Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:58, курсовая работа
Окончание «холодной войны» открыло путь к новой эпохе, эпохе кардинальных перемен в жизни международного сообщества, основанных на совместном поиске международными субъектами путей формирования нового международного порядка, базирующегося на сотрудничестве. Весьма отчетливо новые тенденции проявляются в Восточной Азии – наиболее динамично развивающемся на рубеже веков районе мира.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Предыстория территориальных претензий Японии к России ………….. 6
Проблемы российско-японских отношений до 1917 года ……... 6
Историко-политический аспект территориальных претензий Японии к СССР и России …………………………………………
11
«Проблема северных территорий» и ее современное состояние ………. 19
Проблема Южных Курил – основа территориальных претензий Японии к России …………………………………………………..
19
Территориальный вопрос и перспективы партнерства России и Японии …………………………………………………………...
24
Заключение ……………………………………………………………………. 32
Список литературы …………………………………………………………… 35
2 июля 2007 года. Для снижения напряженности между двумя странами секретарь кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки (Yasuhisa Shiozaki) предложил, а российский вице-премьер Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические Интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. До этого это предложение было рассмотрено в июне 2007 на встрече большой восьмерки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным.
1 июля 2008 года. «…тема, по которой мы пока не смогли договориться, – это пограничный вопрос…» «Мы должны двигаться вперед, обсуждать эту тему в соответствии с теми декларациями, которые были ранее сделаны, мы не должны пытаться достигнуть максимальных результатов за короткий период, потому что, скорее всего, они невозможны, но мы должны открыто обсуждать и те идеи, которые уже существуют, и те идеи, которые формируются», – заявил Президент РФ Д.А. Медведев в преддверии заседания Большой восьмерки.
21 мая 2009 года. Премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал Южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждет от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное».
3 июля 2009 года. Верхняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий», в которых зафиксировано положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. В поправках к закону, существующему с 1982 года, говорится о «необходимости прилагать максимальные усилия для реализации скорейшего возвращения Северных территорий как территорий, принадлежащих Японии», а также расширять безвизовый обмен между жителями этих территорий и японскими гражданами29.
Таким образом, в настоящее время созданы в целом и поддерживаются благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.
Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов. В целом же можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
Заключение
Результаты проведенного исследования показывают, что русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец В.В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого закрытой страной, была открыта М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор о мире и дружбе. Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о взаимной свободе торговли и мореплавания и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.
Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны, которая в 1904 году была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны: в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.
11
февраля 1945 года в Ялте встретились
главы правительств трех
9 августа 1945 года, три дня спустя после американской атомной бомбардировки Хиросимы и в день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.
После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова – советскими войсками. Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.
И.В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947-1949 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.
В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.
В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией.
Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что территориального вопроса не существует.
В 90-х годах ХХ столетия Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.
Таким образом, в настоящее время созданы в целом и поддерживаются благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований.
Список литературы
Информация о работе Территориальные претензии Японии к России