Методика дистанционного обучения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО.
Задачи, которые мы для этого ставим:
Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 6
1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики 6
1.2. Научно-методические основы технологии дистанционного обучения. 15
1.3. Средства реализующие дистанционное обучение информатики 24
Глава 2 Реализация дистанционного обучения 29
2.1 Практика 29
2.2 Рекомендации учителям и учащимся по применению дистанционного обучения на уроках информатики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы: 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Хохлов.docx

— 105.86 Кб (Скачать документ)

Законченные полноценные  информационные источники — конечные оцифрованные продукты, покрывающие весь учебный курс или раздел (тему) следует рассматривать как содержательный компонент дистанционной образовательной услуги, как содержательный компонент ИКТ, как средство организации самостоятельной работы с использованием ИКТ, что определяет их основной функционал.

Коллекция цифровых образовательных  ресурсов (ЦОР) по предмету может содержать:

  • текстовые материалы;
  • справочные материалы, связанные с материалами и заданиями учебника;
  • качественную графику (схемы и таблицы);

• анимации, видеофрагменты, иллюстрации, иллюстрации реконструкции, слайд-шоу, иллюстрирующие ход процессов и 
развитие явлений;

• систему интерактивных тренингов (на основе генерации заданий) с отслеживанием и систематизацией образовательных результатов учащихся.

Внимание: Подобранная учителем коллекция цифровых образовательных ресурсов должна представлять собой систему' элементов, взаимосвязанных между собой содержанием и интерактивными заданиями.

Примеры интернет-уроков:

Урок решения  задач с последующей компьютерной проверкой

Учитель предлагает учащимся в качестве домашнего задания  индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает ее по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели.

Урок - исследование

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое  исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

Урок — компьютерная лабораторная работа

Для проведения такого урока  необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчетные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Информационный источник сложной структуры (ИИСС) — цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т. п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.

ИИСС может также поддерживать дидактические единицы в дополнительном образовании и меж предметных областях.

В качестве ИИСС могут рассматриваться  следующие цифровые образовательные  ресурсы:

- цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным 
темам (разделам, предметной области);

- учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться 
с исследовательским аспектом определенной науки;

- специализированные энциклопедии (искусство, история, география и т. д.), определители растений и животных, ориентированные 
на разные возрастные группы учащихся и разные географические и 
климатические зоны России;

  • образовательные среды, основанные на комплекте цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли;
  • комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);
  • виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;
  • сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба и пр.) и т; п.;
  • готовые презентации, которые окажут учителю методическую поддержку в проведении учебных занятий (учителем презентация может использоваться в качестве одной из форм чтения лекции).

Внимание: Тематическая презентация в формате Power Point Show должна состоять из 10-15 слайдов, может включать графику, интерактивные компоненты, текстовые объекты по теме. Показ презентации может сопровождаться объяснениями, комментариями учителя: он может приостановить показ «слайдов», более подробно остановиться на важном материале, не показывать все «слайды» сразу и т.д.

Алгоритм составления учебно-методического комплекса по дисциплине

Руководство по работе с  детьми-инвалидами, осваивающими учебные  программы на основе сетевых образовательных  ресурсов

  1. Составить рабочую программу по предмету, проанализировать возможности ее реализации с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.
  2. Составить перечень контрольных заданий и видов деятельности учащихся на занятиях при непосредственном взаимодействии с учителем и в процессе самостоятельной работы.
  3. Проанализировать, какие электронные обучающие ресурсы ИКТ существуют в соответствующей предметной области,
  4. Проанализировать цифровые образовательные ресурсы по предмету,     представленные     в     Интернет-ресурсах,     с     целью рассмотрения их технических и дизайн-эргономических требований, а также дальнейшего рационального использования их в образовательном процессе, организованном для детей-инвалидов.
  5. Отобрать необходимые материалы и (или) их фрагменты, интегрировать их в предметное содержание каждого урока в соответствии с поставленными целями и задачами урока.
  6. Составить рекомендации к Интернет-уроку для учащихся.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведем итоги. В данной работе мы отметили предпосылки появления  дистанционного обучения (ДО), определение  понятия ДО, плюсы и минусы ДО.

ДО – это особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа; это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Плюсы: технологичность, доступность  и открытость обучения, меньшая по сравнению с обычным образованием стоимость, свобода и гибкость, возможность  обучения инвалидов и людей с  различными отклонениями, индивидуальность и т .д.

Минусы: отсутствие прямого  очного общения между обучающимися и преподавателем, необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, недостаток практических занятий и т. д.

В практической части вопроса рассмотрели пример план-конспект урока по информатике с применением технологии дистанционного обучения.

 

Говоря о дистанционной  форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники  информации (включая сетевые): виртуальные  библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов.  Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

 

Список  используемой литературы:

  1. Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. - 1999. -№7. -С. 29-34.
  2. Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии  в системе дистанционного обучения // Педагогика. -2000. -№5. -С. 7-12.
  3. Итоги эксперимента в области  дистанционного обучения и  перспективы развития дистанционных  образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002). // Инновации  в  образовании .-2002.- №4. - С. 4-27.
  4. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии  и  средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. - М.:Академия,2005.-336 с .
  5. Журавлева И.И. Модель организации дистанционного обучения: опыт и перспективы // Education Technology&Society , 2005. – №8(3). – С.350-355.
  6. Журавлева И.И. Многомерный нелинейный подход к разработке гипермедийных учебников дистанционных курсов. // Управляющие системы и машины, 2004. – № 4. – С.87-91.
  7. А.В.Хуторской. Современная дидактика: Учебник для вузов. Cерия "Учебник нового века", Изд. "Питер", Санкт-Петербург, 2001, 544с. с илл.
  8. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе / Угринович Н.Д. – М.: Просвещение, - 2004. – 340 с.
  9. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике / Софронова Н.В. -М.: Высшая школа, 2004.
  10. Солоницын Ю. Интернет. Энциклопедия / Солоницын Ю., Холмогоров В 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. -592 с.
  11. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / Бочкин А.И. - М.: Высш. шк., 1998. - 431 с. 28, 497

 


Информация о работе Методика дистанционного обучения информатики