Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:54, контрольная работа
Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы (операционные системы, служебные или сервисные программы), прикладные программы (программное обеспечение для работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д) и инструментальные средства (программы, предназначенные для разработки программного обеспечения).
Введение………………………………………………………………………
1. Применение систем мультимедиа в открытом образовании…………….
2. Гипертекст и гипермедиа – основные формы представления содержания учебных средств ИКТ……………………………………………………………
3. Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ….
4. Применение средств моделирования и систем “виртуальная реальность” в открытом образовании………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
определение
значимости результатов.
Осуществление контроля знаний обучаемых, в свою очередь, логично приводит к решению проблемы создания надежных методов диагностики качества знаний, способствующих оперативному управлению процессом их усвоения. Актуальность задачи автоматизации процедуры контроля уровня обученности за счет использования средств ИКТ определяется целым рядом факторов:
Освобождением преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;
Предоставлением педагогу времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;
Обеспечением всесторонней и полной проверки;
Повышением объективности контроля и обеспечением его стандартизации;
Оперативностью
и многофакторностью
Наиболее эффективного использования компьютерных технологий в процессе выявления уровня знаний и умений можно достичь при построении целостной системы компьютерного контроля. Средства ИКТ, входящие в состав такой системы, должны предусматривать:
Расчет данных на различные предметные области и способы деятельности;
Охват всех периодов обучения и изменяемость в зависимости от них;
Содержание различных форм, приёмов и способов;
Зависимость уровня проблемности контроля от уровня проблемности содержания и индивидуального уровня обученности;
Контроль за степенью достижения каждым тестируемым целевого уровня подготовки;
Поддержка
всех этапов обучения: от целеполагания
до оценочно-результативного этапа.
Любое
средство ИКТ представляет собой
целый комплекс различных составляющих,
каждый из которых решает одну из подзадач
общей технической задачи, стоящей
перед системой. В этом смысле средства
ИКТ, нацеленные на педагогический контроль
не являются исключением. В связи с этим
технологии разработки систем контроля,
как правило, состоят из различных этапов,
основные из которых отражены на рисунке.
В настоящее
время разработано достаточно большое
количество отечественных и зарубежных
средств ИКТ, нацеленных на выявление
уровня подготовленности учащихся. Однако
для большинства из них наряду
с большим количеством
Рассмотрим
эти аспекты на примере одного
из наиболее распространенных
направлений, связанных с
Среди
наиболее существенных
необходимость
формулирования вариантов ответов
на тестовые задания по принципу “один
абсолютно правильный” - “N абсолютно
неправильных”. Это не дает возможности
организовать полноценное тестирование
по слабо формализованным
примитивность и негибкость процедур расчета итоговой оценки, сводимых либо к определению отношения количества правильных ответов к количеству заданных вопросов, либо к суммированию баллов, назначаемых за каждый правильный ответ;
невозможность
автоматизации разнообразных
значительная
трудоемкость ручного формирования
такого множества тестовых заданий
и вариантов ответов на каждое
из них, которое позволит исключить
или минимизировать вероятность
предъявления одного и того же задания
различным тестируемым при параллельной
проверке их знаний.
Особенно ярко указанные недостатки автоматизированного тестирования проявляются при контроле знаний по дисциплинам гуманитарного, социально-экономического и общественно-политического циклов. В силу их диалектичности степень формализации знаний по этим дисциплинам слишком низка, чтобы наличие знаний могло определяться по тому, насколько хорошо помнит экзаменуемый отдельные факты, точные определения или конкретные формулы и правила их применения.
В
числе проблем, которые
Исходя из необходимости повышения эффективности учебного процесса и из возможности применения современных информационных и коммуникационных технологий, наиболее перспективным и целесообразным представляется автоматизация процесса педагогического тестирования. Всеобщий интерес к подобному способу оценивания знаний предопределили его положительные стороны:
высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования,
возможность одновременного проведения тестирования на нескольких компьютерах,
возможность
организации дистанционного тестирования
посредством локальной
Определенный интерес представляет выявление роли и значимости тестирования на различных этапах контроля и оценивания знаний, а также его применимость при изучении различных дисциплин. Не вызывает сомнений целесообразность применения традиционных автоматизированных систем контроля знаний при изучении дисциплин, ориентированных на усвоение обучаемыми конечного множества фактов либо однозначно трактуемых правил. Примером подобной ситуации можно считать экзамен на знание правил дорожного движения.
Компьютерные
системы выявления уровня
Таким
образом, для многих дисциплин,
Компьютерное
программное средство контроля
знаний будет признаваться
Построение
такого средства ИКТ требует
применения специализированных
подходов к представлению и
обработке знаний. Сформулируем
основные принципы построения
компьютерной системы контроля
знаний, основанные на методах
и моделях, развиваемых в
Схема 01.
Множество
требований, предъявляемых к компьютерному
программному средству
Переход от задания истинности предлагаемых вариантов ответов в категориях дихотомических шкал (“правильно - неправильно”) к более общей и универсальной схеме оценивания ответов функциями предпочтения, определяемыми в категориях нечеткой логики. Заметим, что такой переход не противоречит традиционному подход, поскольку в соответствии с современными представлениями двоичная логика может считаться частным случаем нечеткой логики;
Переход от индивидуальной организации теста к коллегиальной экспертной подготовке всех его этапов, что увеличит доверие конечных пользователей к компьютерной системе контроля знаний и повысит валидность результатов тестирования;
Количественное
определение сложности и
Разбиение множества тестовых заданий на тематические подмножества, элементы которых семантически коррелируют друг с другом, с обязательным ранжированием как тестовых заданий внутри каждого подмножества, так и выделенных подмножеств между собой. Реализация этого принципа создаст объективную основу для формализации ряда применяемых в настоящее время “ручных” методик контроля знаний, таких, например, как оценивание широты или глубины знаний и т.п.;
Переход от характерного для современных компьютерных средств использования программно реализованных алгоритмов прямого тестирования, при котором выбор очередного задания практически не зависит от ответов тестируемого на предыдущие вопросы, к модульному конструированию при подготовке теста;
Переход к построению алгоритмов адаптивного тестирования, обусловливающих выбор очередного i-го задания ответами обучаемого на предыдущих (i — 1)-м, (i — 2)-м, ..., и т.д. шагах теста. Реализация этого принципа позволит формализовать широко применяемые в педагогической практике методики дополнительных, наводящих и уточняющих вопросов;
Построение, унифицированное описание и однотипная реализация в рамках одной и той же компьютерной системы контроля знаний набора алгоритмов тестирования, реализующих различные методики контроля и предоставление организатору тестирования возможности выбирать в конкретной ситуации те из них, применение которых либо предписывается нормативными документами, либо определяется его собственными предпочтениями;
Создание
инструментария для построения, настройки
и модификации различных шкал
итогового оценивания знаний, включая
как возможность изменения
Автоматизация на основе возможностей компьютерной техники наиболее трудоемкого этапа подготовительной стадии тестирования, связанного с формированием множества тестовых заданий и вариантов ответов на них. Базис этой процедуры могут составить, в частности, формализованная модель знаний по изучаемой дисциплине, представленная в виде структурированной семантической сети и известные из инженерии знаний фрейм-технологии.
Использование при разработке тестовых материалов, компьютерных средств контроля знаний и при их практическом применении самых современных и наиболее эффективных аппаратных и программных компьютерных средств. Построение гетерогенных компьютерных средств, доступных к использованию в большинстве учебных заведений и центров тестирования;
Предусмотрение во всех вновь разрабатываемых программных средствах компьютеризированного тестирования возможности использования современных информационных средств компьютерных телекоммуникаций;
Информация о работе Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании