Методика дистанционного обучения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО.
Задачи, которые мы для этого ставим:
Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 6
1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики 6
1.2. Научно-методические основы технологии дистанционного обучения. 15
1.3. Средства реализующие дистанционное обучение информатики 24
Глава 2 Реализация дистанционного обучения 29
2.1 Практика 29
2.2 Рекомендации учителям и учащимся по применению дистанционного обучения на уроках информатики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы: 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Хохлов.docx

— 105.86 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

ФИЛИАЛ  В Г. НОВОЗЫБКОВЕ

 

 

 

Кафедра математики, физики и информатики

 

Курсовая работа

на тему:

«Методика дистанционного обучения информатики»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 503 группы

Хохлов Игорь Иванович

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Шлома Алла Викторовна

 

 

 

 

Новозыбков 2012 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 6

1.1.Понятие  дистанционное обучение и его  место в школьном курсе информатики 6

1.2. Научно-методические основы технологии  дистанционного обучения. 15

1.3. Средства реализующие дистанционное  обучение информатики 24

Глава 2 Реализация дистанционного обучения 29

2.1 Практика 29

2.2 Рекомендации  учителям и учащимся по применению  дистанционного обучения на уроках  информатики 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

Список  используемой литературы: 46

 

 

Введение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам  образования называют образовательной  системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что  результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения  (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т. д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.  Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Россия располагает одной  из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных  услуг уже не соответствуют потребностям. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий  студенты вынуждены совмещать учебу  с работой и не всегда могут  регулярно посещать занятия. В переподготовке по направлениям высшего образования  ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготавливать по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования миллионы человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В сложной ситуации с получением образования, особенно высшего, находятся наши соотечественники в странах СНГ и Балтии.

Эти проблемы накладываются  на такие традиционные для России факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим  территориям и, напротив, неравномерность  территориального распределения учебных  заведений. Переход к постиндустриальному  обществу предполагает, что не менее 40—50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач  в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо  большого количества людей.

Реальная альтернатива этому  — развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной  информационно- образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Одна из наиболее активно  обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление  и мнение о целесообразности такой  формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной  считалась практически любая  методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

Дистанционное образование  все чаще связывают с замкнутой  системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol Используемый в Internet протокол (и программа) передачи файлов между компьютерами), электронной почты и т.п.

Занимая по форме промежуточное  положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т. п.

На сегодняшний день существует множество типов обучения, имеющих  нормативную базу, традиции и доступные  технологии для их организации. Но достаточно ли мы знаем о дистанционном обучении?

Цель данной работы –  описать доступную технологию организации  ДО.

Задачи, которые мы для  этого ставим:

    • Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
    • Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
    • Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.

 

 

Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики

1.1.Понятие  дистанционное обучение и его  место в школьном курсе информатики

Существует большое количество определений понятия “Дистанционное обучение”. Их легко можно найти  в интернете, введя в поисковой  системе запрос: “Дистанционное обучение определение”. Из этого множества  определений наиболее точным является следующее определение: дистанционное  обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым  основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых  и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности  самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в  процессе обучения.

Данное определение наиболее точно отражает, чем отличается дистанционное  обучение от других форм обучения. Именно использование современных технологий взаимодействия между слушателями, преподавателями и другими участниками  учебного процесса, а также технологий доступа к учебному контенту и отличает дистанционную форму обучения от других форм обучения.

История дистанционного обучения

История дистанционного обучения насчитывает полтора века, начиная  с 1960 года. Это конечно было не дистанционного обучение, которое мы знаем сегодня. Это была система, в которой студенты и преподаватели в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн могли взаимодействовать друг с другом. Студенты могли прочитать необходимый материал и общаться с учителями, которые могли контролировать прогресс студентов.

Следующий этап истории дистанционного обучения начинается с начала 80-х  годов прошлого века, когда начали появляться разнообразные автоматизированные обучающие системы (АОС). Возможности  АОС были крайне ограничены. Однако, некоторые АОС приносили весьма ощутимую пользу, не смотря на свои ограниченные возможности.

Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое  распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим  пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Использование  мультимедийных возможностей персональных компьютеров позволило значительно  расширить применение компьютерных обучающих систем. Технологии обучения второго поколения получили название – Computer Based Training (CBT) – компьютерное обучение.

Современный этап истории  дистанционного обучения наступил с  появлением глобальной сети Интернет. Прикладные сервисы сети Интернет и  возможность предоставления доступа  к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в развитии использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента начинается использование термина “Дистанционное обучение”.

Благодаря широкому использованию  мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традиционной очной форме, но и во многих случаях превысила ее, что привело к быстрому расширению применения технологий дистанционного обучения. Широкое использование технологий дистанционного обучения в свою очередь привело к появлению и широкому распространению термина: Дистанционное образование.

Наступление следующего этапа  в истории дистанционного обучения можно ожидать, как и в предыдущих случаях, в случае появление принципиально  новых технологий и сервисов в  сфере информационных технологий. Судя по всему, наиболее вероятным кандидатом на роль локомотива в сфере технологий дистанционного обучения является искусственный  интеллект. Применение искусственного интеллекта позволит значительно изменить технологии дистанционного обучения и  вывести историю дистанционного обучения на новый этап, возможности которого будут безграничны.


Дистанционное образование (ДО) представляет собой высокотехнологичный  продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире. И  сегодня дистанционное обучение органично впитывает в себя компьютерные и Интернет-технологии обучения. Современные технологии являются связующим звеном между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Обучение ведётся корпоративной сети, по сети Интернет, e-mail и с помощью других современных средств связи.  
Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера (ПК) и выхода в сеть Интернет. Место расположения ПК не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров Дистанционного Обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество ДО перед традиционными формами обучения.

ДО - очень гибкая система, она позволяет всем участникам учебного процесса (студентам, преподавателям и администраторам учебного заведения) выбирать удобное время занятий.

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при  которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и  инновационные методы, средства и  формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная  работа обучаемого, который может  учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.

В системе образования  ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Существуют и другие трактовки  понятий дистанционного обучения и  образования, отражающие многообразие подходов к их пониманию:

Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Роль дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального  образования безусловно велика. Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентированно на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. В процессе такого обучения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает учебно-методические материалы в интерактивном режиме, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.

За счет создания автоматизированной обучающей системы, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении  с традиционными системами образования  система дистанционного образования  позволяет обеспечить принципиально  новый уровень доступности образования  при сохранении его качества. И  хотя при дистанционном обучении учащийся и преподаватель пространственно  отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации основанных на использовании Интернет-технологий.

ПЛЮСЫ И  МИНУСЫ ДО

Сначала отметим плюсы  дистанционного обучения.  

  • Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
  • Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.

Информация о работе Методика дистанционного обучения информатики