Зкология окр. среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:24, реферат

Описание

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и роль экологически значимой информации.docx

— 77.46 Кб (Скачать документ)

В паспорте должны содержаться:

  • общие сведения о предприятии и его реквизиты;
  • краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;
  • краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;
  • сведения об использовании земельных ресурсов; о рекультивации земель;
  • характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;
  • характеристика выбросов в атмосферу; водопотребления и водоотведения; отходов;
  • сведения о транспорте предприятия;
  • сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Декларация безопасности промышленного объекта является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологически значимую, информацию о промышленном объекте. Его появление обусловлено частыми  авариями на промышленных объектах, влекущими  порой тяжелые экономические, социальные и экологические последствия. Декларация безопасности призвана служить инструментом предупреждения и подготовки к действиям  в чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах.

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности предусмотрена Федеральным законом  от 21 июля 1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 14). Отношения, связанные с декларированием промышленной безопасности, детально регулируются Положением о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. Декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте.

Декларация разрабатывается  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и  действующих промышленных объектов, должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации и содержать:

а) сведения о  месторасположении, природно-климатических  условиях размещения и численности  персонала промышленного объекта;

б) основные характеристики и особенности технологических  процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

е) анализ риска  возникновения на промышленном объекте  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, включая определение  источников опасности, оценку условий  развития и возможных последствий  чрезвычайных ситуаций, в том числе  выбросов в окружающую среду вредных  веществ;

г) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию  в готовности к применению сил  и средств по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций, а  также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

ж) характеристику мероприятий по защите персонала  промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств  по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших  на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, в соответствии с нормативными требованиями одни и те же предприятия должны вести обе формы названных  документов. При этом очевидно, что  многие данные, содержащиеся в экологическом  паспорте предприятия и декларации безопасности промышленного объекта, повторяются. Встает вопрос о целесообразности ведения обеих форм промышленными  предприятиями и излишнего обременения  таких предприятий. Видимо, в этом нет особой необходимости. Действие параллельных инструментов связано  с тем, что экологический паспорт  предприятия - инструмент экологического законодательства, а декларация безопасности промышленного объекта - законодательства о промышленной безопасности. Целесообразно ведение единого документа типа декларации об экологической и промышленной безопасности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

С каждым годом  число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние  общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике  страны, но и подрывают сами биологические  основы существования человека.

Всё это диктует  необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе  и правоохранительных органов, в  охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных  и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу  доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные  экономические и экологические  решения. В силу зависимого положения  они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным  интересам, а принципиальная позиция  отдельных контролеров нередко  властями просто игнорируется. В самих  этих органах в последнее время  происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных  лиц.

В сложившихся  экстремальных условиях с охраной  природы крайне негативно следует  расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора  в сфере экологии. Обобщение опыта  работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о  необходимости дальнейшего совершенствования  их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми  и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня, как  никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ  деятельности и взаимодействия их с  территориальными прокуратурами и  другими право- и природоохранными и контролирующими органами в  сфере экологии; активное участие  природоохранных прокуратур в законопроектной  работе в области экологии.

Надзор природоохранных  прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных  договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и  имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и  дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением  действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение  экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами.

Именно эти  прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических  требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами  федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам  подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением  законодательства по вопросам защиты конституционных экологических  прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических  предписаний федерального законодательства.

Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало  бы не ограничиваться какой-либо одной  моделью их организации. В зависимости  от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать  несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур.

Проведенное изучение приводит к выводу, что нынешняя организационная структура органов  прокурорского надзора в природоохранной  области при всех ее недочетах  в основе своей отвечает современным  экологическим реалиям и требованиям.

Информация о работе Зкология окр. среда