Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:54, контрольная работа

Описание

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы (операционные системы, служебные или сервисные программы), прикладные программы (программное обеспечение для работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д) и инструментальные средства (программы, предназначенные для разработки программного обеспечения).

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Применение систем мультимедиа в открытом образовании…………….
2. Гипертекст и гипермедиа – основные формы представления содержания учебных средств ИКТ……………………………………………………………
3. Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ….
4. Применение средств моделирования и систем “виртуальная реальность” в открытом образовании………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная ИНФОРМ.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

 Информационная  статья снабжается заголовком, в  котором дается наименование  объекта, описываемого в статье. Статьи должны быть легко обозримыми, чтобы пользователь мог понять стоит ли их пристально читать или надо перейти к изучению других, близких по смыслу статей.

 Основным  элементом статьи, несущим основную  содержательную нагрузку, является  текст. Текст информационной статьи  может сопровождаться пояснениями  в форме уточнения значений  понятий, примерами, доказательствами, сравнениями, оценками. Беглый просмотр  текста статьи упрощается, если  эта вспомогательная информация  визуально легко отличима по оформлению от основной информации. Например, она может быть набрана мелким шрифтом или печататься отдельным абзацем со сдвигом вправо относительно основной информации. Кроме того, использование современных компьютерных средств в организации гипертекста предоставляет в руки разработчиков статей такой мощный инструмент как задание произвольного цвета текста выбором из большого множества вариантов.

 Информация  в справочной статье может  быть упорядочена и снабжена  подзаголовками, облегчающими беглый  просмотр и выборочное чтение. Оформление должно быть таким,  чтобы, посмотрев на гипертекстовую  страницу, можно было без труда  охватить взглядом все подзаголовки.

 Гипертекст  организуется на основе информационных  статей за счет добавления  специальных смысловых ссылок  между родственными словами и  статьями согласно некоторой  структуре. Список слов на родственные  темы представляет собой локальный  справочный аппарат. В список  ссылок могут вноситься, в частности,  заголовки статей на родовые  и видовые темы, а также статей, излагающих сведения об участниках  и этапах процессов, о фрагментах  предметов рассматриваемого в  статье класса.

В качестве гиперссылок в электронном средстве обучения могут выступать:

ссылки  на словарь терминов и понятий;

ссылки  на персоналии (портреты и краткие  биографические сведения);

ссылки  на статические иллюстрации (изобразительные  и условно-графические);

ссылки  на элементы мультимедийной информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты);

ссылки  на хрестоматийный или дополнительный материалы;

ссылки  на структурные элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для закрепления  и устных развернутых ответов  и др.);

ссылки  на список монографий, учебной и  научной литературы (приводится в  конце темы или всего курса);

ссылки  на список организаций;

ссылки  на список исторических событий или  дат (хронологический указатель);

ссылки  на список географических названий;

ссылки  на сайты в сети Интернет. 

Следует отметить, что в качестве ссылок гипертекста в электронном средстве обучения могут выступать не только слова, фразы и числа, но и графические  элементы. В электронных документах гиперссылки являются активными  элементами страницы (документа), т.е. пользователь с помощью гиперссылок может  перемещаться по ресурсу, с которым  он работает, переходить к другому  документу, находящемуся на локальном  компьютере или в сети Интернет.

 Эффективность  ориентирования в учебном материале  во многом зависит от того, насколько хорошо организована  система оглавлений, ссылок, указателей, навигации.

"Ни  одна большая книга, - писал Я.А.  Коменский, - не должна выходить  без указателя. Книга без указателя  – дом без окон, тело без  глаз, имущество без описи: не  так легко ими воспользоваться"

Можно выделить следующие требования к  организации гиперссылок и навигации:

гиперссылки должны содержать подробную информацию о том, куда они ведут и быть четко обозначенными;

должна  просматриваться четкая логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке гиперссылок;

в каждой главе (теме), параграфе и подпараграфе должны быть указатели ссылок, с помощью которых можно вернуться к началу темы (страницы), оглавлению, перейти к параграфу или подпараграфу, пункту или подпункту. 

Ссылки  расставляются в тексте согласно замысла разработчика гипертекста и отвечают структуре связей между словами. Вообще говоря, такое размещение ссылок произвольно и не поддается единообразному описанию. Тем не менее, возможно выделение трех основных вариантов оформления списка ссылок на родственные статьи, описанных в таблице 01.

Варианты  оформления списка гиперссылок 

I вариант 

II вариант 

III вариант 

Заголовки родственных статей размещаются  столбцом непосредственно после  заголовка рассматриваемой статьи.

 Для  удобства пользования гипертекстом  существенно, чтобы каждая ссылка  печаталась с новой строки, а  не в подбор. 

Ссылки  на родственные темы делаются по мере их распределения в тексте.

 Подобный  метод практикуется в энциклопедиях:  упоминания о родственных объектах  даются либо в виде графических  выделений (например, курсивом), либо  в явном виде – в скобках  типа (См “...”). 

Смешанный способ оформления ссылок: часть ссылок размещается после заголовка  информационной статьи, а часть –  в ее тексте. 
 

 Таблица  01. Оформление списка гиперссылок  в гипертексте 

  

Справочные  статьи определяют основную тематику гипертекста, которая, безусловно, должна быть донесена до пользователя. В связи  с этим, список главных тем является обязательным компонентом любого гипертекста. В подобный список включаются заголовки  всех справочных статей, для которых  нет ни ссылок с родовидовым характером смысловых отношений, ни ссылок с  отношениями “общее-частное”. Практика показывает, что оптимальный размер списка главных тем не должен превышать  одной станицы. В идеальном случае он должен составлять 5–7 легко запоминаемых пунктов. В гипертексте желательно иметь оглавление, которое несет  традиционную нагрузку. Оглавление представляет собой алфавитно-упорядоченный перечень названий всех имеющихся в гипертексте  информационных статей.

