Правовая ответственность органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, аттестационная работа

Описание

Конституция Российской Федерации 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика органов местного самоуправления, их структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

2.1 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

2.2 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением

2.3 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами

2.4 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

3. Гарантии местного самоуправления

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

     Процедура отзыва должна обязательно предусматривать  возможность депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных  лиц местного самоуправления представить  избирателям объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об их отзыве, в том числе  в средствах массовой информации. Более того, необходимо предусмотреть  проведение открытых слушаний, на которых  обе стороны могли бы высказывать  свои аргументы, чтобы избиратели смогли взвесить все "за" и "против" отзыва.

     В случае несогласия с причинами, послужившими основанием для постановки вопроса  об отзыве, депутат, глава муниципального образования, иные выборные должностные  лица местного самоуправления вправе обратиться в суд. Если вопрос об отзыве депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления возбужден в соответствии с требованиями действующего законодательства, представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву депутата, главы  муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Принятое решение направляется в  комиссию муниципального образования  по проведению голосования по отзыву.

     Деятельность  органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, участвующих в подготовке и проведении голосования по отзыву депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляется гласно. Комиссии по проведению голосования  по отзыву в установленные сроки  информируют граждан о работе обеспечивающих голосование комиссий, о составе и времени их работы.

     Депутат, член выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее  половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном  округе).

     В случае признания голосования по отзыву несостоявшимся или недействительным повторное возбуждение вопроса  об отзыве указанных лиц может  быть осуществлено не ранее чем через 12 месяцев со дня признания голосования  по отзыву указанных лиц несостоявшимся или недействительным (в зависимости  от муниципального образования). Если в результате голосования указанные  лица не были отозваны, следующее возбуждение  вопроса об их отзыве возможно только по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования результатов голосования. Полномочия главы муниципального образования  и иных выборных лиц прекращаются с ноля часов дня, следующего за днем официального опубликования результатов  голосования по отзыву главы муниципального образования и иных выборных должностных  лиц, если комиссия муниципального образования  установила, что необходимым числом голосов участников голосования  глава муниципального образования  и иные выборные должностные лица отозваны.

     После опубликования результатов голосования  об отзыве депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных  лиц местного самоуправления представительный орган местного самоуправления в  десятидневный срок назначает новые  выборы главы муниципального образования  и иных выборных должностных лиц  местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

     Практика  отзыва депутатов, выборных должностных  лиц местного самоуправления, по сути, является отменой решения предшествующих демократических выборов. Поэтому  к такой процедуре следует  прибегать только в крайних случаях. 

     2.3 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед физическими  и юридическими  лицами 

     Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими  и юридическими лицами наступает  в порядке, установленном федеральными законами.

     Виды  ответственности. В случае нарушения  органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических  лиц, причинения им имущественного или  морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд  в соответствии с действующим  законодательством. Одним из видов  неблагоприятных последствий для  названных органов и должностных  лиц может быть признание судом  недействующими или недействительными  их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

     Ответственность органов местного самоуправления может  наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении  прав собственника в отношении муниципального имущества).

     В практике еще очень мало судебных дел, возбужденных в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин этого - недостаточная  осведомленность граждан и организаций - субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты своих  нарушенных прав.

     Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц местного самоуправления, в том числе в результате издания  не соответствующего закону акта, возмещается  за счет казны муниципального образования  согласно ст.1069 ГК РФ. Данная статья говорит  о незаконных действиях (бездействии), под которыми понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны. Это могут быть различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания (не имеет значения, сделаны они  в письменной или устной форме), которые  направлены гражданам и юридическим  лицам и подлежат обязательному  исполнению.

     Признание актов органов местного самоуправления незаконными и недействительными  осуществляется как общими, так и  арбитражными судами.

     Ответственность местных администраций по ст.1069 ГК РФ наступает при нанесении вреда  как гражданину, так и юридическому лицу.

     Если  вред причиняется не в сфере муниципально-управленческих отношений, а в результате хозяйственной  и технической деятельности (например, автомашина местной администрации  причинила увечье гражданину), ответственность  наступает на общих (ст.1064 ГК РФ) или  специальных (ст.1079 ГК РФ) основаниях.

     По  ст.1069 ГК РФ квалифицируются действия не любого работника органа местного самоуправления, а лишь его должностных  лиц. Сами должностные лица, незаконными  действиями (бездействием) которых  причинен вред, ответственности перед  потерпевшим не несут. Требования о  возмещении вреда в смысле ст.1069 к ним предъявляться не могут. Должностные лица местного самоуправления несут в этих случаях уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность. При незаконных действиях  в сфере гражданского оборота  за причиненные ими убытки несет  ответственность орган местного самоуправления (ст.16 ГК РФ).

     В ГК РФ определено, к кому предъявляются  требования в случаях, когда в  силу закона вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. Как правило, в таких случаях  ответчиками выступают соответствующие  финансовые органы (ст.1071). Исключение из правила допускается лишь тогда, когда законом или иными правовыми  актами такая обязанность возложена  на другой орган, юридическое лицо или  гражданина. Возмещение ущерба может  быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.

     Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его  работниками при исполнении ими  служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право  обратного требования (регресса) к  этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

     В отношении как муниципальных  служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и тех, кем предоставлена  информация, ставшая основанием незаконных действий (решений), суд определяет меру дисциплинарной ответственности, вплоть до представления об увольнении.

     Если  при рассмотрении гражданского дела, либо жалобы на неправомерные действия и решения, нарушающие права и  свободы граждан или законные права и интересы юридических  лиц, суд обнаружит в действиях  должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору, либо возбуждает уголовное дело. 

     2.4 Ответственность  органов местного  самоуправления и  их должностных  лиц перед государством 

     Согласно  ст.72 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления" ответственность  органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения  соответствующего суда в случае нарушения  ими Конституции РФ, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, конституции (устава), законов  субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего  осуществления указанными органами, должностными лицами переданных им отдельных  государственных полномочий.

     Ответственность органов местного самоуправления и  их должностных лиц перед государством наступает в следующих случаях:

     1) нарушения Конституции Российской  Федерации, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  конституции (устава), законов субъекта  Российской Федерации, устава  муниципального образования;

     2) ненадлежащего осуществления органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  переданных им отдельных государственных  полномочий. При этом в Федеральном  законе "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" сделана  важная оговорка о том, что  органы местного самоуправления  несут ответственность за осуществление  отдельных государственных полномочий  только в пределах выделенных  муниципальным образованиям на  эти цели материальных ресурсов  и финансовых средств (п.3 ст. 20).

     Должностные лица местного самоуправления могут  быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, в зависимости от совершенного противоправного  деяния. Органы, выборные должностные  лица местного самоуправления могут  быть привлечены к муниципально-правовой (конституционно-правовой) ответственности  в форме досрочного прекращения  полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности  на территории своего муниципального образования без согласия прокурора  субъекта РФ. Они не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, так как применение мер дисциплинарной ответственности находится в  компетенции вышестоящих органов  и должностных лиц, наделенных правом принятия на работу и увольнения. Выборные должностные лица местного самоуправления фактически на работу не принимаются, а приступают к исполнению своих  обязанностей после волеизъявления населения или решения представительного  органа муниципального образования.

     Предусмотренная Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможность прекращения полномочий органа местного самоуправления и выборного  должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции Российской Федерации. Российская Федерация вправе предусмотреть адекватные меры ответственности  органов местного самоуправления и  выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное  прекращение полномочий данных органов  и выборных лиц. Само по себе досрочное  прекращение полномочий не может  рассматриваться как неправомерное  вмешательство органов государственной  власти в деятельность органов местного самоуправления при условии, что  оно сопровождается назначением  новых выборов и как разновидность  ответственности соразмерно степени  совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов.

     По  мнению Конституционного Суда положение  о досрочном прекращении полномочий - один из основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных  лиц местного самоуправления. Поэтому  федеральный законодатель был вправе предусмотреть возможность досрочного прекращения их полномочий в Федеральном  законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". Одновременно с этим Конституционный Суд отметил, что  ряд общественных отношений, связанных  с применением такой меры ответственности, остается неурегулированным. Поэтому  законодатель субъекта Федерации в  этой части вправе осуществить собственное  правовое регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и федеральным законом. В значительном числе субъектов Российской Федерации  были приняты законы, с различной  степенью детализации осуществляющие такое правовое регулирование.

     Ответственность главы муниципального образования  или главы местной администрации  перед государством наступает в  случаях:

     1) издания таким должностным лицом  местного самоуправления нормативного  правового акта, противоречащего  Конституции Российской Федерации,  федеральным конституционным законам,  федеральным законам, конституции  (уставу) и законам субъекта Федерации,  уставу муниципального образования,  и если такие противоречия  установлены соответствующим судом.  При этом ответственность перед  государством наступает только  в случае, если это должностное  лицо в течение двух месяцев  со дня вступления в силу  решения суда (либо в течение  иного предусмотренного решением  суда срока) не приняло в  пределах своих полномочий мер  по исполнению решения суда;

Информация о работе Правовая ответственность органов