Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО.
Задачи, которые мы для этого ставим:
Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.
Введение 3
Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 6
1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики 6
1.2. Научно-методические основы технологии дистанционного обучения. 15
1.3. Средства реализующие дистанционное обучение информатики 24
Глава 2 Реализация дистанционного обучения 29
2.1 Практика 29
2.2 Рекомендации учителям и учащимся по применению дистанционного обучения на уроках информатики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы: 46
По мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий.
33,3% опрошенных преподавателей
считает, что в ближайшие годы
результаты дистанционного
Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки:
1.2. Научно-методические основы технологии
дистанционного обучения.
Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая
форма обучения, базирующаяся на использовании
широкого спектра традиционных, новых
информационных и телекоммуникационных
технологий, и технических средств, которые
создают условия для обучаемого свободного
выбора образовательных дисциплин, соответствующих
стандартам, диалогового обмена с преподавателем,
при этом процесс обучения не зависит
от расположения обучаемого в пространстве
и во времени.
Дистанционное образование -
это система, в которой реализуется процесс
дистанционного обучения для достижения
и подтверждения обучаемым определенного
образовательного ценза, который становится
основой его дальнейшей творческой и (или)
трудовой деятельности.
Информационно-образовательная
среда ДО представляет собой системно
организованную совокупность средств
передачи данных, информационных ресурсов,
протоколов взаимодействия, аппаратно-программного
и организационно-методического обеспечения,
и ориентируется на удовлетворение образовательных
потребностей пользователей.
Характерные черты
дистанционного образования
Дистанционное обучение от традиционных
форм обучения отличают следующие характерные
черты:
Гибкость. Возможность заниматься в удобное
для себя время, в удобном месте и темпе.
Нерегламентированный отрезок времени
для освоения дисциплины.
Модульность. Возможность
из набора независимых учебных курсов
- модулей формировать учебный план, отвечающий
индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Параллельное
с профессиональной деятельностью обучение,
т.е. без отрыва от производства.
Охват. Одновременное
обращение ко многим источникам учебной
информации (электронным библиотекам,
банкам данных, базам знаний и т.д.) большого
количества обучающихся. Общение через
сети связи друг с другом и с преподавателями.
Экономичность. Эффективное
использование учебных площадей, технических
средств, транспортных средств, концентрированное
и унифицированное представление учебной
информации и мультидоступ к ней снижает
затраты на подготовку специалистов.
Технологичность. Использование
в образовательном процессе новейших
достижений информационных и телекоммуникационных
технологий, способствующих продвижению
человека в мировое постиндустриальное
информационное пространство.
Социальное равноправие. Равные
возможности получения образования независимо
от места проживания, состояния здоровья,
элитарности и материальной обеспеченности
обучаемого.
Интернациональность. Экспорт
и импорт мировых достижений на рынке
образовательных услуг.
Новая роль преподавателя. ДО
расширяет и обновляет роль преподавателя,
который должен координировать познавательный
процесс, постоянно усовершенствовать
преподаваемые им курсы, повышать творческую
активность и квалификацию в соответствии
с нововведениями и инновациями.
Позитивное влияние оказывает
ДО и на студента, повышая его творческий
и интеллектуальный потенциала за счет
самоорганизации, стремления к знаниям,
умения взаимодействовать с компьютерной
техникой и самостоятельно принимать
ответственные решения.
Качество ДО не
уступает качеству очной формы получения
образования, а улучшается за счет привлечения
выдающегося кадрового профессорско-
Основы дистанционного
образования
Педагогическая система
ДО
Цель обучения. Приобретение
обучаемым системы умений и знаний, которые
формируются в соответствии с моделью
специалиста и госзаказом.
Содержание обучения. Педагогическая
модель социального заказа. Процесс обучения,
методы и организационные формы его реализации
определяются его содержанием.
Объект обучения. Пользователи
образовательных услуг ДО являются объектами
данной формы получения образования (студенты,
слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели
ДО в отличие от студентов традиционных
форм получения образования, должны проявлять
большую настойчивость, стремление к знаниям,
организованность, умение работать самостоятельно
и иметь навыки работы с компьютером и
телекоммуникационными средствами связи.
Субъекты обучения. Субъектами
ДО являются преподаватели. Преподаватель
- главное звено в обеспечении высокой
эффективности образовательного процесса
ДО. Значительная специфика деятельности
преподавателя ДО вызвала необходимость
ввести термин тьютор. Это -
преподаватель-консультант, который должен
знать основы фундаментальной информатики
и телекоммуникаций, его образованность
должна иметь опережающий характер.
Методы обучения. Дистанционная
форма включает пять общедидактических
методов обучения: информационно-рецептивный,
репродуктивный, проблемное изложение,
эвристический и исследовательский. Они
охватывают всю совокупность педагогических
актов взаимодействия преподавателя и
обучающихся.
Средства обучения. В
образовательном процессе ДО используются
как традиционные, так и инновационные
средства обучения, основанные на применении
компьютерной техники и телекоммуникаций,
а также последних достижений в области
образовательных технологий.
Учебно-научная материальная
база. Комплекс материальных и технических
средств, необходимых для обучения в соответствии
с учебными программами. Он включает в
себя учебные и учебно-вспомогательные
помещения; лабораторное оборудование,
технические средства обучения, учебники,
учебные пособия и другие учебно-методические
материалы. Большая часть учебно-научной
материальной базы образует виртуальную
информационно-образовательную среду
по причине удаленности ее слушателей.