 Как  следует из вышеизложенного, упрощенно  можно понимать гипертекст как  набор слов-терминов, сопровождающего  их текста и связей между  ними. Приведенный ранее анализ  научной литературы показывает, что подобные системы (понятия-связи)  в науке получили название  тезауруса. Таким образом, для  гипертекста тоже можно ввести  понятие тезауруса, являющегося  главной частью гипертекста, служащей  основой для систематизации и  поиска сведений.

 В  качестве тезауруса в гипертексте  выступает совокупность информационных (тезаурусных) статей. Каждая из  них имеет заголовок и список  заголовков родственных тезаурусных  статей с указанием типа родства.  Заголовок тезаурусной статьи  совпадает с наименованием информационной  статьи и является наименованием  объекта, описание которого содержится  в информационной статье. Под  объектом понимается предмет, система, процесс или отношение. Любое наименование объекта в гипертексте истолковывается как наименование множества (класса) объектов, соответствующих этому наименованию.

 Однако  большинство известных в науке  тезаурусов основывается на наборе  понятий–терминов, представляющих  из себя одиночные слова. Использование  гипертекста не возбраняет употребление  составных названий для информационных  статей и ссылок. Более того, в  качестве названия статьи или  ссылки может выступать целое законченное по смыслу предложение. Таким образом, в отличие от традиционных тезаурусов дескрипторов тезаурус гипертекста содержит не только простые, но и составные наименования объектов.

 Индексирование  сведений, вводимых в гипертекст  можно интерпретировать как формирование  тезаурусной статьи. Полнота связей, отражаемых в тезаурусной статье, и точность установления этих  связей в конечном итоге определяют  полноту и точность поиска  при обращении к данной статье  гипертекста. Идеальный гипертекст  должен быть индексирован таким  образом, чтобы общий смысл  отвечал критериям полноты и  концептуальной замкнутости.

 Несмотря  на относительно непродолжительный  промежуток времени за который гипертекстовые формы представления информации успели возникнуть и развиться, уже существует некоторая теория оформления гипертекстовых документов. В частности, практически определены принципы построения гипертекста. Их три – принцип общезначимости, принцип объектографии и принцип жизненного цикла. Рассмотрим их подробнее.

Принцип общезначимости является основополагающим принципом, на базе которого формируются справочные статьи гипертекста. Согласно этому принципу в информационную статью следует включать лишь специфические суждения, справедливые относительно всех объектов, соответствующих заголовку статьи. Общие суждения, неспецифические для данного заголовка, должны помещаться в статье по более широкой родовой теме.

 Данный  принцип может быть обоснован  и с точки зрения психологических  особенностей мыслительной деятельности  человека, потому что привычная  логика человеческого мышления  такова, что специалист, переходящий  от текущей темы при работе  с фондом или документом к  родовой теме, ожидает, что получит  информацию более общую, чем  ту, которую уже получил по  текущей теме. При переходе от  текущей темы к видовой он ожидает получить специфическую информацию без повторения общих сведений из ее родовых тем. Это означает, что информация, относящаяся к нескольким темам, связанным родовидовым отношением, в идеальном случае должна размещаться в документах с учетом принципа общезначимости, который и должен определить глубину индексирования документов. Иначе говоря, соблюдать принцип общезначимости - это значит размещать информацию в документе точно в соответствии с ее общностью – не выше и не ниже при перемещении по наименованиям классов объектов, связанных родо-видовым отношением.

Принцип объектографии накладывает ограничение, суть которого сводится к следующему: в гипертексте информация систематизируется не на библиографических принципах, когда единицей описания и хранения является документ, а на принципах описания различных обособленных объектов. При этом единицей хранения является информация, извлеченная из различных документов первоисточников и относящаяся к конкретному объекту или классу объектов, которые являются предметом описания в информационной статье.

Принцип жизненного цикла подразумевает, что  для любых объектов характерна совокупность процессов, в которых может участвовать  объект от момента его возникновения  до момента исчезновения. В традиционной документации сведения о жизненных  циклах обычно рассредоточены по всему  тексту, попадают в различные главы, параграфы. Поэтому, чтобы получить полное и ясное представление об этапах существования некоторого объекта, требуется просмотреть большое количество информации на эту тему. Часто некоторые фазы жизненного цикла вообще не присутствуют в документации, и тогда общая картина существования объекта создается эмпирически, недостающие сведения приобретаются на протяжении ряда лет практической деятельности и составляют индивидуальный интеллект эксперта.

 В  гипертексте систематизация сведений  в соответствии с выявленными  жизненными циклами возводится  в ранг основного принципа  построения. Информация о каждом  этапе жизненного цикла может  оформляться в виде отдельной  статьи. Последняя должна иметь  ссылку на статью об объекте  и наоборот.

  1. Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ
 

Система обучения представляет собой многогранный процесс, состоящий из многих взаимосвязанных  элементов. Среди них важное место  занимает контроль знаний, навыков, умений. Контроль сопровождает все виды учебной  деятельности, без него нельзя проводить  управление любым процессом или  системой. Осуществление контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы определения  совокупности требуемых качеств  знаний, без которых критерии оценки знаний и способы определения  уровня их усвоения выявить нельзя. Отсюда следуют задачи, возникающие  при разработке средств контроля. В их числе:

конкретизация целей,

установка адекватности средств и результатов  обучения,

Информация о работе Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании