Правовая ответственность органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:49, аттестационная работа

Описание

Конституция Российской Федерации 1993 года послужила важнейшим основанием становления нового института народовластии в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст. ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика органов местного самоуправления, их структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

2.1 Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

2.2 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением

2.3 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед физическими и юридическими лицами

2.4 Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

3. Гарантии местного самоуправления

Заключение

Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.38 Кб (Скачать документ)

     2) совершения таким должностным  лицом действий (в том числе  принятия им правового акта, не  носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и  свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной  целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового  и экономического пространства  Российской Федерации, нецелевое  расходование субвенций из федерального  бюджета или бюджета субъекта  Российской Федерации. Данные  факты также должны быть установлены  соответствующим судом. При этом  ответственность перед государством  наступает только в случае, если  это должностное лицо не приняло  в пределах своих полномочий  мер по исполнению решения  суда.

     В обоих из указанных случаев глава  исполнительной власти субъекта Российской Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы  муниципального образования или  главы местной администрации. При  этом Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены пределы срока издания  такого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения  суда, необходимого для издания указанного акта, а также не может превышать  шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

     Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" установлены судебные гарантии для главы муниципального образования или главы местной  администрации, в отношении которых  высшим должностным лицом (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации  был принят акт об отрешении от должности. Глава муниципального образования  или глава местной администрации  вправе обжаловать указанный акт  в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен  также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

     Важно отметить, что в соответствии с  Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" (п.6 ст.32) гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом  субъекта (руководителем высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи  с данным обстоятельством.

     В Федеральном законе "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также предусматривается и возможность  временного исполнения полномочий органов  местного самоуправления органами государственной  власти субъектов Российской Федерации.

     Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут быть временно возложены на органы государственной власти субъектов  Российской Федерации в случаях:

     а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией  органы местного самоуправления отсутствуют  и (или) не могут быть сформированы;

     б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает  просроченная задолженность муниципальных  образований по исполнению своих  долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном  Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов  бюджета муниципального образования  в отчетном году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований  по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при  условии выполнения бюджетных обязательств федерального и регионального бюджетов в отношении бюджетов указанных  муниципальных образований;

     в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным  бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим  судом нецелевое расходование бюджетных  средств либо нарушение Конституции  Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

     Федеральным законом установлены ограничения  на исполнение отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Так, не могут  быть временно возложены на региональные органы государственной власти, следующие  полномочия органов местного самоуправления:

     принятие  устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

     установление  структуры органов местного самоуправления;

     изменение границ территории муниципального образования.

     Решение о временном возложении на органы государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий принимается главой исполнительной власти региона. Основанием для принятия такого решения является обращение  представительного органа местного самоуправления или решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, принимаемое квалифицированным  большинством - не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

     В случае если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным  бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим  судом нецелевое расходование бюджетных  средств либо нарушение Конституции  Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, решение  о временном осуществлении региональными  органами исполнительной власти отдельных  полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с  одновременным изъятием соответствующих  субвенций.

     Следует также отметить, что решения органов  государственной власти субъекта РФ по данной проблеме могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть  жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

 

      3. Гарантии местного  самоуправления 

     Одним из необходимых и наиболее важных условий функционирования местного самоуправления, его становления  и развития является гарантированность  прав местного самоуправления. Система  гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий  и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. [11, стр.391] Система  гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность общих  гарантий и юридических. Последние, в свою очередь, можно разделить  на гарантии организационной самостоятельности  и гарантии финансово-экономической  самостоятельности.

     Государство признает и гарантирует местное  самоуправление. Этому вопросу все  субъекты Российской Федерации также  уделяют значительное внимание.

     Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления определен  в главе 8 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации". Этот Федеральный закон  в соответствии с его преамбулой определяет государственные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

     К общим гарантиям относятся организационно-политические, экономические, духовные, социальные. Под организационно-политическими  гарантиями местного самоуправления понимается демократический характер правового  режима в стране, который обусловливается  не только предоставлением населению  права на местное самоуправление, но и его всемерной поддержкой и защитой. Экономической гарантией  местного самоуправления является экономическая  система общества, в основе которой  лежат принципы свободы экономической  деятельности, многообразия и равноправия  форм собственности. К экономическим  гарантиям относится наличие  муниципальной собственности и  финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности  земли и других природных ресурсов. К социальным гарантиям местного самоуправления относятся развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп. К духовным гарантиям относится система  духовных ценностей человека

     Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в  законодательстве. Основными из них  являются:

     1. Запрет на ограничение прав  местного самоуправления.

     Местное самоуправление в Российской Федерации  гарантируется запретом на ограничение  прав местного самоуправления, установленных  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами (ст.133 Конституции  Российской Федерации).

     В п.3 ст.3 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что установленные Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным  законом права граждан на осуществление  местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом  в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Данное положение  корреспондирует с нормой п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, определяющей условия ограничения  любых прав и свобод граждан, включая  право на местное самоуправление.

     Согласно  п.2 ст.4 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение общих принципов организации  местного самоуправления, установленных  этим Федеральным законом, допускается  не иначе как путем внесения изменений  и дополнений в данный Федеральный  закон.

     2. Обязательность решений, принятых  путем прямого волеизъявления  граждан, решений органов и  должностных лиц местного самоуправления  для исполнения всеми расположенными  на территории муниципального  образования предприятиями, учреждениями  и организациями, а также самими  органами местного самоуправления  и гражданами.

     Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные  правовые акты, принятые в пределах компетенции муниципального образования, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение решений органов  местного самоуправления физические и  юридические лица несут административную ответственность в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (п.3 ст.7).

     Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления (п.7 ст.22). Согласно п.7 ст.25 вышеназванного Федерального закона решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

     3. Рассмотрение обращений органов  и должностных лиц местного  самоуправления органами государственной  власти, государственными должностными  лицами, организациями, к которым  эти обращения направлены.

     Особое  внимание в федеральном и региональном законодательстве уделено праву  законодательной инициативы органов  местного самоуправления в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных  образований, взаимодействия государственных  и местных интересов.

     4. Гарантии финансово-экономической  самостоятельности местного самоуправления.

     Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая  основа местного самоуправления.

Информация о работе Правовая ответственность органов