Методика дистанционного обучения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО.
Задачи, которые мы для этого ставим:
Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 6
1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики 6
1.2. Научно-методические основы технологии дистанционного обучения. 15
1.3. Средства реализующие дистанционное обучение информатики 24
Глава 2 Реализация дистанционного обучения 29
2.1 Практика 29
2.2 Рекомендации учителям и учащимся по применению дистанционного обучения на уроках информатики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы: 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Хохлов.docx

— 105.86 Кб (Скачать документ)

По мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят  результаты традиционных занятий.

33,3% опрошенных преподавателей  считает, что в ближайшие годы  результаты дистанционного обучения  превзойдут результаты аудиторного. 

  • Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
  • Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.
  • Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).
  • Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.
  • Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.
  • Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.).
  • Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.
  • При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
  • Индивидуальность систем дистанционного обучения. ДО носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
  • Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
  • Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.
  • ДО предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.
  • ДО делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
  • Внедрение ДО уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена.
  • ДО индивидуализировано, возможность адаптации к стилю работы каждого ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной до настройки.
  • Использование современных Интернет технологий и ДО позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.
  • Развитие ДО требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.
  • Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин. Современные поисковые машины аккумулирует в себе миллиарды документов, это огромные базы информации и наша задача использовать их в процессе обучения.

 

Несмотря на множество  достоинств, ДО имеет и свои недостатки:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. 
  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. 
  • Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
  • Одной из ключевых проблем Интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
  • Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов. 

 

1.2. Научно-методические основы технологии дистанционного обучения. 
 
         Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. 
 
         Дистанционное образование - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. 
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. 
 
Характерные черты дистанционного образования 
Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины. 
Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. 
Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства. 
Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями. 
Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов. 
Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.  
Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого. 
Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. 
Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями. 
Позитивное влияние оказывает ДО и на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.  
Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам. 

Основы дистанционного образования 
 
Педагогическая система ДО 
Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом. 
Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием. 
Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (студенты, слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от студентов традиционных форм получения образования, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи. 
Субъекты обучения. Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер. 
Методы обучения. Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся. 
Средства обучения. В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.  
Учебно-научная материальная база. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей. 
Идентификационно - контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу. 
Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО. 
Финансово-экономическая подсистема, осуществляющая финансово-экономическую деятельность ДО. 
Нормативно-правовая подсистема. Эта подсистема ДО в настоящее время еще не сформировалась, хотя ее необходимость давно назрела. Должны быть созданы законодательные акты, содержащие нормирование труда тьютора, защиту интеллектуальной собственности, правила поступления слушателей, аттестацию, льготы, сроки и перерывы обучения и т.д. 
Маркетинговая подсистема. Участниками рыночных отношений в образовании выступают не только образовательные учреждения и заказчики образовательных услуг, но и государство - как заказчик и потребитель. 
Необходимость введения маркетинговой подсистемы обусловлена тем, что образовательные учреждения подошли к "точке маркетинга" - ситуации, когда наращиваемый объем предложений образовательных услуг уравновесил доминировавший ранее спрос и начал устойчиво превосходить его. 
 
Дидактические принципы ДО

-

соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

-

ведущая роль теоретических  знаний;

-

единства образовательной, воспитательной и развивающей функций  обучения;

-

стимуляция и мотивация  положительного отношения обучающихся к учебе;

-

соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

-

сочетание абстрактности  мышления с наглядностью в обучении;

-

сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;

-

системность и последовательность в обучении;

-

доступность;

-

прочность овладения содержанием  обучения.


Из дополнительных принципов  применительно к ДО наиболее значимым является:

Гуманистический принцип ДО: направленность обучения и образовательного процесса к личности; создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися знаниями, соответствующими избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств. 
Принцип целесообразности применения новых информационных технологий. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. 
Принцип безопасности. Этот принцип включает широкий спектр мероприятий, касающихся защиты секретной информации, распространения ложной информации, исключения недобросовестности и фальсификации обучения и др.. 
Принцип опережающего образования. Этот принцип образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире. 

Организационные основы ДО 
Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии ДО, выявил общие (присущие всем) организационные особенности: 

-

непрерывность обучения;

-

открытость и индивидуальный подход в проведении учебного процесса;

-

централизм, с центром  ДО на базе ведущего вуза, и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов;

-

наличие преподавателей - консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам.


 
Методические  основы и средства обучения ДО. 
Метод обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.  
Содержание обучения - это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, передаваемых студентам, которые формируют их профессиональные навыки и умение, способствуют накоплению первоначального опыта трудовой деятельности. 
Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся. 
В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя.  
При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

учебные электронные издания;

компьютерные обучающие  системы;

аудио- видео учебные материалы и мн. др.


Электронные издания  учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это - автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. 
Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют:

-

индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

-

контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

-

обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно - познавательной деятельности;

-

сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

-

демонстрировать визуальную учебную информацию;

-

моделировать и имитировать  процессы и явления;

-

проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

-

прививать умение в принятии оптимальных решений;

-

повысить интерес к  процессу обучения, используя игровые  ситуации;

-

передать культуру познания и мн. др.

Информация о работе Методика дистанционного обучения информатики