Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:24, реферат
Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
И наконец, обязательное
информирование населения предусмотрено
при чрезвычайных экологически значимых
ситуациях. В соответствии со ст. 11 Федерального
закона «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера» органы местного
самоуправления самостоятельно обеспечивают
своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения
или о возникновении
Предупреждая об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает тем самым гарантию информирования населения о соответствующих угрозах.
Хотя в последние
годы информация в области охраны
окружающей среды в стране стала
более доступной и обширной, серьезные
правовые проблемы в данной сфере
остаются. Наиболее острая из них касается
сокрытия от общественности экологически
значимой информации. В конце 1994 г. в
результате нарушения технологической
дисциплины на Архангельском целлюлозно-
Когда этот факт был обнародован «Известиями», разразился скандал, достигший Государственной Думы: были даже проведены слушания по поводу отравления Северной Двины ртутью, следствием чего стало создание Минприроды экспертной комиссии для отслеживания последствий аварии.
По результатам работы комиссии в середине 1995 г. министром был издан приказ № 243 с выводом: «В такой форме ртутьсодержащие соединения не оказывают прямого токсического эффекта на жизнедеятельность водных организмов и здоровье человека». Через месяц после издания этого приказа 11 виднейших ученых-медиков России обратились к Архангельскому губернатору Павлу Балакшину (бывшему директору Архангельского ЦБК) с настоятельной просьбой добиться от Правительства РФ целевых средств для перевода Архангельска, Новодвинска и Северодвинска на водоснабжение из подземных источников. Судя по информации академиков, загрязнение Северной Двины сделало ее воду опасной для здоровья людей.
Чиновники, причастные к сокрытию от общественности факта загрязнения реки ртутью в январе, наказаны не были*.
____________________________
*
Виктор Филиппов. Снова отравили Северную
Двину // Известия. 1995. 4 авг.
Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Меры ответственности за нарушение прав граждан на экологически значимую информацию установлены законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.
Правовые
ограничения свободного
доступа к экологически
значимой информации
Как уже было
отмечено, не вся информация, в частности,
в области охраны окружающей среды,
может быть открытой для свободного
доступа к ней. Мировая практика
развивается по пути установления режима
ограниченного доступа в
Одновременно в ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» определяются виды информации, на которую запрещено устанавливать режим ограниченного доступа. К таким видам отнесены:
а) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». В соответствии со ст. 2 Закона под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». По Закону не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии (ст.7).
30 ноября 1995 г.
Президент РФ своим Указом
утвердил Перечень сведений, отнесенных
к государственной тайне. В
Перечень включены некоторые
сведения экологической
К государственной тайне отнесены также сведения о балансовыx запасах в недрах страны природных алмазов от 25 млн. карат и выше, золота от 100 тонн и выше, платины, металлов платиновой группы (паладия, иридия и др.) от 50 тонн и др. Таким же режимом обладают сведения, раскрывающие ресурсный потенциал, балансовые запасы в недрах или данные о добыче стратегических видов полезных ископаемых в целом по России и ее субъектам.
Кроме государственной тайны, законодательством регулируется обращение с экологически значимыми данными, составляющими предмет служебной и коммерческой тайны. В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К такой информации нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В условиях рыночной экономики предприниматели могут быть заинтересованы в сокрытии технологии.
В соответствии
с проектом Федерального закона «Об
опасных веществах »
Сведения, которые не могут составлять коммерческую или служебную тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Так, 5 декабря 1991г. постановлением Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»* установлено, в частности, что не могут составлять коммерческую тайну предприятия и предпринимателя сведения о загрязнении окружающей среды, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба. Однако действие данного постановления не распространяется на сведения, относимые к коммерческой тайне в соответствии с международными договорами.
__________________________
* СП РСФСР. 1992.
№ 1. Ст. 7.
При анализе
и характеристике экологически значимой
информации необходимо иметь в виду
нормативные положения о
Только с согласия
гражданина или его законного
представителя допускается
Одновременно Основы определяют случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя:
а) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
в) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
г) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Могут ли распространяться
на сведения экологического характера
положения о банковской тайне? Очевидно,
могут. Предприятия, иные субъекты экологических
правоотношений могут пользоваться
услугами банков и по каким-либо соображениям
не разглашать соответствующие данные. Банков
________________________
* СЗ РФ. 1996. №6.
От. 492.
Закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит закону.
Одновременно
Закон определяет круг государственных
органов и лиц, которым такие
сведения могут предоставляться. Так,
справки по операциям и счетам
юридических лиц и граждан, осуществляющих
предпринимательскую
Законодательством предусмотрена гарантия сохранения в тайне сведений, отнесенных к тому или другому ее виду. За разглашение лицами, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную тайну, с учетом причиненного ущерба они несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации.
В то же время
юридическая ответственность