Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:18, реферат

Описание

Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально рассматриваемая целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. В ряду обобщённых характеристик развития человечества в ХХ столетии следует назвать, прежде всего, такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня как важнейшая задача общества, и как императив социального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ 5
1.1. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.2. НЕМНОГО О ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ В ЭРУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.3. ИНФОРМАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, РОЛЬ 15
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 21
3. ИНТЕРНЕТ КАК ГЛАВНЫЙ ВЕСТНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МОМЕНТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

       Федеральное агентство по образованию РФ

       ГОУВПО  “Марийский Государственный Университет”

       Юридический факультет 
 
 

       Кафедра философии и политологии 
 

       ТЕМА: “ИНФОРМАЦИЯ, ИНТЕРНЕТ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА” 

       Реферат для сдачи экзамена кандидатского  минимума по истории и философии  науки 

       Выполнил:

                                                                                               соискатель кафедры 

                                                                                                   публичного права

                                                                        Смышляев Сергей  Михайлович

                                                                                                              Проверил:

       Зав. кафедрой философии 

       и политологии

       Голубев Валерий Борисович 
 

       г. Йошкар-Ола, 2005

       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

 

      Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально  рассматриваемая целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. В ряду обобщённых характеристик развития человечества в ХХ столетии следует назвать, прежде всего, такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ.  Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества.

       Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека – самый впечатляющий феномен последней четверти ХХ века. Пожалуй, наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности развитие сети Интернет) – это решающий шаг на пути к информационному обществу.

       Десять  тысяч лет – сельское хозяйство, 1-2 тысячи лет индустриализация и, вот, прямо перед нами постиндустрионализм.

       Темп  перемен возрос настолько, что наше воображение уже не поспевает  за ними.

       Начинаются  процессы глобализации мира и одновременно с этим перерастание постиндустриального общества в информационное общество.

       Процессы  глобализации в целом носят объективный  характер. Они порождаются растущей потребностью в единых, скоординированных действиях государств, в решении острейших общечеловеческих проблем: эффективного использования природных богатств; защиты окружающей среды; борьбы с социальными болезнями - наркоманией, преступностью.

       Существенной  особенностью современного развития являются рост масштабов применения новых информационных технологий, а также их влияние на основные сферы жизнедеятельности людей. Ключевое место среди этих технологий занимает сеть Интернет.

       С современной эпохой ассоциируются  такие понятия как сайт, хост, веб-страница, гиперссылка, информационная супермагистраль и т.п.

       Кибер-навигация  и веб-сёрфинг – метафоричное продолжение извечное тяги к путешествиям. Для “киберсёрферов” – счастье скользить, как на доске, по волнам разлитой в киберпространстве информации.

       Сегодня уже трудно найти человека, не слышавшего хотя бы что-нибудь об информации, информационном обществе, электронной почте, телемедицине, дистанционном образовании…. Сегодня мы слышим термины – “информационная война”, “инфоатака”, “информационное оружие”, всё это отголоски влияния информации в условиях информационного общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕ  РАЗВИТИЕ

      1.1. Информационно-компьютерная  революция и её  последствия

 

      В разных теоретических системах она  именуется неодинаково. В марксистской терминологии “научно-техническая революция”, по цивилизационной типологии О. Тоффлера “социо-техническая революция”. Чаще всего её называют информационно-компьютерной или информационно- экологической. Её собственным внутренним стержнем выступает создание и развёртывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологии. Её результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря “постиндустриальная”, “информационная”, “информационно-экологическая” или “информационно-компьютенная”.1

      В соответствии с классификацией информационных революций, первая такая революция  в истории человечества произошла  в результате изобретения письменности, вторая с появлением книгопечатания, третья связана с серией изобретений: телефон, радио, телевидение и, четвёртая информационная революция – это появление компьютера.2

      Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для  глубоких социальных изменений. Они  охватывают все этажи общественной целостности – социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования.

      Информационная  революция не может не затронуть  сферу политических отношений. С  одной стороны, последствия её отрадны: расширение возможностей непосредственного  участия каждого в принятии демократических  решений, упрочение индивидуальной свободы. Но вместе  с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулировании ими.

      И, наконец, информационная революция  окажет серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, труд, досуг и т.д. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизации духовной атмосферы. Тем не менее, можно предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех, становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер интеллектуальной деятельности.

      В.А. Канке определяя основы информатизации общества, указывает, что первой основой  информационной технологии является рационализация. Компьютеризация общества, прежде всего, выступает как его всемерная рационализация, организация деятельности человека в соответствии с целесообразностью.

      Второй  необходимой базой информатизации общества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм – это соответствие между объектами и процессами различной природы (например, параллели изоморфного типа между логикой и языкознанием).

      Третьей необходимой базой информационной технологии является развитие техники.3

       По-видимому, стоит отметить, что вопрос об информатизации общества для нашей страны не является совсем уж новым, как может показаться тем, кто мало знаком с историей. Многие учёные работали в этой области. Академик В. Глушков, считал, что без разработок в сфере компьютеризации мы неизбежно будем отставать как в экономике, так и обороне. Он считал, что использование традиционной “бумажной технологии” в народном хозяйстве приведёт к увеличению числа служащих занимающихся лишь составлением сводок и отчётов. Выход виделся в разработке новых компьютеров, создании банков данных, развитии коммуникационных сетей и переходе к безбумажной технологии сбора, обработки, передачи и хранения информации.

       Академик  А. Берг и другие, работавшие в области  обороны, доказывали, что без компьютеризации оптимальное управление войсками в современных условиях невозможно.

       В МГУ при активном участии ректора  И.Г. Петровского, академика А.Н. Колмогорова  и других был создан факультет  кибернетики и вычислительной техники. Сейчас подобные факультеты есть во многих ведущих технических вузах страны.

      Наконец, информационная технология требует  определённых экономических, социальных и политических институтов.

      Став  одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, этическим и другим последствиям; видимо, грядут ещё более масштабные изменения.

      1.2. Немного о философии техники в эру информационных технологий

 

      Философия техники – совокупность различных  течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические, мировоззренческие и онтологические проблемы развития техники, научно-технического прогресса и судеб технической цивилизации. Философия техники соотнесена с ключевыми понятиями философской рефлексии – прогресс, природа, рациональность.4

      Рождение философии техники на Западе обычно связывают с появлением книги И. Бекмана “Руководство по технологии, или познание ремёсел, фабрик и мануфактур” (1777). Однако значительно чаще её отсчёт ведётся от труда Э. Каппа “Основные черты философии техники” (1877).

      В числе предшественников современного философского анализа философии  техники можно назвать Ф. Дессауэра, М. Хайдеггера и К. Шилинга.

      Своеобразный  критический вариант философии  техники находим у французского философа Жака Эллюля.

      Эллюль  связывает технику с всеобщей рационализацией мира. Он также рассматривает феномен техники как самую опасную форму детерминизма. Техника, по его словам, превращает средства в цель, стандартизирует человеческое поведение, делает человека объектом “калькуляций и манипуляций”. Он оценивает техническую цивилизацию с таких социальных позиций, которые исключают правомерность научно-технической революции, оценивают её негативно и, таким образом, ставят вопрос о возможной поливариантности социального развития. Французский автор рассуждает от имени человека, которого воспринимает как меру всех вещей и судьбу которого – как исходный момент всякого философствования.

      Сейчас  философия техники, сформировалась как относительно самостоятельная область теоретического поиска, не менее значимая, чем традиционные онтология и гносеология.

      Германские  авторы Ленк и Рополь выделили из литературы по философии техники ряд “существенных элементов” техники: прикладное естествознание; комплекс элементов и средств; реализация идей; создание искусственной среды и т.д.

      Исчезни сегодня техника – исчезнет и  человек.5

      В философии техники особую популярность приобрели получившие хождение ещё  в 1960-х годах идеи канадского социолога  Маршалла Маклюэна. Он объявил, что  общественное развитие обусловлено  теми средствами связи, на основе которых осуществляется общение людей. В коммуникационном процессе складывается будто бы совместная деятельность и взаимопонимание, определяются все стороны общественной жизни: экономика, политическое устройство, культура.

      Маклюэн полагает, что техника сама по себе способна изменить мир. Она выступает в качестве внушительной силы, могущей вызвать культурные мутации, только в том случае, когда соединена с человеком.

      Антропологизм Маклюэна предполагает не внутренне  активное, творческое сознание человека, а лишь специфический способ подключения человека к средствам связи, которые формируют тот или иной тип культуры. Средства связи сами по себе не обладают свойством воздействовать на общественные процессы. Их преобразовательная мощь обнаруживается только тогда, когда они соединены с органами чувств индивида, что может привести к появлению новой антропологической природы человека.

      Х. Сколимовски предлагает понимать философию  техники как философию человека. Техника, по его мнению, должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек императиву техническому.

       Размышляя о социальных и культурных последствиях развития техники в западной филисофской  традиции опирались на центральную  идею отчуждения человека от собственной  сущности, как следствие развития цивилизации. Наиболее ярко это процесс губительной силы технологического прогресса был показан в известной работе О. Шпенглера “Закат Европы”.

       “…новое развитие техники несёт неограниченные возможности для добра и для зла…оно делает метафорическое господство машин, о котором фантазировал Сэмюэл Батлер6, самой непосредственной и неметафорической проблемой”7.

Информация о работе Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества