Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:18, реферат

Описание

Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально рассматриваемая целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. В ряду обобщённых характеристик развития человечества в ХХ столетии следует назвать, прежде всего, такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ. Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня как важнейшая задача общества, и как императив социального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ 5
1.1. ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.2. НЕМНОГО О ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ В ЭРУ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 7
1.3. ИНФОРМАЦИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ, РОЛЬ 15
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 21
3. ИНТЕРНЕТ КАК ГЛАВНЫЙ ВЕСТНИК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ МОМЕНТЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

      Как это ни печально, но вещественные и  энергетические ресурсы иссякают. Уже  есть обоснованные расчёты, на сколько  может хватить в обозримом  будущем невозобновляемых ресурсов (нефть, газ и т.д.), но есть один ресурс, который стремительно возрастает интеллектуальный, информационный и, прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.

      Вступление  в информационное общество следует  связывать с утверждением Колективного Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации. В свете перехода к информационному обществу, мировое сообщество не решает старой проблемы экологической катастрофы.40

      Поэтому вполне очевидно, что философские  принципы сосуществования и сопроцветания – основа успеха и развития информационного общества.

          В учениях Тейяра де Шардена  и Вернадского, мысль о превалирующей  воле общепланетарного разума  уже присутствует, хотя и в  неявном виде.

     Это означает утверждение новой формы  существования человека на Земле. Однако такая перестройка не может произойти сама собой. Для неё необходим общий консенсус. Значит, она произойдёт лишь тогда, когда проявит себя Коллективный Интеллект и Коллективная воля. Утверждение информационного общества есть условие, для обеспечения более или менее приемлемых перспектив дальнейшего развития самого биологического вида homo sapiens.

     Информационное  общество – это общепланетарная  система, способная к такому развитию, которое постепенно позволит найти новые опоры для дальнейшего существования рода человеческого. Одной из особенностей информационного общества будет превращение совокупности цивилизаций в единую систему, не в единую цивилизацию, а систему, в которой каждая цивилизация сохранит столь нужные для человечества особенности.

       Было  бы наивным представлять себе информационное общество как новый вариант социального  рая, где нет проблем, трудностей. Разумеется, и проблемы, и трудности, и противоречия свойственны ему, как и любому другому обществу, однако они имеют свой специфический характер. В качестве примера можно отметить две проблемы, возникшие уже сегодня: компьютерное воровство и, как указывают социологи, опасность того, что в современных условиях любой диктаторский режим имеет возможность завести досье на всех граждан страны и использовать эти данные в своих целях, подавляя свободу граждан.

       Существует  так называемая “Гоббсова проблема” информационного общества: современное информационное общество образовано множеством изолированных индивидов, обуреваемых страхом и неуверенностью в завтрашнем дне. “Война всех против всех” под страхом самоуничтожения.

       Проблема  “цифровой дискриминации” также стоит перед человечеством. Не дают ли инфокоммуникации многочисленных верёвочек в руки потенциальных кукловодов операторов, позволив подменить объективные законы развития общества субъективными устремлениями последних?41

      Информационно-техническое  общество вносит новые мотивы в проблему социального равенства.

      Теоретики информационного общества приходят к заключению о новом классовом противостоянии в информационном обществе: противостоянии “класса интеллектуалов” и “низшего класса”. 42

     Подобно тому, как в прошлом веке после  первой научно-технической революции  люди, не умеющие читать и писать, оказались лишёнными “места под солнцем”, так и сейчас, лица, не владеющие элементарной компьютерной грамотностью, окажутся на обочине общественной жизни. Народы, не сумевшие овладеть информационными технологиями и использовать их, неизбежно окажутся на периферии исторического процесса.

       Наиболее очевидным признаком “класса интеллектуалов” является высокий уровень образования.43

       У. Эко пишет: “Наши общества расщепились на два класса: те кто смотрит телевизор, т.е. получает готовые образы и готовые суждения о мире, без права критичного отборы получаемой информации, - и те, кто смотрит на экран ПК, кто способен отбирать и обрабатывать информацию”.44

       М. Маклюэн прогнозирует закат “галактики Гутеберга”. Думается оба торопятся в прогнозах.

    Кроме того, среди минусов информационного общества, можно также выделить:

    • излишнее (“зомбирующее”) влияние на общество СМИ (особенно рекламы);
    • вмешательство в частную жизнь людей (хакеры в Интернете и т.п.);
    • опасность разрыва между информационной элитой и простыми потребителями;
    • сложность адаптации к среде информационного общества.

      Итак, информационному обществу присущи: единое информационное пространство; ведущая роль информационных ресурсов; возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общего производства; фактическое удовлетворение потребностей общества в в информационных продуктах и услугах; высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном и национальном уровнях, и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда; высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства; наличие эффективной системы обеспечения прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации.45. Данная группа информационных прав человека, кроме прочего, будет составлять предмет будущего диссертационного исследования автора данной работы. Как было сказано – информация есть коммуникация, а коммуникация есть Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. ИНТЕРНЕТ КАК ГЛАВНЫЙ  ВЕСТНИК ИНФОРМАЦИОННОГО  ОБЩЕСТВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ,  СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ   
И ФИЛОСОФСКИЕ МОМЕНТЫ

 

              “Мы творим мир, в который могут войти все без привилегий и дискриминации, независимо от цвета кожи, экономической и военной мощи и места рождения. Мы творим мир, где кто угодно и где угодно может высказывать свои мнения, не испытывая страха, что его принудят к молчанию или согласию с мнением большинства”. “Мы сотворим в киберпространстве  цивилизацию сознания. Пусть она будет более человечной, чем мир, который создали до того ваши правительства”.46

       Вот так, не больше и не меньше.

       В самом начале информационной эры  появился роман Фридерика Бегбедера  “99 франков”, о кризисе виртуального общества, стремительно деградирующего под воздействием рекламы. Человек информационного общества погружается в виртуальную реальность, словно в наркотическую нирвану: он бежит от скуки повседневности к экрану телевизора или монитору компьютера, набирая номер телефоны или погружаясь в Интернет, забываясь в видеоиграх или листая картинки модных журналов.

       Лозунг  “Приемлю всё!”: традиционное и модернистское, научное и обыденное, патологическое и нормальное, становится основным принципом не только с точки зрения постмодернизма, но и глобальной Сети. Этот принцип трактуется как существенное свойство сети Интернет, изначально ей присущее.47

      В России предметное поле исследований в рамках междисциплинарной проблематики “Интернет и современное общество” только формируется.

       В теоретических исследованиях Интернета  можно выделить два подхода.48 Первый  из них условно можно назвать “онтологизаторским”, второй - “инструменталистским”. При первом подходе новые информационные технологии рассматриваются в качестве определяющего фактора, приводящего к формированию особого состояния не только общества, но и среды обитания в целом. В след за А.И. Вернадским, обосновавшим появление “ноосферы”, современные исследователи всё чаще говорят об “инфосфере” – особой онтологической реальности. Подобно тому, как наш материальный мир существует в трёхмерном измерении, инфосфера или виртуальный мир Сети, имеет собственное характеристики: “вневременное время” и “киберпространство”. Существенно меняется и бытие человека: стираются грани между прошлым, настоящим и будущим, мышление приобретает мозаический характер (вместо линейно-последовательного), формируется “особый язык” и символика.

       Мировоззренческие парадигмы, опирающиеся на принцип  культурной преемственности, необходимости сохранения национальной идентичности, рассматривают Интернет как инструмент, техническое средство, которое может быть использовано в различных целях. При таком подходе, не Интернет определяет характер взаимодействия с человеком, а он сам, проявляя личную инициативу, формирует стратегию поведения в Глобальной Сети.

       В информационном аспекте виртуальное  пространоство выступает как  киберпространство, как некое “placess place” (“место без физического места”, “галлюцинация по консенсусу”).49 В своём виртуальном пространстве культура выступает как динамический обмен символами, характерный для концепций постмодерна. Отрицается идея существования объективной истины, последнюю не открывают, а создают применительно к конкретным надобностям.

       К сети лучше всего применимо понятие ризома50, введённое в философский словарь философами постмодернистами, отмечает Е.А.Чичнева.51

       Другим  понятием, достаточно отражающим специфику  функционирования Интернета, является понятие “автопойетическая система”.52 Два основных свойства автопойетической системы – это самопорождение и самоорганизация. У такой системы отсутствует абсолютное начало и нет фиксированного набора правил. Её базовыми элементами являются события, т.е. временные связи между операциями.

       А.Е. Войскунский метафорически осмысливая Интернет, среди новых и старых метафор, указывает следующие: “глобальная деревня”, “электронный фронтир, “киберпространство”, “всемирная паутина”, “электронная агора” и многие другие.53

       Интернет  породил целый ряд утопических  и дистонических ожиданий и опасений: от ожиданий связанных с формированием на основе Интернета “электронной агоры” и электронной прямой демократии, до апокалипсических опасений, связанных с пришествием божественного разума сети, который подчинит себе человечество.

       Довольно  широкое распространение получило соотнесение Интернета с древнегреческой “агорой” – собранием граждан для свободного обсуждения новостей и принятия решений относящихся к общественной жизни, а также городской площади для таких собраний.

       Оствальд  употребляет понятие “Habitat” – виртуальный город, выходящий за пределы привычных пространственных границ.

       Под “электронным фронтиром” понимается обращение новичков-новобранцев  в число сторонников сетевых  технологий, “бегство” из постылой повседневности в “киберпространство” как способ найти себя и приблизиться пониманию либо полноценному раскрытию своей подлинной человеческой сущности. Киберпространство беспредельно. В нём всегда остаётся фронтир.54

       Так чем же так привлекателен Интернет?

       Во-первых, Интернет – нечто вроде общедоступной библиотеки;

       Во-вторых, это среда обмена электронной  почтой;

       В-третьих, среда асинхронного обсуждения, включая  так называемые доски объявлений, листы рассылки, новостные группы, телеконференции и веб-форумы.55

       В настоящее время Интернет способствует реализации трёх основных классов человеческих потребностей, а именно: потребностей в общении, в познании и развлечении.56

       Если  говорить о социологическом портрете пользователей сети:

        социологический статус пользователей  Интернета (в % от общего количества пользователей) выглядит так:57

      Руководители  – 19,6

      Специалисты – 22,8

      Служащие  – 11,1

      Рабочие – 3,1

      Учащиеся  – 17,3

      Студенты  – 11,3

      Пенсионеры  – 0,5

         В общефилософском плане человеческая  деятельность – это, прежде  всего, культурная деятельность. В связи с этим Интернет становится важным культурообразующим фактором, выполняя ряд социокультурных функций.58

       Интегрирующая функция Интернета. Интернет утвердил новые принципы организации человеческого бытия: сетевой, виртуальный, интерактивный. Реализация этих принципов привела к возникновению таких явлений как “новая цифровая экономика”, “электронное правительство”59, “дистанционное обучение” и другие.

       Новые информационные технологии, являясь  мощнейшим инструментом, используемым для хранения, переработки и создания информационных потоков используются для сохранения уже накопленного культурного наследия. Трансляционная функция Интернета реализуется через качественно новые способы хранения и передачи информации.

Информация о работе Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества