Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, аттестационная работа
Конституция Российской Федерации 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.
В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Введение
1. Общая характеристика органов местного самоуправления, их структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
2.1 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
2.2 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением
2.3 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами
2.4 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством
3. Гарантии местного самоуправления
Заключение
Библиографический список
2. Ответственность
органов и должностных
лиц местного самоуправления
2.1
Виды ответственности
органов и должностных
лиц местного самоуправления
Поскольку
поведение человека имеет две
полярные разновидности (социально
полезное и социально вредное), то
и ответственность
Позитивная
ответственность органов
В новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственность этих органов за их неисполнение.
Рассмотрим
некоторые особенности
Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.
Уголовная
ответственность должностных
Административная ответственность наступает за совершение административных проступков. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность как за собственные противоправные деяния, так и за издание ими актов, нарушающих законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами.
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения и состоит в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред (ущерб) физическим, юридическим лицам.
Дисциплинарная
ответственность должностных
Материальная
ответственность должностных
Выделяют
и другие виды ответственности, в
частности конституционно-
Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться и иные виды ответственности: административная (например, штраф за определенные виды нарушений избирательных прав граждан - статьи 5.1 - 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо уголовная (например, статья 278 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за насильственный захват или насильственное удержание власти).
Конституционная ответственность определяется рядом ученых как ответственность за ненадлежащее осуществление государственной власти, поскольку особое значение в предмете конституционного права имеют отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Следуя этой логике, муниципалъно-правовая ответственность может быть определена как ответственность за ненадлежащее осуществление муниципальной власти (в формах представительной и не посредственной демократии).
Поэтому
представляется корректным отнесение
ответственности органов и
К
муниципально-правовым санкциям относятся:
отзыв выборных лиц, отставка или
роспуск, выражение недоверия, досрочное
прекращение полномочий. К конституционно-правовым
санкциям можно отнести: признание
акта незаконным, отрешение от должности,
роспуск, расформирование, переход
полномочий органов местного самоуправления
органам государственной власти
(ведение временного государственного
управления), досрочное прекращение
осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственно-
В
зависимости от субъекта, перед которым
наступает юридическая
Указание
на первоочередность ответственности
перед населением отражает сущность
местного самоуправления как формы
народовластия в соответствии с
п.2 ст.3 Конституции Российской Федерации.
Население является основным субъектом
прав местного самоуправления. Поэтому,
прежде всего, необходимо установление
эффективных видов
Виды
ответственности органов
Население муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Далее рассмотрим данную классификацию более подробно.
2.2 Ответственность
органов местного
самоуправления и
их должностных
лиц перед населением
Согласно
ст.71 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления" население муниципального
образования вправе отозвать депутатов,
членов выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного
самоуправления в соответствии с
данным Законом. Основания наступления
ответственности депутатов, членов
выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного
самоуправления перед населением и
порядок решения
Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц. Институт отзыва должностных лиц с выборных должностей уходит своими корнями во времена демократии Древней Греции.
Как
известно, Европейская хартия местного
самоуправления определяет, что статус
местных выборных лиц должен обеспечивать
свободное осуществление их полномочий,
а также что функции и
Как показывает анализ уставов муниципальных образований, во многих из них используется в качестве основания для отзыва депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления такая формула, как "утрата доверия". Необходимо отметить, что термин "доверие" носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения.
Таким
образом, формула "утрата доверия"
носит общий характер и не конкретизирует
причины данной утраты. Это означает,
что названные причины
Как
показывает практика, основания и
порядок отзыва депутатов, глав муниципальных
образований и иных выборных должностных
лиц, закрепленные в уставах муниципальных
образований, во многом определены как
федеральным законодательством, так
и законодательством субъектов
РФ. Например, основанием для отзыва
депутата представительного органа
местного самоуправления является невыполнение
им депутатских обязанностей, а основаниями
для отзыва главы муниципального
образования и иных выборных должностных
лиц - неисполнение ими своих служебных
обязанностей, нарушение требований
устава муниципального образования, неисполнение
решений представительного
Под
неисполнением служебных
Федеральный законодатель особо оговаривает, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).
Не могут служить основанием для отзыва депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц факты невыполнения ими своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а также несогласие избирателей с их политическими взглядами.