Методика дистанционного обучения информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – описать доступную технологию организации ДО.
Задачи, которые мы для этого ставим:
Проанализировать информационные ресурсы, предоставляющие услуги ДО;
Рассмотреть нормативную базу, особенности и противоречия ДО;
Предложить структуру Интернет-ресурса для организации ДО.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоритические основы дистанционного обучения информатики 6
1.1.Понятие дистанционное обучение и его место в школьном курсе информатики 6
1.2. Научно-методические основы технологии дистанционного обучения. 15
1.3. Средства реализующие дистанционное обучение информатики 24
Глава 2 Реализация дистанционного обучения 29
2.1 Практика 29
2.2 Рекомендации учителям и учащимся по применению дистанционного обучения на уроках информатики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы: 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Хохлов.docx

— 105.86 Кб (Скачать документ)

Аудио и видео  учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM. 
Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.  
Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым в ДО.  
 
Организационные формы обучения 
В педагогической практике вузов выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др. 
Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются аудио и видео - кассеты, CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.  
Семинары ДО являются активной формой учебных занятий. Семинары ДО проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий студентов между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера. 
Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также - телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление. 
Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, иммитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. 
Контроль ДО - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. В ДО оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Студент должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

 

1.3. Средства реализующие дистанционное обучение информатики

Преимущества дистанционной формы  обучения очевидны:

  1. Возможность осуществления обучения без отрыва от рабочего места, в удобное время.
  2. Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.
  3. Высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя.
  4. Возможность привлечения к образовательному процессу и оказанию оперативных консультаций ведущих специалистов вне зависимости от географической удаленности преподавателей и обучаемых.
  5. Возможность использования приобретенных навыков работы с Интернет-технологиями в профессиональной деятельности и обучении.
  6. Использование в обучении самых современных учебных средств и технологий.

Система дистанционного образования  должна создавать вокруг участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и учащихся) максимально  созидательную и логичную информационную среду, удобную для быстрого и  хорошо структурированного обмена учебной, методической и административной информацией, составляющей содержание процесса обучения.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего — сочетание различных  технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают  процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему  Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.

Интернет в целом является почти  идеальным техническим средством  для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие структуры:

· поддержка проектирования учебного материала;

· доставка учебного материала слушателям;

· поддержка "справочных" материалов;

· консультации;

· контроль знаний;

· организация общения слушателей. 

Под Интернет-технологиями в целом мы пониманием дистанционную образовательную технологию, основанную на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Именно применение Интернет-технологий позволяет наиболее полно реализовать потенциальные возможности дистанционного образования.

При внедрении Интернет-технологий в систему дистанционного образования необходимо выделять два направления реализации этого процесса:

  1. Управление учебным процессом, которое осуществляет образовательное учреждение;
  2. Технологическое обеспечение функционирования информационной системы, которое осуществляет специализированная служба - провайдер.

Под технологическим обеспечением Интернет-технологий дистанционного образования мы понимаем предоставление информационно-коммуникационных услуг доступа к программно-аппаратным ресурсам, а также технологическую поддержку всех пользователей. Здесь можно выделить два варианта технологического обеспечения.

Первый это размещение программного обеспечения дистанционного образования на сервере, подключенном к Интернету, тем самым образовательное  учреждение должно помимо учебных задач заняться еще и решением специальных технических задач по обслуживанию сервера.

Второй вариант - это использование  внешнего источника в организации  дистанционного образования. Услуги аутсорсинга (outsourcing с англ. - использование внешнего источника) предоставляются сервис-провайдерами дистанционного обучения. Применительно к вузу это означает, что все программное обеспечение дистанционного образования функционирует на мощных серверах специализированной компании-провайдера. Все участники учебного процесса осуществляют свои функции, обращаясь к серверам через Интернет, используют соответствующие интерфейсы. Внешне это ничем не отличается от ставшего привычным посещения сайтов в Интернете, разве что в случае с дистанционным образованием вход на персональные страницы участников производится после введения логина и пароля. Аутсорсинг максимально экономичен для вузов - никаких расходов на поддержание серверного оборудования, системное администрирование.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени), асинхронные системы (системы off-line) и смешанные системы.

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: различные web-чаты, web-телефония, интерактивное TV, телеконференции NetMeeting, Telnet. Для проведения дистанционных уроков наиболее удобно и просто использовать web-чаты, особенно для групповых занятий.

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции (подписка на группы новостей).

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

  • рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
  • рассылка аудио- и видеокассет, дискет, CD-ROM;
  • средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);
  • через интерактивное WebTV и видео конференции;
  • через телеконференции Usenet, IRC.
  • через электронную почту и листы (списки) рассылки;
  • через web-страницы;
  • через чат, web-форум и гостевую книгу.

В последнее время интернет активно вытесняет другие формы  дистанционного обучения. Это связано  с тремя обстоятельствами:

      1. Техническое развитие интернет-технологий, которое позволяют имитировать любую учебную модель;
      2. Простота подключения к сети интернет,
      3. Относительно низкая стоимость подключения.

Для получения оптимальных результатов  дистанционного обучения важны следующие  факторы и условия:

        • наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных учеников,
        • наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования,
        • хорошей подготовки дистанционных уроков,
        • наличие подготовленных локальных координаторов,
        • систематическое проведение дистанционных занятий,
        • моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

  1. Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.
  2. Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.
  3. Связь учителя с обучаемыми через Интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами. 

Для этого  необходимо:

создать гипертекстовую структуру, объединив  тем самым теоретический материал предмета в наглядно представленную, логическую структуру.

создать программный комплекс, позволяющий слушателям самостоятельно контролировать качество и полноту  усвоения знаний;

создать набор тестовых заданий, позволяющих преподавателю оценить  полноту усвоения теоретических  знаний.

Очень важно в процессе проведения дистанционного урока получить некоторую образовательную продукцию, например, в виде приращения знаний и умений ученика, или (лучше) в виде созданного учебного документа.

 

Глава 2 Реализация дистанционного обучения

2.1 Практика

Рассмотрим применение технологии дистанционного обучения на примере план-коспекта урока по информатике по теме:-«Строковый тип данных в Turbo Pascal»

Тема:"Строковый тип данных в Turbo Pascal. Функции, процедуры и операции над строками"

 

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

  • Изучить строковые константы и переменные, процедуры, функции и операции над строками; закрепить изученный материал при решении задач на строковый тип данных.
  • Развивать алгоритмическое мышление и познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию; внимательность и самостоятельность при решении задач на ЭВМ.
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

ТСО: интерактивная доска, ЭВМ, мультимедиа проектор.

Структура урока:

  1. Постановка темы и целей урока 
  2. Проверка домашнего задания 
  3. Актуализация пройденного материала 
  4. Изучение нового материала 
  5. Примеры выполнения заданий на новую тему
  6. Контроль и самопроверка знаний 
  7. Подведение итогов урока 
  8. Домашнее задание 

I. Постановка темы  и целей урока

Ребята, мы продолжаем с Вами изучать язык программирования Turbo Pascal. Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые и составные типы данных мы уже изучили и познакомимся ещё с одним составным типом данных - строки (строковый тип данных). Изучим, какие действия можно выполнять над строками и какие функции и процедуры определены на строках.

Информация о работе Методика дистанционного обучения информатики