Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:24, реферат
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Таким образом, информация экологического характера в основном должна быть открытой, свободной, доступной. Такая позиция российского законодательства соответствует европейскому законодательству по этим вопросам. Соответствующая Директива Европейского сообщества (сейчас Европейского союза) 90/313 так и называется - «О свободном доступе к информации о состоянии окружающей среды». Статья 3 разд. 1 этой директивы обязывает правительственные органы государств - членов ЕС открывать доступ к информации по первому требованию (за исключением специально оговоренных требований) любого физического или юридического лица. При этом лицо, требующее информацию, не должно объяснять причины своего запроса. Государства - члены ЕС обязаны обеспечить возможность апелляции для лица, которому без уважительных причин отказано в предоставлении информации.
Доступ к информации осуществляется двумя путями. Первый - правительственный орган может информировать граждан без их просьбы, по собственной инициативе. Эта «активная форма» предоставления информации предусмотрена ст. 7 Директивы ЕС 90/313: государства - члены обязаны обеспечивать граждан информацией о состоянии окружающей среды без просьбы с их стороны. Второй путь - предоставление информации по требованию граждан (ст. 3 разд. 1 указанной Директивы).
В целом позиция российского законодательства по вопросу о правах граждан на экологически значимую информацию соответствует также принципу 10 Декларации Рио.
Законодательное установление запретов на сокрытие информации о состоянии окружающей среды, санитарии и т.п., на практике, однако, не всегда соблюдается. Так, в августе 1994 г. Минатомом РФ был подписан приказ, засекретивший состав радиоактивных отходов, закачиваемых под землю. По оценкам специалистов, это сделано для того, чтобы ограничить общественность и независимых экспертов в анализе возможной экологической опасности такой практики, вывести Минатом из-под огня критики за продолжение его антиэкологичной деятельности*.
____________________________
* Яблоков А.В. Экологическая информация и секретность: как преодолеть противоречия? // Зеленый мир. 1996. № 23. С. 4-5.
Источники
экологически значимой
информации
При оценке источников
экологически значимой информации важно
подчеркнуть, что развитие отношений
в сфере взаимодействия общества
и природы и, в частности, всякая
деятельность, осуществляемая в рамках
права окружающей среды, сопровождается
накоплением такой информации. Объективно
с этим процессом связаны
Одновременно в праве окружающей среды можно выделить ряд специфических источников. В их числе - сами нормативные правовые акты, кадастры природных ресурсов, экологический мониторинг, федеральный регистр потенциально опасных химически и биологических веществ, экологический паспорт предприятия, декларация безопасности промышленного объекта, государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.
Источники нормативной экологически значимой информации
Законы и другие
нормативные правовые акты содержат
специфическую информацию: их нормы
несут информацию о должном поведении
субъектов экологических
Одним из факторов эффективности права является обладание его субъектами информацией о нормативных правовых актах, устанавливающих права и обязанности в области природопользования и охраны окружающей среды. Чтобы обеспечить исполнение закона, необходимо довести его до исполнителя. Социологические исследования, которые проводились сектором экологического права Института государства и права РАН, иными исследовательскими центрами и отдельными юристами-экологами, показывают, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий часто не имеют правовых актов, к исполнению которых они обязаны. Соответственно, они не всегда знают, что должны делать в области охраны окружающей среды.
Таким образом, проблема эколого-правовой информированности в России стоит остро и требует решения как в рамках деятельности органов законодательной, так и исполнительной власти. Одна из них касается свободного доступа к самим нормативно-правовым актам.
Некоторые решения
проблемы правовой информатизации в
законодательстве имеются. Одно из них
связано с требованием
Опубликование
природоохранных нормативных
Лучше с правовой
информированностью обстоят дела в
системе органов
Российское
экологическое федеральное
информационное агентство
Для обеспечения гласности в работе государственной природоохранной системы, прав граждан и общественных организаций на необходимую и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, формирования единой политики в области массового распространения экологической информации во исполнение соответствующих положений Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» при Минприроды России приказом Минприроды России от 21 апреля 1994 г. создано Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА). РЭФИА создано в форме федерального государственного учреждения в соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 10 февраля 1994г. «О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности».
В соответствии с Положением о РЭФИА его основными задачами являются:
а) создание действенного
механизма распространения
б) участие в формировании политики информационно-методологической деятельности в системе Минприроды России и координация в обеспечении ее реализации;
в) создание и
развитие системы массового оперативного
распространения необходимой и
достоверной экологической
г) оперативное
распространение
д) обеспечение сбора и анализа экологической информации, поступающей от территориальных природоохранных органов, и обмена между ними;
е) организация и проведение работ по разъяснению государственной экологической политики и законодательства в области охраны окружающей среды среди населения страны;
ж) информационная поддержка деятельности природоохранных органов и неправительственных организаций;
з) оказание консультативных услуг в соответствии с запросами потребителей экологической продукции;
и) информационное сопровождение федеральных и региональных экологических программ и проектов;
к) распространение передовых экологически чистых технологий, патентной информации экологической направленности, программных средств, оказание услуг по их приобретению и эффективному использованию;
л) организация
и проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
м) содействие развитию
международного информационного сотрудничества
в области охраны окружающей среды
и рационального
РЭФИА предоставлено право запрашивать и получать безвозмездно от министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, учреждений, организаций и предприятий информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; вести издательскую и иную информационно-просветительскую деятельность в соответствии с задачами РЭФИА; организовывать и проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы как самостоятельно, так и при участии заинтересованных российских и зарубежных организаций, предприятий, фирм и физических лиц, и в случае необходимости создавать совместно с ними в установленном порядке предприятия, организации и временные творческие коллективы для решения задач РЭФИА, а также открывать свои филиалы на территории России и за рубежом; приобретать различную продукцию (работы, услуги) предприятий и организаций, а также физических лиц по направлению деятельности РЭФИА; использовать принятые в международной практике формы и средства международных научных обменов, в том числе осуществлять за счет собственных средств в установленном порядке командирование за рубеж российских и прием в Российской Федерации иностранных специалистов для работы по проектам, участвовать в мероприятиях, устанавливать связь с международными информационными сетями и банками данных, а также вести иную международную деятельность, не противоречащую действующему законодательству, целям и задачам РЭФИА, и др.
Государственный статистический учет и отчетность
Государственный статистический учет и отчетность в области природопользования и охраны окружающей среды являются одним из источников экологически значимой информации. В соответствии со ст. 16 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
Государственный статистический учет в сфере природопользования и охраны окружающей среды ведется как Государственным комитетом РФ по статистике, так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.
Органам государственной
статистики предоставляют информацию
о состоянии окружающей среды, видах
и уровнях вредных воздействий
на нее как юридические лица-
Госкомстат и
его территориальные
До 1994 г. Госкомстат вел форму учета «О государственном контроле за охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов», которая содержала следующие данные: о деятельности контролирующих органов (в случаях залповых, аварийных и иных сбросов и выбросов загрязняющих веществ), причиненном ущербе, количестве обследованных предприятий, количестве привлеченных к административной ответственности должностных лиц и граждан, сумме штрафов, сокращении сбросов и выбросов загрязняющих веществ за счет приостановки работы предприятий, количестве привлеченных к уголовной ответственности должностных лиц, суммах, взысканных по предъявленным искам о нарушениях природоохранительного законодательства. В приложении к этой форме велись «Сведения о предприятиях и других хозяйственных объектах, приостановленных из-за нарушений природоохранительного законодательства».
В целях получения
информации об осуществлении территориальными
органами государственного экологического
контроля и государственного контроля
за охраной окружающей среды и
использованием природных ресурсов
и в связи с постановлением
Госкомстата России об отмене государственной
статистической отчетности по форме
№ 1 - охрана природы приказом Минприроды
России от 27 марта 1996 г. была утверждена
ежеквартальная статистическая отчетность
о государственном