Идентификационно
- контрольная подсистема. Особенностью
входного контроля ДО является оценка
уровня развития профессиональных качеств
и способностей абитуриента, и построение
соответствующего социально-психологического
портрета с тем, чтобы выбрать эффективные
средства и методы обучения. В традиционном
процессе контроль служит, в основном,
для конкурсного отбора кандидатов на
учебу.
Очевидна возможность и целесообразность
рейтингового контроля и непрерывного
мониторинга, как положительной инновации
ДО.
Финансово-экономическая
подсистема, осуществляющая финансово-экономическую
деятельность ДО.
Нормативно-правовая
подсистема. Эта подсистема ДО в настоящее
время еще не сформировалась, хотя ее необходимость
давно назрела. Должны быть созданы законодательные
акты, содержащие нормирование труда тьютора,
защиту интеллектуальной собственности,
правила поступления слушателей, аттестацию,
льготы, сроки и перерывы обучения и т.д.
Маркетинговая подсистема. Участниками
рыночных отношений в образовании выступают
не только образовательные учреждения
и заказчики образовательных услуг, но
и государство - как заказчик и потребитель.
Необходимость введения маркетинговой
подсистемы обусловлена тем, что образовательные
учреждения подошли к "точке маркетинга"
- ситуации, когда наращиваемый объем предложений
образовательных услуг уравновесил доминировавший
ранее спрос и начал устойчиво превосходить
его.
Дидактические принципы
ДО
- |
соответствие дидактического процесса закономерностям учения; |
- |
ведущая роль теоретических знаний; |
- |
единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; |
- |
стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе; |
- |
соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; |
- |
сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; |
- |
сознательность, активность
и самостоятельность |
- |
системность и последовательность в обучении; |
- |
доступность; |
- |
прочность овладения содержанием обучения. |
Из дополнительных принципов применительно к ДО наиболее значимым является:
Гуманистический
принцип ДО: направленность обучения и
образовательного процесса к личности;
создание максимально благоприятных условий
для овладения обучающимися знаниями,
соответствующими избранной профессии,
для развития и проявления творческой
индивидуальности, высоких гражданских,
нравственных, интеллектуальных и физических
качеств.
Принцип целесообразности
применения новых информационных технологий. Новые
информационные технологии воздействуют
на все компоненты системы обучения: цели,
содержание, методы и организационные
формы обучения, средства обучения, что
позволяет решать сложные и актуальные
задачи педагогики, а именно: развитие
интеллектуального, творческого потенциала,
аналитического мышления и самостоятельности
человека.
Принцип безопасности. Этот
принцип включает широкий спектр мероприятий,
касающихся защиты секретной информации,
распространения ложной информации, исключения
недобросовестности и фальсификации обучения
и др..
Принцип опережающего
образования. Этот принцип образования
заключается не только в передаче новому
поколению уже накопленного научного
и культурного наследия прошлых поколений,
но и в формировании его сознания и мировоззрения,
которое помогло бы этому поколению адаптироваться
в быстро изменяющемся мире.
Организационные
основы ДО
Анализ деятельности образовательных
учреждений, использующих технологии
ДО, выявил общие (присущие всем) организационные
особенности:
- |
непрерывность обучения; |
- |
открытость и индивидуальный подход в проведении учебного процесса; |
- |
централизм, с центром ДО на базе ведущего вуза, и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов; |
- |
наличие преподавателей - консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам. |
Методические
основы и средства обучения ДО.
Метод обучения -
дидактическая категория, дающая теоретическое
представление о системе норм взаимодействия
преподавателя и обучающихся для достижения
целей обучения.
Содержание обучения -
это состав, структура и материал учебной
информации, а также комплекс задач, заданий
и упражнений, передаваемых студентам,
которые формируют их профессиональные
навыки и умение, способствуют накоплению
первоначального опыта трудовой деятельности.
Средства обучения представляют
содержание обучения, контроль и управление
учебно-познавательной деятельностью
обучающихся.
В традиционном учебном процессе такими
средствами являются: печатные издания:
учебников, учебно-методических пособий,
справочников, дискеты с учебной информацией,
записи на доске, плакаты, кинофильмы,
видеофильмы, а также слово преподавателя.
При получении дистанционного образования
средства обучения значительно шире и,
кроме традиционных, включают такие, как:
- |
учебные электронные издания; |
- |
компьютерные обучающие системы; |
- |
аудио- видео учебные материалы и мн. др. |
Электронные издания
учебного назначения, обладая всеми особенностями
бумажных изданий, имеют ряд положительных
отличий и преимуществ. В частности: компактность
хранения в памяти компьютера или на дискете,
гипертекстовые возможности, мобильность,
тиражируемость, возможность оперативного
внесения изменений и дополнений, удобство
пересылки по электронной почте. Это -
автоматизированная обучающая система,
которая включает в себя дидактические,
методические и информационно-справочные
материалы по учебной дисциплине, а также
программное обеспечение, которое позволяет
комплексно использовать их для самостоятельного
получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие
системы - программные средства учебного
назначения, которые широко используется
в образовательном процессе ДО и позволяют:
- |
индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения; |
- |
контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью; |
- |
обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной деятельности; |
- |
сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере; |
- |
демонстрировать визуальную учебную информацию; |
- |
моделировать и имитировать процессы и явления; |
- |
проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности; |
- |
прививать умение в принятии оптимальных решений; |
- |
повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации; |
- |
передать культуру познания и мн. др. |
Информация о работе Методика дистанционного обучения информатики