Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:18, реферат

Описание

Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально рассматриваемая целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. В ряду обобщённых характеристик развития человечества в ХХ столетии следует назвать, прежде всего, такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня как важнейшая задача общества, и как императив социального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ 5
1.1. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.2. НЕМНОГО О ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ В ЭРУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.3. ИНФОРМАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, РОЛЬ 15
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 21
3. ИНТЕРНЕТ КАК ГЛАВНЫЙ ВЕСТНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МОМЕНТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

       В отличие от западной философской традиции, рассматривающей развитие техники в контексте порабощения человека, русская философская традиция искала возможность гармоничного сосуществования технического и собственно человеческого развития (н-р, Флоренский П. Органопроекция).8

      Техника, отмечает Н.А. Бердяев, имеет космогоническое  значение, через неё создаётся  новый космос. Машина и техника  наносят страшные поражения душевной жизни человека – и, прежде всего эмоциональной, человеческим чувствам. Техническая цивилизация, по словам Бердяева, опасна, прежде всего, для души.9

      В связи с “компьютерной революцией” интерес к философии техники усилился. В трудах А. Димера, Х. Сколимовски, Т. Стоуньера, А. Этциони и др. рассматриваются последствия информатизации общества. Становление нового типа цивилизации – информационного – стало важнейшим этапом в развитии философии техники.

      Надежды на разрешение глубинного противоречия между человеком и техникой, а также на переход к ценностной ориентации на “качество жизни” связываются в общественном сознании развитых стран с научно-технической революцией, с переходом к информационно-техническому обществу.

       Сегодня философы и социологи говорят о вхождении человеческого общества в новую общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правомерна ли марксистская теория общественно-экономической формации и формационного подхода к анализу развития общества? Не предпочтителен ли так называемый цивилизационный подход?10

         Очевидно, что оба подхода не исключают, а напротив, предполагают друг друга. Человечество идёт, сточки зрения технического развития, в одном направлении – от “доиндустриальной цивилизации” через “индустриальную цивилизацию” к “постиндустриальной цивилизации”. Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет образ жизни общества и человека. Под воздействием НТР оказываются все основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, время труда, творчества и досуга. К мощи собственного мозга присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта.11

      Для индустриального общества огромное значение имела машинная технология, сейчас ключ к пониманию информационного  общества с его культуроцентризмом – это интеллектуальная технология. Она основана на компьютерных программах и переработке информации в целях управления технологическими процессами и контроля над ними. В этом обществе преимущество у того, кто располагает самостоятельными и мыслящими работниками высокообразованными работниками, самой свежей научно-технической информацией, а также быстродействующими средствами её переработки и применения в производстве. 12

      Становление информационно-технического общества вызывает глубокие перемены в техническом базисе. Телекоммуникация в сочетании с хранением и переработкой информации превращается во всеохватывающую отрасль народного хозяйства, задающую ритм всей жизни общества.

      Электронные средства становятся основным каналом  распределения информации. На смену так называемой бумажной цивилизации приходит безбумажная, электронная.

      Расширение  телевизионной службы с помощью  кабельного телевидения  меняет характер бытовых услуг, позволяет доходить до каждого потребителя научной, медицинской, общеобразовательной и социально-политической информации. Жизнь в так называемом электронном коттедже регулируется компьютером, программирующим работу всех систем жизнеобеспечения, начиная от отопления и кончая кухней и прачечной.

      Главный философский результат компьютерной революции – преобладание в обществе информационной технологии, он заключается в доминировании не искусственно-технического, а информационного подхода. Его рассматривают обычно как дальнейшее развитие искусственно-технического подхода, не выходящим за его пределы. Если это даже и так, то, тем не менее, информационному подходу присущи вполне определённые особенности. В центре информационного подхода находится не энергия, не вещество, а информация, её потоки, короче, информационная технология.13

      В условиях революционных изменений в микроэлектронной технологии последующее развитие человеческой цивилизации неизбежно будет осуществляться на основе синтеза технологического и естественнонаучного подходов.14

      Микроэлектронная  революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационый уклад, в котором принципиально иными будут сферы труда, управления, досуга.

      Старый  тезис материалистов XVIII века “человек есть машина”, облекается сегодня в электронно-кибернитическую форму, компьютеризированную терминологию, выраженной в концепции киборгизации, согласно которой  
в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Когда стремятся подчеркнуть различие компьютера и человека, то чаще всего указывают на неспособность компьютера оперировать универсалиями и целостными образами, чувствовать и любить, моделировать бессознательную интуитивную и творческую деятельность человека, понимать историко-культурный контекст явлений.  На это компьютерные оптимисты отвечают, что нет таких присущих человеку интеллектуальных процессов, которые были бы принципиально непереводимы на язык вычислительных операций. Компьютерным оптимистам и компьютерным пессимистам трудно прийти к общему мнению. Представляется вполне очевидным – в этом вообще мало кто сомневается, - что будущее принесёт информационным технологиям новые успехи. В то же время соотношение человек – компьютер, ведущей стороной выступает человек, именно человек символизирует себя в информационной технологии, а не компьютер правит человеком.15 Компьютер, подобно человеку, владеет информацией, он, вполне возможно, – по крайней мере, согласно некоторым концепциям, - понимает человека, но во всех случаях он выступает системой, символически изоморфной человеку, не более того.  
В широком философском смысле не человек – символ компьютера, а наоборот, компьютер – символ человека. Пока нет каких-либо серьёзных оснований утверждать, что ассиметричность соотношения человек – компьютер будет когда-либо нарушена. Таким образом, компьютеризация оставляет машине машинное, человеку человеческое.

      Развитие  информационных технологий ставит перед  человечеством массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое использование компьютерных технологий рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов, позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов, усилению – с использованием банка данных – манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная философская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают своё пиковое выражение.

      Технический прогресс при всей его жестокости, неостановим. И если где-либо можно  говорить о видимом действительном прогрессе (восхождении от простого к сложному, от низшего к высшему), то это в области роста и развития техники. Ожидается, что скоро компьютерная техника совершит новый скачок: будет введена параллельная обработка информации, создан искусственный интеллект и другие поразительные инновации. Распознавание речи и автоматический перевод войдут, без сомнения, в широкое использование вместе с высококачественными визуальными дисплеями, воспроизведением звука. Одни и те же сети будут передавать голос, данные и изображения и информацию во многих других формах. Всё это поставит новые философские вопросы.

      1.3. Информация: определение,  влияние, роль

 

      В современной общественной мысли  есть точка зрения на причины социального  развития, которая связана с осознанием роли знания, информации в общественной динамике. Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нём информация и знания. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает всё большее место в деятельности людей. Информация становиться ценным продуктом и основным товаром.

      Ключевым  вопросом о работе человека сейчас становится вопрос о том, какую долю занимает в этой работе обработка информации, насколько стандартна и программируема его работа, какой уровень абстракции требуется для его труда, какой доступ имеет работник к центральному банку данных и информационной системе и насколько автономна и ответственна его работа.16

       Настоящее представляет собой поворотный момент в человеческой истории. Нынешнее время  – разделительная грань, которая  проходит по центру человеческой истории.17 Нам не долго осталось, судя по этому. J

       Средний взрослый человек проводит за ежедневным чтением газет в среднем 52 мин. Кроме того, он тратит время на чтение журналов, книг, вывесок, объявлений, инструкций, этикеток на консервных банках, рекламы, размещённой на упаковках продуктов. Окружённый печатной продукцией, он “проглатывает” от 10 до 20 тысяч печатных слов в день. Тот же самый человек также вероятно, тратит час или четверть часа в день, слушая радио. За то время пока он слушает новости, рекламно-коммерческие передачи, комментарии и другие программы, он воспринимает около 11 тысяч обработанных слов. Он также проводит несколько часов за телевизором, что добавляет ещё 10 тысяч слов, или около того. Это информационный бум. Этот информационный бум затронул даже сферу классической музыки. Сейчас музыканты играют музыку Моцарта, Баха и Гайдна в более быстром темпе, чем тот, в котором она исполнялась, когда была написана. Мы слушаем Моцарта на бегу. Это касается и языка. По словам лексикографа Берга Флеаснера, если бы Шекспир вдруг каким-то чудом оказался в современном Лондоне, он смог бы понять в среднем 5 из 9. Великий драматург попросту оказался бы полуграмотным.

       Увеличение  скорости, а она, по приблизительным  подсчётам, возросла в 20-100 раз, ставит перед людьми всё более сложные  задачи адаптации к реальности. Человеку всё сложнее создавать целостную  картину мира.

       Под влиянием ускоряющихся изменений во внешнем мире мы вынуждены ежеминутно вновь и вновь изучать окружающую обстановку, изменять свою концепцию  реальности в более короткие сроки.

       Лидер теоретиков информационного общества М. Кастельс, начинает свой труд с тезиса о переходе от капитализма к информационализму, в условиях которого успех зависит в первую очередь от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.

      Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само понятие “информация”. Информация большинством учёных относится к числу таких общефилософских категорий как, “время”, “пространство”, “движение”.18

      Ещё недавно, так сказать, в докибернетическую  пору информация понималась попросту как передача сообщения. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так и тех, кто стоит у руля процессов управления производством и социальной жизни.

        Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один ряд с протяжённостью и движением. Информационность трактуется в них как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях и у разных авторов информация понимается как В частности, информация трактуется как: отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость (К. Шеннон); передача разнообразия (Дж. Эшби); мера сложности структур (Х. Моль); вероятность выбора (А.М. и И.М. Яглом.)19 при всём этом логически строгого общепринятого понятия информации пока нет.

      “Информация есть информация, а не материя и  не энергия” - писал Норберт Виннер, - “и не дух”20 - добавляет Еляков А.Д.

       Робертсон Д.С. пишет: “цивилизация – это информация”.

       В.М. Глушков говорит: “информация в самом общем её понимании представляет собой меру неоднократности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы”.21

      “Важно то, - указывает Э. Тоффлер, - что сейчас мы движемся к мощным формам обработки информации, которые глубоко антибюрократичны.”

       Д. Белл определяет: “Я стою на том, что информация и знания суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории”.22

       В целом анализ различных подходов позволяет выделить, как минимум, три существенных аспекта информации:

    1. Гносеологический аспект – понимание информации, обладающей свойством атрибута материи, как продукта её отражения.23
    2. Функциональный аспект – трактовка информации, предложенная “отцом кибернетики” Н. Виннером: “Информация – это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших органов чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде”.24
    3. Деятельностный аспект – информация рассматривается как обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в растительном и животном мире, передача признаков от клетки к клетке.

Информация о работе Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества