Одной
из ключевых характеристик мультимедиа,
значимых с точки зрения использования
в системе открытого образования
является интерактивность мультимедийных
приложений.
При использовании
систем мультимедиа в открытом образовании
не следует забывать, что мультимедиа
может рассматриваться как средство
обучения и средство связи. В различных
открытых академических контекстах
мультимедийные продукты и услуги Интернет
могут использоваться как для выработки
созидательных навыков, так и для развития
критического мышления с тем, чтобы уровень
подготовки учащихся соответствовал новым
потребностям общества, основанного на
обучении и сетевых технологиях.
Более
того, средства мультимедиа могут
быть использованы для улучшения
процесса открытого обучения как
в конкретных предметных областях, так
и в дисциплинах, находящихся на стыке
нескольких предметных областей.
На
эффективность системы открытого
образования в значительной степени
влияет также среда, в которой
протекает учебный процесс. В
это понятие входит структура
учебного процесса, его условия
и доступность (общество, библиотеки,
центры мультимедийных ресурсов, компьютерные
лаборатории и т.п.).
В
этом смысле мультимедийные приложения
могут быть использованы как одна из многочисленных
возможных сред обучения, применимая в
многочисленных проектах открытого образования,
в которых обучаемые размышляют об изучаемой
предметной области и участвуют в диалоге
со своими сокурсниками и преподавателями,
обсуждая ход и результаты своего обучения.
2.
Гипертекст и гипермедиа
– основные формы представления
содержания учебных
средств ИКТ
Существует
большое количество различных информационных
технологий, так или иначе основанных
на явных или неявных информационных
структурах. Тем не менее, в настоящее
время появилась довольно емкая
технология, вмещающая в себя практически
все разрозненные методы представления
структурированной информации и
получившая широкое распространение
благодаря базированию на ней
основных телекоммуникационных систем,
таких как Интернет. Речь идет о
гипертекстовых технологиях, и связанных
с ними технологиями мульти- и гипермедиа.
В
основе гипертекстового представления
информации лежит идея расширения
традиционного понятия текста, путем
введения понятия нелинейного
текста, в котором между выделенными
текстовыми фрагментами устанавливаются
перекрестные связи и определяются
правила перехода от одного
фрагмента текста к другому.
При этом получается сеть, которая
называется гипертекстом или
нелинейным текстом.
Основная
идея гипертекстовых систем заключается
в концепции автоматически поддерживаемых
связей между различными фрагментами
информации (информационные единицы).
Поддержка таких связей позволяет
организовывать "нелинейные" информационные
структуры. Существует много различных
определений гипертекстовой системы,
отражающих те или иные аспекты последней.
В качестве примера можно привести определение,
данное В.Л. Эпштейном и опубликованное
в статье “Введение в гипертекст и гипертекстовые
системы” на Интернет-сайте www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm.
Согласно этого определения "…гипертекстовой
системой называется информационная система,
способная хранить информацию в виде электронного
текста, позволяющая устанавливать электронные
связи между любыми "информационными
единицами", хранящимися в ее памяти,
и вызывать их на экран монитора "простым
нажатием кнопки". Гипертекстовая система
позволяет автору любого текста записать
в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов,
фрагментов) и открывает читателю прямой
доступ к этой сети идей автора…".
Введение
понятий гипертекст и гиперзапись
приписывается Теду Нельсону в 60-х годах
прошлого века. В одной из своих ранних
статей “Информационные системы будущего”
он писал: “Гипертекст представляет собой
комбинацию текстов, созданную применительно
к возможностям ЭВМ обрабатывать и отображать
информацию. Гипертекст может отличаться
от обычного текста порядком следования
материала, элементы гипертекста могут
размещаться в виде иерархического дерева
или сети организаций (он может иметь несколько
уровней краткости изложения и детализации
материала), способом представления материала
и т.д.”
Одной
из первых гипертекстовых систем можно
считать проект Augment, разработанный
в 69–71 годах группой ученых Стендфорского
университета под руководством Дугласа
Энгельбарта. До начала 80-х годов гипертекст
развивался в основном как экспериментальный
метод, и только технологическая революция,
связанная с электронно-вычислительными
машинами, привела к появлению разнообразных
гипертекстовых систем и обеспечила возможность
использования их во всех сферах деятельности.
Компьютерному
гипертексту предшествовал гипертекст
ручной, один из вариантов которого
– традиционное использование
карточек. Такие карточки можно
нумеровать и снабжать взаимными
ссылками. Их часто распределяют
по рубрикам, т.е. им придается
иерархическая организация (в
некотором ящике или пакете). Удобство
таких карточек состоит в том,
что, имея небольшой размер, они
разбивают записи на малые
части. Пользователь может легко
реорганизовать картотеку с учетом новой
информации. Но, конечно, с увеличением
объема такой картотеки, работать с ней
становится все труднее.
Другой
вариант ручного гипертекста
– это справочная книга, такая,
например, как словарь или энциклопедия.
Статьи или определения, даваемые
в таких книгах, содержат явные
ссылки друг на друга, последовав
за этими ссылками, читатель получает
более богатую информацию. Каждой
такой книге можно поставить
в соответствие сеть с текстовыми
узлами и связями-ссылками.
