Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:46, курсовая работа
Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.
Введение…………………………………………………………………….…...3
1 Теоретические основы психологического исследования компьютерной зависимости………………………………………………………………….….5
1.1 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр…....5
1.2 Возникновение зависимости от компьютера …………………………....6
1.3 Увлечение компьютерными играми…………………………………..….7
1.4 Возникновение игровой аддикции………………………………………...8
2 Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков…………………………....11
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………………………………...11
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков………..….18
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..……24
Список использованной литературы……………………………………...…26
Приложение
Для
девочек 12-17 лет наиболее популярными
для просмотра являются телесериалы
– так ответили более 55% опрашиваемых
девочек. Также привлекают музыкальные
и развлекательные
Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.
Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.
Мы выяснили, что больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 67%, которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.
Последний блок нашей анкеты посвящен отношению родителей к свободному времяпровождению своих детей.
Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время игры за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и играть в те игры, которые предпочитает сам ребенок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.
Также
можно сделать вывод о том,
что современные информационные
технологии в целом, и компьютерные
технологии в частности существенно
трансформировали структуру досуга
современных детей и
В
целом представленные в анкете данные
показывают явное влияние
Главное в программе «Мир глазами детей» - системный подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.
Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;
-Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
-Проинформировать
детей и подростков о
Программа разработана для
Она состоит из двух направлений работы:
Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов
Первое
направление предусматривает
Ожидаемые результаты:
Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;
Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.
Предлагаемая программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей. [Таблица 3]
Экспериментальным
путем мы доказали, что компьютерные
технологии заполнили досуг детей
и подростков.
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Задача параграфа: проанализировать проведенный формирующий эксперимент как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Выявить влияние компьютерных игр на детей. Выявить эффективность социально - педагогический программы по профилактике компьютерной зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МОУ «СОШ № 7» . В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.
Цель формирующего эксперимента:
-
Выявить изменилось ли
Была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня компьютерной зависимости (приложение 1 )
Методы формирующего
Все
результаты нашего исследования мы занесли
в таблицу.
Таблица № 2
Вид
деятельности
Возраст детей |
12-13 лет
Экспер. группа. |
12-13
лет Контр. группа. |
14-15 лет
Экспер. группа. |
14-15
лет Контр. группа. |
16-17 лет
Экспер. группа. |
16-17
лет Контр. группа. |
гуляю с друзьями | 20% | 15% | 25% | 19% | 25% | 16% |
читаю | 12% | 8% | 10%% | 6% | 13% | 8% |
играю в компьютерные игры | 9% | 31% | 8% | 23% | 7% | 15% |
слушаю музыку | 15% | 11% | 19% | 15% | 13% | 13% |
отдыхаю | 16% | 8% | 15% | 9% | 15% | 13% |
посещаю клубы, дискотеки | 4% | 4% | 10% | 6% | 19% | 15% |
посещаю кружки | 10% | 4% | 17% | 14% | 6% | 3% |
посещаю театр, к / т | 14% | 4% | 9% | 5% | 7% | 3% |
посещаю музеи | 3% | 1% | 5% | 0% | 1% | 0% |
смотрю TV, DVD | 14% | 21% | 11% | 13% | 13% | 17% |
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет
Вид деятельности
Возраст детей |
12-13 лет
Экспер. группа. |
12-13
лет Контр. группа. |
14-15 лет
Экспер. группа. |
14-15
лет Контр. группа. |
16-17 лет
Экспер. группа. |
16-17
лет Контр. группа. |
гуляю с друзьями | 20% | 16% | 18% | 16% | 18% | 18% |
читаю | 13% | 8% | 5% | 3% | 11% | 10% |
играю в компьютерные игры | 10% | 18% | 5% | 10% | 7% | 10% |
слушаю музыку | 12% | 15% | 22% | 20% | 20% | 18% |
отдыхаю | 12% | 11% | 17% | 15% | 13% | 11% |
посещаю клубы, дискотеки | 9% | 7% | 10% | 10% | 13% | 11% |
посещаю кружки | 8% | 4% | 5% | 4% | 5% | 5% |
посещаю театр, к / т | 5% | 1% | 8% | 4% | 15% | 12% |
посещаю музеи | 1% | 0% | 2% | 0% | 3% | 1% |
смотрю TV, DVD | 19% | 23% | 15% | 20% | 13% | 10% |
Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости апробировались согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей На гистограмме 1 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютерной игрой среди детей и подростков. (приложение 10) Анализ данных гистограммы 1 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.
Все это свидетельствует об эффективности апробированной социально- педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. Опытным путем мы доказали, что спад компьютерной зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально - педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости. В социально - педагогической программе «Мир глазами детей» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы. Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную.
Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:
-
проблема компьютерной
-
воспитательное значение
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков
Задача параграфа: рассмотреть рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости школьников. Проанализировать воспитательную деятельность педагога, родителей. Раскрыть этапы профилактики компьютерной зависимости Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Информация о работе Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования