Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.2 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста
1.4 Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Вывод по первой главе
Глава II. Планирование занятий по рисованию в младшей группе
2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе
2.2 Планы занятий
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!!.docx

— 67.37 Кб (Скачать документ)

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у  ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами  привлечения внимания, интереса детей  к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное  переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой  картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное  переживание вызывает у ребенка  потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и  показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз  переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время  наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка  возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все  то, что видит вокруг.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.

Процесс создания взрослыми  ярких образов в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать  свои силы [21; 12 с].

Большое значение для рисования  имеет зрение. Для того чтобы нарисовать недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого  представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

В процессе изобразительной  деятельности активно формируется  зрительный память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимыми условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессами памяти происходит запоминание, узнавания, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперировании образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для младшего дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры  кисти и пальцев.

Трудовые навыки, приобретаемые  детьми в процессе изобразительной  деятельности, также развивают руку и глаза ребенка и могут  быть использованы в разных видах  труда [6; 25 с].

 

 

 

1.2 Задачи обучения  и принципы построения программы  по рисованию у детей младшего  дошкольного возраста

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей.

Одна из основных задач  обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления  от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов  и явлений. 

Изобразительные возможности  дошкольников в передачи окружающего  ограничены. Не все, что ребенок воспринимает, может служит темой для его рисунка. 

Ребенок младшего дошкольного  возраста трудно передает все характерные  признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных  умений. 

Большое значение в правдивой  передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму  предмета соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.

Следующая задача обучения – развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием.

Задачи создания тематической композиции требует изображения  группы предметов, логически связанных  между собой. В жизни ребенок  легко улавливает связи и отношения  между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных  умений и навыков, требующих большой  работы мысли и воображения. Ребенку  необходимо определить, что является главным в изображении, а что  второстепенным; решить композиционные задачи – как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т.д. [2; 63 с].

Овладение этими изобразительными приемами – задача довольно сложна, требующая развития мышления. В детском  саду она решается главным образом  в старших группах.

Решение этой задачи связано  с особенностями эстетического  развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических  построении использование ярких, контрастных  сочетаний цветов для создания выразительной  композиции. 

Одна из важнейших задач  обучения изобразительной деятельности – овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные  умения заключаются в способности  передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать  узор с учетом украшаемой формы.

С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить  линии в любом направлении, а  как передать форму предмета посредством  этих линий – это уже изобразительная  задача.

Приобретение технических  навыков только на начальном этапе  обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

Значение технических  навыков велико, так как часто  отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

Приобретенные навыки правильного  и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно  связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей [16; 65 с].

Детская изобразительная  деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому  вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в  яркой, эмоциональной форме.

Опыт дошкольника еще  невелик, поэтому ему важно дать возможность предварительно понаблюдать  за предметом, чтобы увидеть и  запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются  многие ошибки в рисунках детей.

Развитией, предшествующих изобразительной деятельности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстетического опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является широко          й базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.  

Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразительной  деятельности может быть организованно  в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой  конкретной задачей – познания свойств  отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.

Для творчества детей, как  и для любой творческой деятельности огромное значение имеет познавательная сторона восприятия.

Ребенок должен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и  т.д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие –  второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога –научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов [12; 31 с].

Восприятие окружающего  должно быть целенаправленным. Ребенок  должен ясно представлять, что и  зачем ему надо наблюдать. Такая  постановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточивает  мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой  анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура –  умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что  имеет существенное значение в изобразительной  деятельности.

Развитие этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны  воспитателя.

Известный психолог А.В. Запорожец  пишет: «Хотя у ребенка имеются известные органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех ими других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».

Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в  пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому  человек больше доверяет зрению.

Такое мнение справедливо, но в то же время при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного  представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы - положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета - освещенность и т.д.

Дети 2-3 лет выделяют отдельные  качества предмета, наиболее заметные и яркие, он дает или характеристику по аналогии с другими предметами: круглый, как яблоко, красный как  ягодка.

Исследования сенсорного развития ребенка показали, что даже в младшем возрасте можно воспитать  способность видеть отдельные свойства предмета в качестве общего признака, присущего группе предметов [5;20с].

Перед любым видом деятельности воспитатель обращает внимание детей  на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно перед  занятием рисованием выделяет контур части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного  предмета.

В младших группах обязательно  включает движение руки, которое поможет  детям при рисовании. Для младших  дошкольников большое значение в  познании формы имеет осязание. Он легко определяет понятие «большой»  или «маленький» там, где эта  разница значительна.

Восприятие цвета оказывает  большое эмоциональное воздействие  на ребенка, хотя часто и не относятся  к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке  одним из главных выразительных  средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут  ориентироваться [14; 50 с].

1.3 Методы и  приемы обучения детей рисованию  младшего дошкольного возраста

Метод наблюдений лежит в  основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей  будет развито умение наблюдать  окружающее, устанавливать связи  между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.

Метод обучения согласно принятому  в педагогике определению характеризуется  единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.

Прием обучения – более  частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее  значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление  работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия именно цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой  задачи – организации начала занятия [22; 7 с].

Наглядные методы и приемы – к наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. 

Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению  к глазу рисующего. Эта особенность  изображения с натуры обусловливает  и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь зрительное восприятие, причем при изображении  на плоскости (рисунок) предмет воспринимается только с одной стороны.

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования