Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Рисование является важнейшем средством в формировании личности ребенка, изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
1.2 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста
1.3 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста
1.4 Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Вывод по первой главе
Глава II. Планирование занятий по рисованию в младшей группе
2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе
2.2 Планы занятий
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!!.docx

— 67.37 Кб (Скачать документ)

 

2.1 Цели и задачи  планирования занятий по рисованию  в младшей группе

Цели и задачи в рисовании  карандашом:

·          Обучение умению правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.

·          Развитие мелкой моторики.

·          Ознакомление с окружающим миром.

·          Развитие речи.

·          Формировать интерес к рисованию.

Материалы:

Цветные карандаши, бумага, различные игрушки, предметы.

Методы обучения рисованию:

·          Рисование в воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).

·          Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

·          Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование  – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков [1; 10 c].

Цели и задачи в рисовании  красками:

·          Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводит линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

·          Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

·          Развитие чувства цвета.

·          Развитие эмоций и фантазии.

·          Развитие мелкой моторики.

·          Развитие речи.

·          Ознакомление с окружающим миром.

Материалы и инструменты:

·          Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами;

·          Круглые и плоские кисти разного размера;

·          Различные виды бумаги, цветной матовый картон;

·          Палитра;

·          Деревянные геометрические фигуры (кубик, конус и др.).

Дополнительные оборудования:

·          Клеенка на столы;

·          Фартук или халат (по количеству детей);

·          Тряпочки или салфетки;

·          Банки – непроливайки для воды.

Техника рисования:

Рисование кисточкой

Нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала  следует намочить кисть, затем взять  на нее краску и легко без нажима, нанести на бумагу. В этой технике  используются кисти – круглые  и плоские, краски – акварель и  гуашь ( гуашь в тюбиках предварительно разводят), бумага – акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

·          примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазкой, оторвать от нее;

·          нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

·          рисование кисточкой наверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы) [24; 3 с].

Подготовка к работе:

Перед началом занятия  следует подготовить рабочее  место. На столы необходимо постелить  кленку, а детям надеть специальные  клеенчатые фартуки или халаты с  рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале  на стол ложат – лист бумаги и одна краска для каждого ребенка, кисточка и баночка с водой. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

Правила использования  красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения  с красками и кисочками. Показать, как следует аккуратно брать  краску на кисточку, не пачкаться; объяснить, что краски следует хранить аккуратно, баночки с краски закрывать после  окончания работы. Показать малышам, как пользоваться кисточкой –  как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой  о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объяснить, что кисточку нельзя надолго оставлять  в воде, иначе она искривится, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной  вверх. После завершения работы нужно  подождать, чтобы краска на рисунке  высохла [19; 9 с].

2.2 Планы занятий  и рисунки 

 

План занятия  «Дождик»

Цели: • учить детей правильно держать в руке карандаш;

• рисовать кисточки – прямые и вертикальные линии;

• не выходить за пределы  ограничительной линии;

• формировать интерес  к рисованию. 

Материалы: • Карандаши синего или голубого цвета;

• листы бумаги для рисования  формата А4 с заголовками (по количеству детей): в верхней части листа  бумаги нарисована туча синего цвета, а внизу –горизонтальная линия – «земля», чтобы, рисуя дождик, дети не выходили за нижние границы листа бумаги.

Метод обучения: Дорисование деталей.

Ход занятия

Перед началом занятия  про читать малышам стихотворение, прослушать запись Чайковского «Времены года».

Воспитатель – Послушайте стихотворения; записи:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей.

На цветок, на листок,

Кап, кап, кап!

На дорожку на лужок,

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя –

Капай, дождик сильный!

Кап, кап, кап …

Воспитатель: О чем говорится  в стихотворении? Какая была музыка (веселая, грустная)? (воспитатель рисует на листе бумаги, прикрепленном к  Мольберту, тучу синего цвета). 

Воспитатель: Догадались, что  это такое? Правильно, это туча. (Затем  начинает рисовать горизонтальные линии, сопровождая их словом «Вот нашел  дождик: кап, кап, кап!», раздает малышам  листы с заготовками и по одному карандашу голубого цвета).

Воспитатель: у вас на картинках тоже нарисованы тучи. Нарисуйте  дождик!

Можно рисовать сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Побуждая ребенка озвучивать рисунок  – «Кап, кап, кап».

Методы и приемы:

• прослушивание классической музыки Чайковского «Времена года»;

• анализ музыки;

• беседы о дожде, чтение стихотворения, рассматривание картин, иллюстраций о дожде;

• анализ работы:

- Что дети рисовали?

- Понравилось им или  нет? [17; 21 с].

План занятия  «Дорожки»

Цели: • научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий);

• формировать интерес  и положительное отношение к  рисованию.

Материалы: • Краски – гуашь зеленого или черного цвета;

• листы бумаги, формата  А-4 с эскизами (по количеству детей);

• кисточки;

• вода в банке;

• салфетки для рук.

Техника: рисование кисточкой поверх карандашного эскиза.

Методы и приемы:

• беседа;

• объяснение работы;

• анализ работы.

Ход занятия

• Перед началом занятия  подготовить эскизы для рисунков;

• развести гуашь (зеленую, черную или коричневую) до густоты  сметаны и палить небольшое количество в крышки.

Подготовить баночки –  непроливайки с водой и большие  кисти по количеству детей.

На одном из эскизов  показать малышам, как можно нарисовать по готовому эскизу прямые, ровные дорожки.

Раздать детям бумагу, кисточку и краски и предложить нарисовать дорожки самостоятельно [17; 52 с].

 

Вывод по второй главе

В младшем возрасте на первом плане выдвигаются задачи обучения изобразительными умениями и навыкам. Научить изображению разнообразных  и кругообразных форм несложных  предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму). Развивать композиционные навыки - располагать изображение  в средние листа бумаги, совершенствовать технические навыки. Таким образом, осваивая начертания простейших изобразительных  форм, используя яркие, красочные  тона, ребенок приучается находить сходство с предметами окружающей действительности, начинает осознавать изобразительные  возможности материалов и самостоятельно использовать полученные умения при  изображении других предметов.

Тематика упражнений в  проведении прямых линий в различных  направлениях указана в программе: рисование ленточек, дорожек карандашей, дождик. Разнообразие тематики способствует сохранению интереса детей к занятиям.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению  приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей    по собственному желанию, примерно треть занятий может быть отведена рисованию на свободные темы, выбранным самыми малышами. Основная цель таких занятий – закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать основные проблемы.

Подготовка к занятию  начинается с плана. Воспитатель  подбирает такую тему, чтобы детям  было интересно. Готовит необходимые  материалы, беседу, стихи, рассказы игрушку  для применения игрового приема.

Воспитатель должен создать  творческую атмосферу и заинтересовать детей подобранной темой для  рисования. Показ картин, иллюстраций  создают эмоциональный построй у детей.

Правильная организация  рабочего места зависит о воспитателя (освещения, столы с клеенкой, краски, кисти, карандаши, салфетки для рук, фартуки).

Воспитатель должен в конце  занятия дать общую одобрительную  оценку, анализировать работы детей  рассматривая их с ребятами.

В процессе работы воспитатель  наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Воспитатель должен научить  детей правильно держать карандаш, кисточку, пользоваться красками.

Показать, как нужно нажимать на карандаш во время рисования, как  обмакивать кисть в краску и в  банку с водой, рисовать плавными движениями, не нажимая на кисточку. Объяснить меры предосторожности.

Чтобы закрепить навыки малышей, один и тот же сюжет можно повторять  несколько раз. Можно давать задания  на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

 

Заключение

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в  ходе которого разнообразными способами  с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические  изображения. Рисование приобщает  малышей к миру прекрасного, развивает  креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей  к творчеству, учит видеть мир в  живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются  в раннем возрасте, необходимо развивать  способности ребенка образно  воспринимать мир, придумывать новые  сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете  психологических и физиологических  особенностей детей 1-3 лет рисовании  может стать одним из любимых  занятий малышей.

При обучении детей раннего  возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных  игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дальше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный построй и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми необходимо учитывать особенности  раннего возраста. У малышей еще  не сформированы многие умения и навыки. Дети не умеют правильно держать  карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком  сильно), ориентироваться на листе  бумаги и не выходить при рисовании  за край. Часто отсутствие умений сердит и рассматривает малышей, они  оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может  надолго задерживаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки).

Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей  простейшим навыкам и приемам: держать  правильно карандаш, кисточку; рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа  бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки» (вертикальные и горизонтальные прямые линии), кружочки и овалы, ребенок открывает для  себя обобщение формы и линии  как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими  предметами и явлениями. Освоив минимальный  арсенал умений, малыши получают возможность  передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более  уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам  незабываемые ощущения непосредственного  взаимодействия с красками, впечатления  от манипуляций с цветом.

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. на занятиях рисования