Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3
1 Теоретические основы психологического исследования компьютерной зависимости………………………………………………………………….….5
1.1 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр…....5
1.2 Возникновение зависимости от компьютера …………………………....6
1.3 Увлечение компьютерными играми…………………………………..….7
1.4 Возникновение игровой аддикции………………………………………...8
2 Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков…………………………....11
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………………………………...11
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков………..….18
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..……24
Список использованной литературы……………………………………...…26
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема:  Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………….…...3

1  Теоретические  основы психологического исследования  компьютерной зависимости………………………………………………………………….….5

1.1 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр…....5

1.2  Возникновение  зависимости от компьютера …………………………....6

1.3  Увлечение компьютерными играми…………………………………..….7

1.4 Возникновение игровой аддикции………………………………………...8

2  Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков…………………………....11

2.1  Содержательно-технологические  аспекты социально-педагогической  программы по профилактике компьютерной  зависимости детей и          подростков……………………………………………………………………...11

2.2 Результативность  социально-педагогической программы  по профилактике компьютерной  зависимости детей и подростков………..….18

2.3 Методические  рекомендации родителям по профилактике  компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………..……24

Список  использованной литературы……………………………………...…26

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

     В настоящий момент увеличивается  количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

     Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий  последней четверти XX века. Компьютер  стал неотъемлемой частью современной  жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

     В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта  по профилактике компьютерной зависимости  нами были обнаружены противоречия: между  возможностью применения компьютерных технологий детьми и подростками  в своей деятельности и недостаточной разработанностью вопроса по профилактике компьютерной зависимости в теории и практике педагогической науки; между развитием компьютерных технологий и их разработанностью применительно к решению современной проблемы компьютерной зависимости.

     Все выше изложенное и обусловило проблему исследования: каким образом можно  продуктивно организовать работу по профилактике компьютерной зависимости  среди детей и подростков? С  учетом этого была избрана тема выпускной  квалификационной работы: «Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков». Цель исследования: разработать и апробировать социально педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Исходя из актуальности данной проблемы нами был выбран следующий объект исследования - досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми. Предмет исследования: содержание социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости

     Задачи  исследования:

     1. Выявить психолого-педагогические  особенности детей и подростков

     2. Раскрыть специфику компьютерных  игр

     3. Определить роль компьютерных  игр в деятельности детей и  подростков 4. Разработать и апробировать социально-педагогическую программу по профилактике компьютерной зависимости

     5. Выявить результативность социально-педагогической  программы по профилактике компьютерной  зависимости 

     6. Разработать рекомендации для  родителей учащихся по профилактике  компьютерной зависимости

     Гипотеза  исследования: социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков будет эффективна если:

     - методические работы с детьми будут строиться на основе воспитательных мероприятий;

     -      будут создаваться такие ситуации воспитания, когда педагог ставит учащихся перед проблемой практического решения задач компьютерной зависимости;

     - предусматривать непрерывность, систематичность, демократичность процесса профилактики компьютерной зависимости.

     Теоретико-методологическую основу исследования составили: концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и  др.); психолого-педагогические положения  о закономерностях развития человека (Л.И. Божович, Немов Р.С., Л.С. Выготский, Караковский В.А., А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Крутецкий В.А,); аксиологический подход к проблемам образования и воспитания (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов); методологические принципы педагогического исследования (Н.И. Загузов, А.И. Кочетов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин).

     Методы  исследования:

     Изучение  и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно- методической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; анализ продуктов деятельности; создание и анализ педагогических ситуаций, обобщение; метод математической статистики.  
 
 
 
 
 
 

1  Теоретические основы  психологического исследования компьютерной зависимости 

1.1 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр

     Первичное пристрастие к компьютеру возникает  еще до того, как у человека он появляется. Уже давно ни для кого не секрет, что компьютер является прибором, способным решить настолько широкий спектр поставленных задач, что его невозможно сопоставить ни с каким другим домашним устройством. Покупая компьютер, человек заранее планирует, основываясь на опыте знакомых и друзей, чем он будет заниматься, какие проблемы при помощи него он сможет решить. Опасаясь незнания методов работы с компьютером, непонимания его устройства, логики и системы работы с файлами и документами, у субъекта может возникнуть социальная защитная реакция, выраженная демонстрационным выражением собственного негативного отношения к современным технологиям, в общем, и компьютерам, в частности.

     Конечное  приобретение компьютера доводит субъекта до состояния транса (аффекта), все  то же незнание и непонимание процессов  уже выглядит как острый комплекс, с которым "приходится " бороться в одиночку, без какихлибо наблюдателей, опасаясь чужих глаз. Всякий преподаватель или советчик воспринимается как человек, пытающийся показать собственные знания, без какоголибо желания их передать или помочь разобраться. Всякий зритель, как шпион, отслеживающий ошибки. Всякий совет, как упрек. Начать в действительности обучаться, субъект может, лишь освоив, как минимум, первичные (базовые) знания самостоятельно, что порой приводит к невозможности дальнейшего интенсивного изучения темы, по причине изначально болезненного и искаженного восприятия.

     Начиная общаться с компьютером самостоятельно и разрешая многие возникшие по мере обучения проблемы с ним один на один (данный процесс чаще всего  исполнен действительно острыми психологическими переживаниями успехов или неудач, стрессами, самоунижению и озлоблению по отношению к устройству), субъект в последствии начинает относиться к компьютеру как к чемуто интимному. Устройство, с которым было "пережито " столько сложных стрессовых ситуаций, столько раздражения и счастья, которое в итоге стало "другом ", превращается в отдушину. Именно этот факт чаще всего и становится причиной обсессивного пристрастия к компьютеру, к работе с ним, будь то действительно трудовая деятельность, игры, программирование, исследование интернета и т.п.

     Согласно  структуре, предложенной А.Е. Войскунским, зависимость от компьютера входит в  разновидность интернетаддикций наряду с информационной перегрузкой, компульсивным  применением интернета, зависимостью от киберотношений и зависимостью от киберсекса. На мой взгляд, интернетаддикция наоборот должна быть включена в разновидность компьютерных аддикций наряду с зависимостью от компьютерных игр и зависимостью от работы с компьютером.

     Зависимость от интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей зависимости от компьютера в целом, т.е. от потребности взаимодействия с данным устройством в игровой, рабочей или исследовательской формах. 

1.2  Возникновение зависимости от компьютера

     Зависимость от компьютера осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом аддикции. Основными критериями, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

  • не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми маломальски сведущими в этой области людьми.

     Удивительным  является тот факт, что зависимость  от компьютеров проявляется на много  быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугодагода для становления действительным компьютерным аддиктом.

     Компьютер, выполняет действительно широкий  спектр задач: проигрывание музыки и  радио, отображение фильмов и  телевизионных каналов, фиксация текстовых  наработок, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх, а также многое другое. Таким образом, перед субъектом открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает " его от реального мира, "переключая " на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

     Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я ", ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Информация о работе Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования