Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:46, курсовая работа

Описание

Актуальность: исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…...3
1 Теоретические основы психологического исследования компьютерной зависимости………………………………………………………………….….5
1.1 Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр…....5
1.2 Возникновение зависимости от компьютера …………………………....6
1.3 Увлечение компьютерными играми…………………………………..….7
1.4 Возникновение игровой аддикции………………………………………...8
2 Реализация социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков…………………………....11
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………………………………...11
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков………..….18
2.3 Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков……………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………..……24
Список использованной литературы……………………………………...…26
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

     Дети  и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения  своих мыслей и энергии они  обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:

     - Постараться все-таки регламентировать  время, проводимое ребенком за  компьютером. 

     - Показывайте личный положительный  пример. Важно, чтобы слова не  расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

     - Постараться воспользоваться позитивными  возможностями компьютера - может  быть, ребенок начнет овладевать  программированием, веб-дизайном (делать  сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики...Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

     - Ограничьте время работы с  компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.

     - Предложите другие возможности  времяпрепровождения. Можно составить  список дел, которыми можно  заняться в свободное время.  Желательно, чтобы в списке были  совместные занятия (походы в  кино, на природу, игра в шахматы  и т.д.).

     - Используйте компьютер как элемент  эффективного воспитания, в качестве  поощрения (например, за правильно  и вовремя сделанное домашнее  задание, уборку квартиры и  т.д.).

     - Обращайте внимание на игры, в  которые играют дети, так как  некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

     - Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим  играм. Крайне важно научить  ребенка критически относиться  к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

     В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь  к психологам, в специализированные центры.

     - Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

     Проблема  компьютерной зависимости новая  и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность  ребенка компьютером, если в его  поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

     Из  всего сказанного следует вывод  о том, сложный и длительный процесс  профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.

     Методические  рекомендации необходимо учитывать  при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно  организовать процесс воспитание, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.

 

Заключение 

     Знакомство  с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости детей и подростков убедило нас в том, что самым  надежным стержнем профилактики компьютерной зависимости учащихся являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка. В результате проведения педагогического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков постепенно происходил спад зависимости от компьютерных игр. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.

     Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и  эфемерность, - это не есть жизнь, это  лишь вторичная часть жизни, это  параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

     Досуг является благоприятной почвой для  испытания детьми и подростками  фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

     Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. Мы доказали, что социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости детей и подростков, эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные в экспериментальном классе, были использованы различные формы и методы, что и способствовала эффективному спаду компьютерной зависимости. И полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность.  Для того чтобы правильно организовать мероприятие по профилактике компьютерной зависимости необходимо соблюдать такие социально - педагогические условия:

     - Воспитание должно реализовываться  через творчество, игру, забаву.

     - Предусматривается непрерывность,  систематичность, демократичность процесса воспитания школьников.

     - Создавать такие ситуации воспитания, когда необходимо ставить учащихся  перед проблемой практического  решения задач компьютерной зависимости.

     - Воспитание должно нести целенаправленный  характер.

 

Список  использованной литературы: 

1. Абраменкова  В.В. Социальная психология детства:  развитие отношений ребенка в  детской субкультуре. – Москва-Воронеж.  – 2000.-106с.

2. Азарова  Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник.  – 2003. - № 10-128с.

3. Борытко  Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6.- с 15-22

4. Гундарева  И.П. О последствиях восприятия  телевизионной информации младшими  школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9.- с.30-33

5. Крылова  Н.Б. Школа без детей. – М., 2002- 154с.

6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.-103с.

7. Крутецкий  В.А. Психология учебник для  учащихся педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено  М.Просвещение 1986г.- 145 с.

8. Куртышева  М. Как сохранить психологическое  здоровье детей. – СПб., 2005-45-56с.

9. Корнеева  Е. Компьютерная зависимость:  «бермудский треугольник» за  углом//Мир семьи. – 2004. - № 13-17с.

10. Кузнецов  Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18- 24-45с.

11. Курганский  С. М. Организация досуговой  деятельности младших школьников//Завуч  начальной школы. – 2004. – №  6 - 89-113с

12. Лихачев  Б.Т. Педагогика Курс лекций  учебное пособие для студентов  педагогического учебного заведения  и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г.- с 64

13. Леонтьева  А Н. Россия молодая//Воспитание  школьников. – 2003. - № 3

Моторин В.Н. Об использовании компьютера в  педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12- 26-29с.

14. Никитина  Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005. с. 86

15. Новосельцев  В.И. Компьютерные игры: детская  забава или педагогическая проблема?//Директор  школы. – 2003. - № 9 - 13-18с.

16. Польшакова  Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5- 9-12 с.

17. Прибылова  Ю.О. Психологические проблемы  современных школьников в области  информационных технологий//Естествознание  в школе. – 2005.-№ 4 - 35-39с.

18. Розин  В.М. Культурная деятельность  подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5- 17-23с.

Информация о работе Компьютерная зависимость, как объект психологического исследования