение государственной экологической  экспертизы. Второе средство - предоставление предприятием информации государственным  природоохранительным органам при  обращении к ним с заявками на получение разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Третье - разного рода маркировки потенциально опасных веществ и  продуктов и сопроводительные документы  на них. Так, в соответствии с проектом Федерального закона об опасных веществах  для распознавания опасных веществ  и обеспечения людей, имеющих  доступ к ним, информацией по безопасному  обращению все опасные вещества должны быть снабжены соответствующей  информацией. Кроме того, с целью  предоставления потребителю достоверной  информации о безопасном использовании, хранении, транспортировании и утилизации предприятие, производящее или поставляющее вещество на рынок, должно составлять паспорт безопасности вещества. Четвертое  средство - обращение органов экологического контроля к предприятиям с требованием о предоставлении соответствующей информации.

Наконец, есть ситуации, в которых предприятия или  природоохранительные органы сами обязаны  предоставлять экологически значимую информацию. В какой степени урегулированы  отношения, касающиеся обязательного  информирования населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды? В законодательстве эти вопросы  решены применительно к нескольким группам отношений: по подготовке и  принятию экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений; по использованию  экологически потенциально опасных  товаров (работ, услуг); а также связанным  с аварийными ситуациями.

Обязательное  информирование населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при подготовке экологически значимых решений предусмотрено  процедурой оценки воздействия планируемой  деятельности на окружающую среду (подробно эти вопросы будут рассмотрены  в разд. Х «Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду  и экологической экспертизы»). Кроме  того, оно установлено Земельным  кодексом РСФСР в рамках предварительного согласования места размещения предприятий  и иных объектов. В соответствии со ст. 28 местные органы власти информируют  население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает  его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы  непосредственной демократии.

Предусмотренная Законом «О защите прав потребителей» (ст. 7) обязанность информирования граждан  в связи с использованием экологически потенциально опасных товаров (работ, услуг) соответствует праву потребителя  на то, чтобы товар (работ, услуга) при  обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

Чрезвычайно важно  информирование населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. Для обеспечения установленного Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) права граждан  на информацию о факторах, влияющих на здоровье, на местную администрацию  возложена обязанность предоставления соответствующей информации через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

Информация о работе Зкология окр. среда