Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:18, реферат
Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально рассматриваемая целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. В ряду обобщённых характеристик развития человечества в ХХ столетии следует назвать, прежде всего, такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня как важнейшая задача общества, и как императив социального развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ 5
1.1. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.2. НЕМНОГО О ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ В ЭРУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.3. ИНФОРМАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, РОЛЬ 15
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 21
3. ИНТЕРНЕТ КАК ГЛАВНЫЙ ВЕСТНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МОМЕНТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Творческо-
Появились многочисленные исследования, посвящённые Интернет-зависимости, сопоставимой с наркоманией, декларации, призывающие предотвратить произвол виртуальных личностей и манипулирование пользователями; научно-философские экстраполяции современных тенденций развития Интернета и его влияния на будущее (например, в романе “Паутина”60). Войскунский А.Е. выделяет следующие признаки поведенческих реакций, характеризующих возникновение феномена Интернет-зависимости:
Кроме
указанной Интернет-
Необходимо “полицейское” вмешательство в её функционирование. Эра анонимной демократии в виртуальном пространстве заканчивается. Выход видится на пути обязательной идентификации всех пользователей. Но…сеть останется свободной.
Касперский (“Лаборатория Касперского”) говорит о возможности глобальной “террористической атаки” на Интернет. Хакер или кибертеррорист воспринимают действительность в чёрно-белых тонах: своё – воплощение доброго, чужое – сплошное чёрное, зло. Такому внушению лучше всего поддаются люди с посредственными способностями, желчным темпераментом, узким кругозором, завистливой душой, упрямым характером, деструктивной жестокостью, т.е. потребностью разрушать ради удовольствия и ненавидеть ради самой ненависти.
Развитие современных информационных технологий привело к формированию нового понятия – виртуальная реальность.62 Это то, что вы можете видеть, слышать, переживать посредством персонального компьютера и глобальной компьютерной сети. Так что можно говорить о появлении ещё одной формы бытия, - это новое, машинно-информационное бытие, выработанное и активно развиваемое современным человечеством.63
Это искусственная псевдосфера, с которой можно общаться как с подлинной. Эта новая технологическая среда окажет мощное воздействие (и пока что совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается в частности в феномене маньяков компьютерных игр и экстатической погружённости в “виртуальную реальность”.64
По-видимому, мозаичное восприятие, не добывание, а складывание знаний в “картинку”, создание поколения “плоских” людей и другие прелести постмодерна – главная опасность, которую несут сетевые структуры.
Человек эпохи постмодерн, - пишет Иванов Д.В., - погружённый в виртуальную реальность, увлечённо живёт в ней, сознавая её условность, управляемость её параметров и возможность выхода из неё.65
Поспелов Д.А., отмечает, что отказ от фундаментальных законов абстрактной логики (законов противоречия, тождества, исключённого третьего и закона достаточного основания), сознательное либо неосознанное нарушение таких законов – наряду с отказом от принципа причинности – ведут к воображаемым мирам, подчиняющимся воображаемой логике.66
Активность
индивидов, осуществляющих коммуникацию
через Интернет, их силы и время
переориентируются с
Такое общество как раз и привлекательно обезличенностью, а ещё более возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. Такого рода свобода позволяет возникать, существовать, распадаться многочисленным виртуальным сообществам, для которых “виртуальность” оначает в первую очередь “эфемерность”.
“Возможно говорить об эфемерности, нестабильности, неопределённости, парадоксальности, иррациональности или вовсе об исчезновении социального бытия. Трудно согласиться: социальное бытие исчезнет только с исчезновением человека.
В качестве универсальных свойств виртуальной реальности можно выделить три характеристики:
Общение через Интернет привлекательно обезличенностью, а ещё более – возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. С одной стороны, Интернет даёт свободу идентификации: виртуальное имя, тело, статус, психика, привычки, достоинства, пороки. С другой стороны, происходит “утрата” - отчуждение реального тела, статуса и т.д.
“Человек выходит в Сеть, вступает в контакт и начинает примерять на себя маски и вести себя как угодно. Это, разумеется, не личности, а маски…личность расщепляется: её физическое тело остаётся где-то за пределами, и она теперь в виде некой виртуальной субстанции, постоянно меняющейся блуждает по Интернету и там кто-то себя реализует”.68
В
виртуальной среде вы вообще можете
быть тем, кем хотите, выглядеть, как
хотите, быть существом любого пола,
по выбору, словом у вас нет ограничений,
характерных для материального
мира.69
На протяжении многих столетий философы пытались найти тот фактор, который, будучи наиболее значимым, рождает социальную динамику, направляет её. Выяснилось, что ни один из факторов социально-исторического развития не является единственным и решающим. Скорее всего, социальная динамика обусловлена множеством факторов, которые иногда обнаруживают свою значимость, а порой уходят в тень.
На сегодняшний день одним из таких факторов является, безусловно, информационно-коммуникационное развитие.
Существенно изменяется духовно-культурная сфера общества. Информационная технология становится мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречия и неоднозначные процессы. Электронные средства позволят человеку получать необходимую информацию. И это изменит характер массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого человека. Два противоположных процесса в культуре: массификация и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут не мало не предсказуемых коллизий и неожиданных возможностей. В целом они выведут культуру на иной качественный уровень.
К настоящему времени в большинстве развитых странах компьютер стал такой же обыкновенной домашней вещью, как холодильник или телевизор. И теперь дело за тем, чтобы за счёт развития коммуникационных сетей реализовать поистине колоссальные возможности, заложенные в компьютерных технологиях. Сегодня на первое место в мире вышла система Интернет, и, количество пользователей системы растёт очень высокими темпами. Это даёт основание для постановки вопроса: что именно в ближайшее время станет основным источником информации в целом и культуры в особенности – телевизор или компьютерная сеть? Скорее всего, лет через десять такой вопрос уже не будет обсуждаться, его, как говорится, решит сама жизнь.
Новые информационные подходы позволяют несколько изменить оценки истории культуры. Разные исторические эпохи можно связывать с технологией хранения и передачи информации.
В информационном обществе, чем больше человек обладает организованной, целенаправленной информацией, тем более адекватно он сможет сформировать свой образ и прообраз объективной реальности, а посему более органично вписаться в окружающий мир, что позволит ему с максимальной полнотой раскрыть свой материальный и духовный потенциал, реализовать свои уникальные природные задатки.
Но есть и другие воззрения: убогость информационного мира: “минимум энергии”, “минимум мышления”, инстинктивно снижают драматичность творческого напряжения “искания истины”. Такова дань технократизму, который выражается не только в колоссальной технологической вооружённости современного человека, но и его незаметном превращении в “информационный винтик” этой чудовищной “информационной машины”, как можно понимать современную цивилизацию западного рационально-позитивистского типа, или, как её иногда называют, “цивилизация Фомы”.70
Обобщая всё написанное социологами и футурологами в 60-90-е гг. ХХ в. по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации:
-
определяющим фактором
Характерные
черты информационно-
Становление информационного общества таит в себе ещё много неизвестного, и в проектах такого общества не может не содержаться и большая доля утопии.
Что касается Интернета, то философа интересует, прежде всего, изменение жизненных смыслов, которые он с собой несёт.
Несколько выводов:
-
Анализ особенностей культуры
информационного общества
-
Исследование социокультурных