Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3
1 Теоретические основы психологического исследования компьютерной зависимости………………………………………………………………….….5
1.1 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр…....5
1.2 Возникновение зависимости от компьютера …………………………....6
1.3 Увлечение компьютерными играми…………………………………..….7
1.4 Возникновение игровой аддикции………………………………………...8
2 Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков…………………………....11
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………………………………...11
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков………..….18
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..……24
Список использованной литературы……………………………………...…26
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

     Для девочек 12-17 лет наиболее популярными  для просмотра являются телесериалы  – так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также привлекают музыкальные  и развлекательные телепередачи.

     Из  этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.

     Исследование  такого вопроса, как «предпочитаемые  жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.

     Мы  выяснили, что больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 67%, которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие  сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.

     Последний блок нашей анкеты посвящен отношению  родителей к свободному времяпровождению своих детей.

     Мы  установили, что 85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей  разрешают смотреть своим детям  жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

     Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно  трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков  и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте.

     В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных  процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. На основе данных я выбрала социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков в средней общеобразовательной школе. ( приложение 7)

     Главное в программе «Мир глазами детей» - системный подход к формированию позиции школьника, создание условий  для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.

     Цель  данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

     Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

     -Подготовить  сознание детей и подростков  к противодействию негативным  воздействиям компьютерных игр;

     -Помочь  осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

     -Проинформировать  детей и подростков о воспитательных  возможностях школы и внешкольных  учреждениях;

       Программа разработана для детей  и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

     Она состоит из двух направлений работы:

     Работа  с учащимися 7, 9, 11 классов

     Работа  с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

     Первое  направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

     Ожидаемые результаты:

     Информированность детей и их родителей в области  влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

     Увеличение  интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

     Уменьшение  процента детей, в наибольшей степени  увлеченных компьютерными играми;

     Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

     Предлагаемая  программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней  общеобразовательной школе, занятия  будут проходить один раз в  неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей. [Таблица 3]

     Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей  и подростков. 

2.2 Результативность  социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков

     Задача  параграфа: проанализировать проведенный  формирующий эксперимент как  в экспериментальных классах, так  и в контрольных. Выявить влияние  компьютерных игр на детей. Выявить  эффективность социально - педагогический программы по профилактике компьютерной зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МОУ «СОШ № 7» . В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.

     Цель  формирующего эксперимента:

     - Выявить изменилось ли отношение  учащихся к компьютерным играм,  через проведения воспитательных  мероприятий по профилактической  программе компьютерной зависимости. 

       Была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня компьютерной зависимости (приложение 1 )

       Методы формирующего эксперимента: наблюдение, беседа, анкетирование,  обобщение, воспитательные мероприятия,  анализ продуктов деятельности.

     Все результаты нашего исследования мы занесли в таблицу.  

     Таблица № 2

Вид деятельности

 Возраст детей

12-13 лет

Экспер. группа.

12-13

лет

Контр.

группа.

14-15 лет

Экспер.

группа.

14-15

лет

Контр.

группа.

16-17 лет

Экспер.

группа.

16-17

лет

Контр.

группа.

гуляю с друзьями 20% 15% 25% 19% 25% 16%
читаю 12% 8% 10%% 6% 13% 8%
играю в компьютерные игры 9% 31% 8% 23% 7% 15%
слушаю  музыку 15% 11% 19% 15% 13% 13%
отдыхаю 16% 8% 15% 9% 15% 13%
посещаю клубы, дискотеки 4% 4% 10% 6% 19% 15%
посещаю кружки 10% 4% 17% 14% 6% 3%
посещаю театр, к / т 14% 4% 9% 5% 7% 3%
посещаю музеи 3% 1% 5% 0% 1% 0%
смотрю TV, DVD 14% 21% 11% 13% 13% 17%
 
 
 
 
 
 
 
 

     Наиболее  популярные виды деятельности в структуре  досуга девочек 12-17 лет

Вид деятельности

 Возраст детей

12-13 лет

Экспер. группа.

12-13

лет

Контр.

группа.

14-15 лет

Экспер.

группа.

14-15

лет

Контр.

группа.

16-17 лет

Экспер.

группа.

16-17

лет

Контр.

группа.

гуляю с друзьями 20% 16% 18% 16% 18% 18%
читаю 13% 8% 5% 3% 11% 10%
играю в компьютерные игры 10% 18% 5% 10% 7% 10%
слушаю  музыку 12% 15% 22% 20% 20% 18%
отдыхаю 12% 11% 17% 15% 13% 11%
посещаю клубы, дискотеки 9% 7% 10% 10% 13% 11%
посещаю кружки 8% 4% 5% 4% 5% 5%
посещаю театр, к / т 5% 1% 8% 4% 15% 12%
посещаю музеи 1% 0% 2% 0% 3% 1%
смотрю TV, DVD 19% 23% 15% 20% 13% 10%
 

     Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости апробировались согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей На гистограмме 1 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютерной игрой среди детей и подростков. (приложение 10)  Анализ данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.

     Все это свидетельствует об эффективности  апробированной социально- педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости.  Опытным путем мы доказали, что спад компьютерной зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. В социально - педагогической программе «Мир глазами детей» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы.  Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную.

     Качественный  и количественный анализ результатов  проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие  выводы:

     - проблема компьютерной зависимости  учащихся школьного возраста  недостаточно разработана в теории и практике педагогики;

     - воспитательное значение социально-педагогической  программы по профилактике компьютерной  зависимости очень велико и  должно быть востребовано в  современном обществе, так как  стремительно развивается рост  компьютеризации в нашей стране. 

2.3 Методические рекомендации  родителям по профилактике  компьютерной зависимости  детей и подростков

     Задача  параграфа: рассмотреть рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости школьников. Проанализировать воспитательную деятельность педагога, родителей. Раскрыть этапы профилактики компьютерной зависимости Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Информация о работе Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования