Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:54, контрольная работа

Описание

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы (операционные системы, служебные или сервисные программы), прикладные программы (программное обеспечение для работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д) и инструментальные средства (программы, предназначенные для разработки программного обеспечения).

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Применение систем мультимедиа в открытом образовании…………….
2. Гипертекст и гипермедиа – основные формы представления содержания учебных средств ИКТ……………………………………………………………
3. Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ….
4. Применение средств моделирования и систем “виртуальная реальность” в открытом образовании………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная ИНФОРМ.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

Введение………………………………………………………………………

1. Применение  систем мультимедиа в открытом  образовании…………….

2. Гипертекст и гипермедиа – основные формы представления содержания учебных средств ИКТ……………………………………………………………

3. Измерение  результатов обучения в условиях  применения средств ИКТ….

4. Применение  средств моделирования и систем  “виртуальная реальность” в  открытом образовании………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

  Введение

     В основе средств ИКТ, используемых в  сфере образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

     Возможности компьютера определяются установленным  на нем программным обеспечением. Основными категориями программных  средств являются системные программы (операционные системы, служебные или сервисные программы), прикладные программы (программное обеспечение для работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д) и инструментальные средства (программы, предназначенные для разработки программного обеспечения).

      В системе общего образования  широкое распространение имеют универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

      С появлением компьютерных сетей  школьники и учителя имеют возможность мгновенного доступа к мировым информационным ресурсам из любой точки земного шара через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет.

 

  1. Применение систем мультимедиа в открытом образовании
 

Согласно  наиболее распространенного определения  мультимедиа – компьютерные  средства создания, хранения, обработки и воспроизведения в оцифрованном виде информации разных типов: текста, рисунков, схем, таблиц, диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов и т.п. т.е. это комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

 Мультимедиа  обеспечивают возможность интенсификации  обучения и повышение мотивации  обучения за счет применения  современных способов обработки  аудиовизуальной информации, таких,  как:

1. «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

  1. контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
  2. деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
  3. дискретная подача аудиовизуальной информации;
  4. тонирование изображения;
  5. фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения “под лупой”;
  6. многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном “окне” - видеофильм, в другом - текст);
  7. демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
 

В частности, системы мультимедиа обеспечивают целый арсенал средств более  выразительных, чем текст. Программы  мультимедиа предоставляют информацию не только в виде текстов, но и в  виде трехмерной графики, звукового  сопровождения, видео, анимации.

 При  использовании мультимедийных средств ИКТ в открытом образовании существенно возрастает роль иллюстраций.

Существует  два основных толкования термина  “иллюстрация”:

изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст,

приведение  примеров для наглядного и убедительного  объяснения. 

Первое  из них более соответствует традиционному  книжному учебнику, а второе - достаточно точно отражает роль иллюстраций  в мультимедийных образовательных электронных изданиях. Теперь все мультимедийные средства ИКТ должны быть использованы для наглядного и убедительного, то есть доступного объяснения главных, основополагающих, наиболее сложных моментов учебного материала, задействованного в системе открытого образования.

 Таким  образом, иллюстрации - это ведущая,  наиболее значимая подсистема  в структуре образовательного  электронного издания.

Иллюстрации могут быть представлены в виде следующих  структурных компонентов:

образов (например, теоретических),

двухмерной  и трехмерной графики,

звукового ряда,

анимации,

видео. 

Появление в образовательных средствах  ИКТ новых видов иллюстраций  вовсе не означает полного отказа от прежних подходов, использовавшихся при издании традиционных учебников  на бумажных носителях. В области  иллюстрирования и полиграфического оформления традиционных учебных книг накоплен значительный опыт, согласно которого выделяются собственно иллюстрации, особенности пространственной группировки  элементов издания, акцентирование (зрительное) отдельных элементов, физиологические  стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).

 В  настоящее время в процессе  разработки специализированных  средств ИКТ созданы мультимедийные энциклопедии по многим учебным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.

 Создается  диалоговое кино, где пользователь  может управлять ходом зрелища  с клавиатуры дисплея посредством  реплик, если к компьютеру подключено  устройство распознавания речи.

 Отдельной  разновидностью технологий обработки  графики, использующей достижения  мультимедиа, являются системы  автоматизированного проектирования. Они предназначены для автоматизации  проектно-конструкторских работ  в машиностроении, автомобилестроении, промышленном строительстве, дизайне  и т.д.

 Особые  перспективы мультимедиа открывает  для открытого и дистанционного  образования.

 Мультимедиа  является исключительно полезной  и плодотворной образовательной  технологией благодаря присущим  ей качествам интерактивности,  гибкости и интеграции различных  типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

 Предоставление  интерактивности является одним  из наиболее значимых преимуществ  цифровых мультимедиа по сравнению  с другими средствами представления  информации. Интерактивность подразумевает  процесс предоставления информации  в ответ на запросы пользователя. Интерактивность позволяет, в  определенных пределах, управлять  представлением информации: ученики  могут индивидуально менять настройки,  изучать результаты, а также отвечать  на запросы программы о конкретных  предпочтениях пользователя. Они  также могут устанавливать скорость  подачи материала и число повторений, удовлетворяющие их индивидуальным  академическим потребностям.

 Более  того, возможность предоставлять  взаимодействие с пользователем,  ориентированная на потребности  учащихся, отличает мультимедийное средство ИКТ от любого другого средства представления информации, не требующего активного участия человека.

 Технологии  мультимедиа позволяют осмысленно  и гармонично сочетать многие  виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как:

изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование;

анимации  и симуляции. 

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми  изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они  могут поддерживать должный эмоциональный  уровень, дополняющий представляемый материал.

 Мультимедиа  может применяться в контексте  самых различных стилей обучения  и восприниматься самыми различными  людьми: некоторые студенты предпочитают  учиться посредством чтения, другие  – посредством восприятия на  слух, третьи – посредством просмотра  видео, и т.д.

 К  тому же, использование мультимедиа  позволяет студентам работать  над учебными материалами по-разному  – студент сам решает, как изучать  материалы, как применять интерактивные  возможности приложения, и как  реализовать совместную работу  со своими соучениками. Таким  образом, студенты становятся  активными участниками открытого  или дистанционного образовательного  процесса.

 Студенты  могут влиять на свой собственный  процесс обучения, подстраивая его  под свои индивидуальные способности  и предпочтения. Они могут изучать  именно тот материал, который  их интересует, повторять материал  столько раз, сколько им нужно, и это помогает устранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.

 Таким  образом, использование качественных  мультимедиа-средств позволяет сделать  процесс открытого и дистанционного  обучения гибким по отношению  к социальным и культурным  различиям между студентами, их  индивидуальным стилям и темпам  обучения, их интересам.

 Мультимедийные приложения могут также использоваться для облегчения совместного обучения. Небольшие группы студентов могут совместно работать с одним мультимедийным приложением, что развивает у них навыки диалога со своими коллегами.

 Применение  мультимедиа может позитивно  сказаться сразу на нескольких  аспектах открытого и дистанционного  учебного процесса. Прежде всего,  мультимедиа может стимулировать  когнитивные аспекты обучения, такие  как восприятие и осознание  информации. Во вторых, мультимедиа  может повысить мотивацию учащихся. В третьих, мультимедиа может  помочь в развитии навыков  совместной работы и коллективного  познания у обучаемых. В четвертых, учебные мультимедиа-средства теоретически могут развить у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания.

 Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одними из основных возможностей и преимуществ мультимедиа-средств в случае их применения в открытом образовании являются:

одновременное использование нескольких каналов  восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается  интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;

возможность симулировать сложные реальные эксперименты;

визуализация  абстрактной информации за счет динамического  представления процессов;

возможность развить когнитивные структуры  и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий  учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с  интерпретацией учащегося. 

Информация о работе Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании