Правовая ответственность органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, аттестационная работа

Описание

Конституция Российской Федерации 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика органов местного самоуправления, их структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

2.1 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

2.2 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением

2.3 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами

2.4 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

3. Гарантии местного самоуправления

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

 

      2. Ответственность  органов и должностных  лиц местного самоуправления 

     2.1 Виды ответственности  органов и должностных  лиц местного самоуправления 

     Поскольку поведение человека имеет две  полярные разновидности (социально  полезное и социально вредное), то и ответственность рассматривается  в двух аспектах: позитивном (проспективном) и негативном (ретроспективном). Позитивная ответственность наступает за будущее  поведение, негативная - за уже совершенное.

     Позитивная  ответственность органов местного самоуправления и их должностных  лиц реализуется в форме регулярных отчетов о работе перед избирателями, перед главой муниципального образования, руководителями структурных подразделений. Исполнительный орган местного самоуправления, будучи подконтрольным представительному, также обязан представлять отчеты о  работе. Негативная ответственность  реализуется в виде юридической  ответственности органов местного самоуправления и их должностных  лиц и наступает перед государством, населением, физическими и юридическими лицами.

     В новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.

     Рассмотрим  некоторые особенности юридической  ответственности.

     Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права  традиционного выделяют следующие  виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.

     Уголовная ответственность должностных лиц  местного самоуправления может наступить  за совершение деяния, предусмотренного УК РФ, за которое им могут быть назначены  соответствующие виды наказания.

     Административная  ответственность наступает за совершение административных проступков. Органы местного самоуправления и должностные  лица органов местного самоуправления несут административную ответственность  как за собственные противоправные деяния, так и за издание ими  актов, нарушающих законодательство, а  также за непринятие мер по обеспечению  выполнения правил подчиненными лицами.

     Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения и состоит  в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред (ущерб) физическим, юридическим  лицам.

     Дисциплинарная  ответственность должностных лиц  местного самоуправления наступает  в случае нарушения ими правил поведения, установленных ТК РФ, уставами муниципальных образований, правилами  внутреннего трудового распорядка, положениями, правилами.

     Материальная  ответственность должностных лиц  обусловлена необходимостью возмещения причиненного вреда, привлечение к  которой производится независимо от привлечения указанного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

     Выделяют  и другие виды ответственности, в  частности конституционно-правовую и муниципально-правовую.

     Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При  этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться  и иные виды ответственности: административная (например, штраф за определенные виды нарушений избирательных прав граждан - статьи 5.1 - 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо уголовная (например, статья 278 Уголовного кодекса РФ устанавливает  ответственность за насильственный захват или насильственное удержание  власти).

     Конституционная ответственность определяется рядом  ученых как ответственность за ненадлежащее осуществление государственной  власти, поскольку особое значение в предмете конституционного права  имеют отношения, возникающие в  процессе реализации многонациональным  народом России (населением субъектов  Российской Федерации) государственной  власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Следуя этой логике, муниципалъно-правовая ответственность  может быть определена как ответственность  за ненадлежащее осуществление муниципальной  власти (в формах представительной и не посредственной демократии).

     Поэтому представляется корректным отнесение  ответственности органов и должностных  лиц местного самоуправления перед  государством к конституционно-правовой, а перед населением - к муниципально-правовой.

     К муниципально-правовым санкциям относятся: отзыв выборных лиц, отставка или  роспуск, выражение недоверия, досрочное  прекращение полномочий. К конституционно-правовым санкциям можно отнести: признание  акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход  полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти (ведение временного государственного управления), досрочное прекращение  осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмену (признание недействительным) юридически значимого результата, отмену (приостановление) правовых актов, отказ.

     В зависимости от субъекта, перед которым  наступает юридическая ответственность, можно выделить ответственность  органов местного самоуправления и  их должностных лиц перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством (ст.70 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации").

     Указание  на первоочередность ответственности  перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы  народовластия в соответствии с  п.2 ст.3 Конституции Российской Федерации. Население является основным субъектом  прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности  органов и должностных лиц  местного самоуправления перед населением.

     Виды  ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц  местного самоуправления, основания  наступления этой ответственности  и порядок решения соответствующих  вопросов, в том числе основания  и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных  лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований  в соответствии с Федеральным  законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации".

     Население муниципального образования также  вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных  лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

     Далее рассмотрим данную классификацию более  подробно.

 

      2.2 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед населением 

     Согласно  ст.71 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления" население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с  данным Законом. Основания наступления  ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и  порядок решения соответствующих  вопросов определяются уставами муниципальных  образований в соответствии с  указанным Законом.

     Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям  отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных  должностных лиц. Институт отзыва должностных  лиц с выборных должностей уходит своими корнями во времена демократии Древней Греции.

     Как известно, Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены  только законом или основополагающими  правовыми принципами (ст.7). Институт отзыва депутатов, выборных должностных  лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного  мандата. Императивный мандат жестко связывает  позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими  поручениями избирателей.

     Как показывает анализ уставов муниципальных  образований, во многих из них используется в качестве основания для отзыва депутатов, членов выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления такая  формула, как "утрата доверия". Необходимо отметить, что термин "доверие" носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения.

     Таким образом, формула "утрата доверия" носит общий характер и не конкретизирует причины данной утраты. Это означает, что названные причины определяет само население в ходе голосования  по отзыву. Чаще всего утрата доверия  наступает вследствие неудовлетворенности  деятельностью выборных органов, должностных  лиц местного самоуправления. Ее причинами  оказываются: нарушение прав и законных интересов граждан; нарушение действующего законодательства; недобросовестное выполнение депутатских полномочий, предвыборных программ и должностных обязанностей; утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема граждан, формальное рассмотрение их обращений; совершение действий, порочащих звание выборного лица, и др.

     Как показывает практика, основания и  порядок отзыва депутатов, глав муниципальных  образований и иных выборных должностных  лиц, закрепленные в уставах муниципальных  образований, во многом определены как  федеральным законодательством, так  и законодательством субъектов  РФ. Например, основанием для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления является невыполнение им депутатских обязанностей, а основаниями  для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных  лиц - неисполнение ими своих служебных  обязанностей, нарушение требований устава муниципального образования, неисполнение решений представительного органа местного самоуправления.

     Под неисполнением служебных обязанностей как основанием для отзыва главы  муниципального образования и иных выборных должностных лиц понимается систематическое уклонение от осуществления  ими своих обязанностей, предусмотренных  уставом муниципального образования, в том числе уклонение от отчетов  перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений. Под невыполнением  депутатских обязанностей как основанием отзыва депутата понимается систематическое, без уважительных причин, уклонение  от осуществления своих обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе неучастие в  сессиях (заседаниях) представительного  органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий, иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от ведения  приема избирателей, отчетов перед  ними, рассмотрения их жалоб, заявлений. Уставом муниципального образования  могут быть конкретизированы основания, достаточные для возбуждения  вопроса об отзыве главы муниципального образования, иного выборного должностного лица, депутата.

     Федеральный законодатель особо оговаривает, что  основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения  о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).

     Не  могут служить основанием для  отзыва депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных  лиц факты невыполнения ими своих  обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а  также несогласие избирателей с  их политическими взглядами.

Информация о работе Правовая ответственность органов