Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 03:53, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются: применение методики предпроектного обследования предприятия, анализ полученных материалов для последующего моделирования выбранного бизнес-процесса. Этап моделирования включает в себя разработку модели процесса в стандарте IDEF0, описание документооборота и обработки информации в стандарте DFD, а также описание процесса в стандарте IDEF3. Следующей целью данной работы является анализ работы предприятия на основе построенной модели и предложение по оптимизации и реорганизации рассматриваемого бизнес – процесса.
Введение. 4
1. Анализ предметной области. 5
1.1. Общие положения 5
1.2. Основные задачи и функции деканата. 5
1.3. Организационная структура деканата. 5
1.4. Персонал деканата 5
1.5. Должностные инструкции 6
1.5.1. Должностная инструкция декана 6
1.5.2. Должностная инструкция заместителя декана факультета 7
1.6. Номенклатура дел 8
2. Сценарий деятельности деканата. 11
3. Сравнение и выбор методологий моделирования 14
3.1. Сравнительный анализ методов. 18
4. Сравнительный анализ CASE-средств. 21
4.1. Общая информация о продуктах. 21
4.2. Сравнение и выбор Case-средств. 24
5. Построение графической модели. 29
5.1. Теоретические сведения о методологиях IDEF0, IDEF3 и DFD. 29
5.2. Графическая модель. 32
5.2.1 Навигатор модели – Model Explorer. 32
5.2.2 Диаграммы функциональной декомпозиции. 33
5.2.3 Диаграммы потоков данных. 36
5.2.4 Диаграмма процессов. 38
6. Построение математической модели. 39
6.1. Теоретические сведения о сетях Петри. 39
6.2. Построение графа сети Петри. 40
6.3. Анализ построенной сети Петри матричным методом. 42
6.4. Анализ сети Петри на основе дерева достижимости. 43
7. Оптимизация бизнес-процессов. 44
7.1 Анализ и Реинжиниринг построенной модели 44
7.2. Построение модели с учетом реинжиниринга. 44
Заключение. 46
Список литературы. 47
В данном процессе деканат подготавливает
экзаменационные ведомости, обрабатывает
заполненные преподавателями
Процесс формирования списка студентов-стипендиатов мне показался интересным, поэтому мы его декомпозировали в нотации IDEF3.
Диаграмма IDEF 3 описывает сценарий бизнес-процесса, алгоритм последовательных действий.
Диаграмма декомпозиции А1.2.4.1 «Формирование списков стипендиатов»
Рис. 10. Диаграмма декомпозиции А1.2.4.1
На данной диаграмме все работы связаны перекрестком «Асинхронное И». Он означает, что все следующие процессы запускаются при завершении всех предыдущих процессов.
Результатом данного процесса является приказ ректора о начислении стипендии студентам.
Для построения математической модели были выбраны сети Петри, так как они позволяют получить информацию о структуре и динамическом поведении моделируемой системы.
Сети Петри — математический аппарат для моделирования динамических дискретных систем, с асинхронными и параллельными процессами.
Моделирование в сетях Петри
осуществляется на событийном уровне.
Определяются, какие действия происходят
в системе, какие состояние предшествовали
этим действиям и какие состояния
примет система после выполнения
действия. Выполнения событийной модели
в сетях Петри описывает
Сеть Петри представляет собой двудольный ориентированный мультиграф с вершинами двух типов (позициями и переходами), в котором дугами могут соединяться только вершины различных типов.
В позиции сети помещаются специальные маркеры (“фишки”), перемещение которых и отображает динамику моделируемой системы. Изменение маркировки (движение маркеров) происходит в результате выполнения (срабатывания) перехода на основе соответствующего внешнего события. Точнее, переход срабатывает, если во всех его входных позициях имеются маркеры и происходит соответствующее переходу событие. При этом из каждой входной позиции срабатываемого перехода маркер удаляется, а в каждую выходную позицию - заносится.
После моделирования необходимо провести анализ моделируемой системы, который основан на исследовании таких свойств сетей Петри, как ограниченность, безопасность, сохраняемость, достижимость, живость.
Ограниченность (или K-ограниченность) имеет место, если число меток в любой позиции сети не может превысить значения К. При проектировании автоматизированных систем определение К позволяет обоснованно выбирать емкости накопителей. Возможность неограниченного роста числа меток свидетельствует об опасности неограниченного роста длин очередей.
Безопасность — частный случай
ограниченности, а именно это 1-ограниченность.
Если для некоторой позиции
Сохраняемость характеризуется постоянством загрузки ресурсов, т.е. , где Ni – число маркеров в i-й позиции, Ai-весовой коэффициент.
Достижимость Mk->Mj характеризуется возможностью достижения маркировки Mj из состояния сети, характеризуемого маркировкой Mk.
Живость сети Петри определяется возможностью срабатывания любого перехода при функционировании моделируемого объекта. Отсутствие живости означает либо избыточность аппаратуры в проектируемой системе, либо свидетельствует о возможности возникновения зацикливаний, тупиков, блокировок.
Построим граф сети Петри, который будет отражать одну из функций деканата – управление учебной деятельностью факультета.
Данный процесс является циклическим, так как основное и входными и выходными параметрами являются списки студентов.
Граф сети Петри
Позиции |
Переходы | |||
P0 |
Учебный план факультета |
T0 |
Обработка данных | |
P1 |
Список преподавателей |
T1 |
Агрегация данных | |
P2 |
Список дисциплин |
T2 |
Заполнение ведомости успеваемости | |
P3 |
Список студентов |
T3 |
Анализ ведомости успеваемости | |
P4 |
Пустой бланк ведомости |
T4 |
Обработка отчета успеваемости | |
P5 |
Журнал успеваемости преподавателя |
T5 |
Изменение списков учащихся студентов | |
P6 |
Заполненная ведомость успеваемости |
T6 |
Внесение изменений в списки | |
P7 |
Отчет по успеваемости |
|||
P8 |
Списки студентов, переведенных на следующий курс |
|||
P9 |
Списки студентов на отчисление |
|||
P10 |
Списки студентов-стипендиатов |
|||
P11 |
Приказы об отчислении, переводе, стипендии |
Матричный подход основывается на представлении сети двумя матрицами Д- и Д+, представляющими входную и выходную функции сети. Каждая матрица имеет m строк (по одной на переход) и n столбцов (по одному на позицию).
Определим матрицы Д-(j,i)=K(Pi,I(tj)) и Д+(j,i)=K(Pi,O(tj))
Д- описывает входы в переходы, Д+ - выходы из переходов, K – кратность позиции по входам и выходам.
В начальной маркировке M0=(1,0,0,1,0,0,0,0,0,0,0,0) переход t0 разрешён и приводит к маркировке М, где
Нам необходимо получить конечную маркировку
Проверка на ее достижимость осуществляется с помощью уравнения:
Данное уравнение не имеет решения
Значит конечная маркировка M недостижима из начальной маркировки М0.
Дерево достижимости представляет собой множество состояний сети.
Построим данное дерево на основе нашей сети Петри.
Оно выглядит следующим образом:
Рис. 11.Дерево достижения.
Полученное дерево показывает как при срабатывании тех или иных переходов изменяется маркировка сети.
В дереве отсутствуют дублирующие вершины. Терминальных вершин тоже нет.
Бесконечное число маркировок обозначается символом w. В данном дереве этот символ отсутствует. Это означает, что сеть ограничена, т.е. она представляет систему конечных состояний.
Сеть Петри не является сохраняющей, т.к. суммы меток для каждой маркировки различны (сеть теряет метки.
Задача покрываемости
В результате работы на этапах моделирования,
где были разработаны графические
и математические моделей, можно
сделать выводы о том, насколько
загружены сотрудники деканата при
выполнении своих обязанностей, на
сколько качественно и
Основные виды работ по управлению
учебной деятельностью
Также для уменьшения времени на подготовку ведомостей и передачу их преподавателям можно процесс подготовки рейтинговых и экзаменационных ведомостей сделать параллельным, так как данные процедуры имеют одинаковый алгоритм действий и единую форму представления.
Сеть Петри после реинжиниринга.
Рис. 12.
В данной модели заполнение ведомостей происходит преподавателями в электронном виде, то есть без журналов учет успеваемости и посещаемости, а также отчеты и списки студентов на отчисление, перевод и стипендию создаютсяодновременно электронной системой.
Диаграммы декомпозиции после реинжиниринга.
Рис.13.Диаграмма А1.1
Рис 14. Диаграмма А1.2
На данных диаграммах также отражена
параллельность формирования отчетности
и списков стипендиатов, а также
исключен журнал учета посещаемости
преподавателя. А также показана
возможность получения
Заключение.
В результате выполненной курсовой работы было проведено предпроектное обследование предприятия - института. В ходе него были собраны и изучены необходимые нормативные и правовые документы (Положение о факультете, Положене о декане, Должностные инструкции). Была получена информация о структуре и деятельности рассматриваемого отдела – деканата, а таке о текущем документообороте как внутри отдела, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями института. На основе полученных сведенй о сотрудниках и их функциях был разработан сценарий, отражающие основные направления деятельности деканата.
Перед этапом моделирования был проведен сравнительный анализ методологий и выбраны те нотации, которые наиболее просто и ясно отражают функции и структуру подразделения. Также было выбрано Case-средство с помощю метода анализв иерархий, которое удовлетворяет нашим потребностям и возможностям.
На этапе моделирования с помощью BPwin была разработана графическая модель, включающая функциональные диаграммы, диаграммы потоков данных и процессов.Также была разработана математическая модель на основе сетей Петри и проведен анализ динамики модели.
На основе моделей были предложены методы оптимизации и реинжиниринга бизнес-процесса и наглядно представлены на диаграммах и графе.
Таким образом, мы получили практические навыки моделирования бизнес-процессов реального предприятия, работы в среде BPwin а также знания о данной предметной области.
Список литературы.
Интернет-источники.