Зкология окр. среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:24, реферат

Описание

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и роль экологически значимой информации.docx

— 77.46 Кб (Скачать документ)

И наконец, обязательное информирование населения предусмотрено  при чрезвычайных экологически значимых ситуациях. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения  или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (ст. 20) установил обязанность организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в случае радиационной аварии проинформировать о ней органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение.

Предупреждая  об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает  тем самым гарантию информирования населения о соответствующих  угрозах.

Хотя в последние  годы информация в области охраны окружающей среды в стране стала  более доступной и обширной, серьезные  правовые проблемы в данной сфере  остаются. Наиболее острая из них касается сокрытия от общественности экологически значимой информации. В конце 1994 г. в  результате нарушения технологической  дисциплины на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате (ЦБК) 16 тонн соединений ртути  ушло прямиком в Северную Двину. Пять суток местные органы власти, включая  санитарные и природоохранительные, скрывали от населения, что в водопровод поступает вода, отравленная соединениями ртути. Город узнал об этом из газеты «Правда Севера», которая напечатала заметку ИТАР-ТАСС из Москвы о загрязнении  реки.

Когда этот факт был обнародован «Известиями», разразился скандал, достигший Государственной  Думы: были даже проведены слушания по поводу отравления Северной Двины  ртутью, следствием чего стало создание Минприроды экспертной комиссии для  отслеживания последствий аварии.

По результатам  работы комиссии в середине 1995 г. министром  был издан приказ № 243 с выводом: «В такой форме ртутьсодержащие  соединения не оказывают прямого  токсического эффекта на жизнедеятельность  водных организмов и здоровье человека». Через месяц после издания  этого приказа 11 виднейших ученых-медиков России обратились к Архангельскому губернатору Павлу Балакшину (бывшему директору Архангельского ЦБК) с настоятельной просьбой добиться от Правительства РФ целевых средств для перевода Архангельска, Новодвинска и Северодвинска на водоснабжение из подземных источников. Судя по информации академиков, загрязнение Северной Двины сделало ее воду опасной для здоровья людей.

Чиновники, причастные к сокрытию от общественности факта  загрязнения реки ртутью в январе, наказаны не были*.

____________________________

* Виктор Филиппов. Снова отравили Северную Двину // Известия. 1995. 4 авг.  

Что касается защиты права граждан на достоверную  информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом РФ «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Меры ответственности за нарушение прав граждан на экологически значимую информацию установлены законодательством  об административных правонарушениях  и уголовным законодательством.

Правовые  ограничения свободного доступа к экологически значимой информации  

Как уже было отмечено, не вся информация, в частности, в области охраны окружающей среды, может быть открытой для свободного доступа к ней. Мировая практика развивается по пути установления режима ограниченного доступа в отношении  части экологически значимой информации. Речь идет о сведениях, составляющих тайну. По российскому законодательству существует тайна государственная, служебная, коммерческая, банковская, врачебная, тайна исповеди. В большей  или меньшей мере эти разновидности  тайны существуют и в сфере  охраны окружающей среды и защиты экологических прав и интересов граждан, общества и государства.

Одновременно  в ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»  определяются виды информации, на которую  запрещено устанавливать режим  ограниченного доступа. К таким  видам отнесены:

а) законодательные  и другие нормативные акты, устанавливающие  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности  граждан, порядок их реализации;

б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения  безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». В соответствии со ст. 2 Закона под государственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». По Закону не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии (ст.7).

30 ноября 1995 г.  Президент РФ своим Указом  утвердил Перечень сведений, отнесенных  к государственной тайне. В  Перечень включены некоторые  сведения экологической направленности, относимые к военной области,  к области экономики, науки  и техники. В частности, к  таким сведениям относятся сведения  о дислокации, назначении, степени  готовности или защищенности  режимных объектов, не подпадающие  под обязательства РФ по международным  договорам, о выборе, отводе земельных  участков, недр или акваторий  для строительства указанных  объектов, а также о проводимых  изыскательских, проектных и иных  работах по созданию этих объектов. Минприроды, МЧС России, наряду с  другими органами, наделены полномочиями  по распоряжению этими сведениями (п. 15). Роскомнедра и Росгидромет наделены полномочиями по Распоряжению сведениями, раскрывающими результаты работ в области гидрометеорологии или гелиогеофизики, а также результаты специальных геолого-геофизических исследований, проводимых в интересах обеспечения безопасности государства (п. 35).

К государственной  тайне отнесены также сведения о  балансовыx запасах в недрах страны природных алмазов от 25 млн. карат и выше, золота от 100 тонн и выше, платины, металлов платиновой группы (паладия, иридия и др.) от 50 тонн и др. Таким же режимом обладают сведения, раскрывающие ресурсный потенциал, балансовые запасы в недрах или данные о добыче стратегических видов полезных ископаемых в целом по России и ее субъектам.

Кроме государственной  тайны, законодательством регулируется обращение с экологически значимыми  данными, составляющими предмет  служебной и коммерческой тайны. В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К такой информации нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В условиях рыночной экономики предприниматели могут быть заинтересованы в сокрытии технологии.

В соответствии с проектом Федерального закона «Об  опасных веществах » производитель  такого вещества имеет право на соблюдение коммерческой тайны при предоставлении информации о веществе специально уполномоченным государственным органам в области  обращения с опасными веществами, а также органам здравоохранения  или медицинским учреждениям. При  этом производитель опасного вещества не вправе утаивать информацию о свойствах  вещества, которые могут нанести  вред человеку и окружающей среде. Специально уполномоченные государственные органы в области обращения с опасными веществами, а также органы здравоохранения  и медицинские учреждения обязаны  обеспечивать сохранение тайны информации о веществе, составляющей коммерческую тайну, если при этом не ставится под  угрозу здоровье человека или безопасность окружающей среды. Производитель опасного вещества может потребовать от представителя  специально уполномоченных государственных  органов в области обращения  с опасными веществами, органов здравоохранения  или медицинских учреждений письменного  подтверждения относительно сохранения коммерческой тайны.

Сведения, которые  не могут составлять коммерческую или  служебную тайну, определяются законом  и иными правовыми актами. Так, 5 декабря 1991г. постановлением Правительства  РФ «О перечне сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну»* установлено, в частности, что не могут составлять коммерческую тайну  предприятия и предпринимателя  сведения о загрязнении окружающей среды, реализации продукции, причиняющей  вред здоровью населения, а также  других нарушениях законодательства и  размерах причиненного при этом ущерба. Однако действие данного постановления  не распространяется на сведения, относимые  к коммерческой тайне в соответствии с международными договорами.

__________________________

* СП РСФСР. 1992. № 1. Ст. 7.  

При анализе  и характеристике экологически значимой информации необходимо иметь в виду нормативные положения о врачебной  тайне. Ее статус определяется ст. 61 Основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан. Врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Очевидно, что такая информация может быть связана с вредным воздействием на здоровье человека загрязненной окружающей среды. Возникает вопрос: может ли гражданин быть заинтересован в сокрытии соответствующих сведений? При положительном ответе на него гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. В этом случае они не могут распространяться лицами, которым стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Только с согласия гражданина или его законного  представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе  должностным лицам, в интересах  обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном  процессе и в иных целях.

Одновременно  Основы определяют случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его  законного представителя:

а) в целях  обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния  выразить свою волю;

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

в) по запросу  органов дознания и следствия, прокурора  и суда в связи с проведением  расследования или судебным разбирательством;

г) при наличии  оснований, позволяющих полагать, что  вред здоровью гражданина причинен в  результате противоправных действий.

Могут ли распространяться на сведения экологического характера  положения о банковской тайне? Очевидно, могут. Предприятия, иные субъекты экологических  правоотношений могут пользоваться услугами банков и по каким-либо соображениям не разглашать соответствующие данные. Банковская тайна регулируется ст. 857 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» (ст. 26)*.

________________________

* СЗ РФ. 1996. №6. От. 492.  

Закон «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны  хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых  кредитной организацией, если это  не противоречит закону.

Одновременно  Закон определяет круг государственных  органов и лиц, которым такие  сведения могут предоставляться. Так, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией судам  и арбитражным судам (судьям), Счетной  палате РФ, органам налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотрененых законодательными актами об их деятельности. При согласии прокурора такие сведения могут быть предоставлены органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Такие ситуации могут иметь место, к примеру, при нарушении правового требования о финансировании объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе, лишь при наличии положительного заключения такой экспертизы.

Законодательством предусмотрена гарантия сохранения в тайне сведений, отнесенных к  тому или другому ее виду. За разглашение  лицами, которым в установленном  законом порядке переданы сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную тайну, с учетом причиненного ущерба они несут дисциплинарную, административную или уголовную  ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов  Федерации.

В то же время  юридическая ответственность может  возлагаться на лиц, ограничивших доступ к информации, которая не может  быть закрытой. Так, в соответствии с Законом «О государственной тайне» должностные лица, принявшие решения о засекречивании сведений, которые не могут по закону составлять предмет государственной тайны либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

Информация о работе Зкология окр. среда