Многие
века существуют документы, где
внутренние перекрестные ссылки
и отсылки к другим документам
образуют значительную долю содержания.
Таковы, например, Талмуд с его
обильным использованием аннотаций
и встроенным в текст комментарием,
а также сочинения Аристотеля,
в которых ссылки на другие
источники играют огромную роль.
Еще
один важный пример – печатные
издания Библии. В них текст
каждой из ее книг-частей делится
на главы, а те, в свою очередь,
на стихи. Главы пронумерованы
внутри каждой книги, стихи
– внутри каждой главы. Стих
может состоять из части грамматического
предложения, одного целого предложения
или нескольких фраз. В подлинном
библейском тексте этого деления
нет. Оно было сделано учеными-богословами
для облегчения ссылок и цитат.
К примеру, деление Нового Завета
на стихи, ныне общепринятое, восходит
к XVI веку. Согласно этому делению,
Новый Завет (27 книг-частей) состоит
из 260 глав и, суммарно по всем
главам, из 7942 стихов.
В
этом случае гипертекст возникает
потому, что в современных изданиях
Библии текст идет в сопровождении
так называемых “параллельных
мест”, обычно в виде ссылок
на полях. Каждая такая ссылка
ставит в соответствие стиху,
который идет рядом, “параллельные”
стихи из этой же или других
книг-частей Библии (даются координаты
этих стихов). В комментариях объясняется,
что “параллельные места” указывают
на тождественные события и
“созвучные выражения”. Библейский
текст, по существу, превращен в гипертекстовую
сеть (граф) на узлах-стихах. Сеть имеет
огромные размеры: если взять лишь ее новозаветную
часть с ее внутренними “параллелями”,
то получилось бы почти 8 тысяч гипертекстовых
узлов (из них, правда, многие не имели
бы связей).
Все
эти примеры относят появление
гипертекста к далеким временам.
Сейчас, однако, немало специалистов,
которые считают, что об истинном
гипертексте можно говорить лишь
в том случае, когда перемещение
по связям поддерживается компьютером.
Люди,
впервые описавшие гипертекст, –
В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон
– придерживались одного и того же взгляда
на гипертекст как на путь к максимально
тесному взаимодействию человека с компьютером,
и этот взгляд сохранился в гипертекстовом
сообществе до сих пор.
Широчайшее
использование гипертекста как в учебной,
так и в профессиональной деятельности
обусловлено большим количеством преимуществ,
которое дает данная система представления
информации. В их числе:
возможность
использования гипертекста для
автоматизированного обучения. Он позволяет
обучаемым просматривать не только большую
группу элементов, но и изучать механизм
образования ассоциативных связей;
предоставление
возможности навигации в больших
базах данных. Независимо от объема
гипертекстовая система может обеспечить
доступ к необходимой информации,
предложить поисковую стратегию, построенную
с учетом интересов конкретного
пользователя;
обеспечение
поддержки интеллектуальной деятельности,
поскольку гипертекст дает подсказку
о связях каждого аспекта или
понятия, чем обеспечивает более
легкий доступ к информационным массивам;
отсутствие
ограничений в области применения
и направления деятельности пользователя
гипертекстовой системы;
организация
информации по семантическим критериям,
благодаря чему возникает эффект
объективной информационной среды.
Перечисленные
свойства делают гипертекст универсальным
средством, использование которого
не зависит от специфики образовательной
области. Однако, у подобных информационных
систем есть и особенности, относящиеся
в большей мере к организации и реализации
учебного процесса. Имеет смысл говорить
о следующих педагогических аспектах
использования гипертекста:
изучение
материала, построенного по принципу гипертекста,
удобно для восприятия и оказывает
положительное влияние на запоминание
основного материала;
гипертекст,
примененный на практическом занятии,
дает обучаемым динамическую систему,
в которой имеются разные возможности,
и при этом позволяет реализовать как
самостоятельную работу, так и активные
действия обучаемых;
работа
с гипертекстом повышает интеллектуальный
уровень обучаемых;
обучение,
основанное на работе с гипертекстовым
представлением информации, заставляет
обучаемых задумываться о наличии
информации разных видов и многовариантности
способов ее представления;
изучение
материала, преподаваемого посредством
гипертекста, вырабатывает у учащихся
четкое понимание структуры изучаемого;
гипертекст
является еще одним практическим
средством, способствующим проникновению
компьютерной и телекоммуникационной
техники в учебный процесс.
Гипертекстовые
системы являются удобным средством
для педагогов по разработке лекций,
семинаров, лабораторных и практических
работ. Так, при планировании занятий
преподаватель может предусмотреть
раздачу текстовых и графических
материалов, наглядные демонстрации
нового материала, кратковременные
фронтальные опросы, контрольные
с быстрой автоматической проверкой,
практикумы по решению вычислительных
задач с возможностью получения подсказки.
Кроме
того, современные телекоммуникационные
системы, такие как всемирная
сеть Интернет, предоставляют огромный
поток информации, полезной для
учебного процесса и организованной
по принципам гипертекста, работая
с которым педагог может добавить
в каждую лекцию или семинар
новые сведения о изучаемом объекте
или явлении
Гипертекст
не является высшей и наиболее
универсальной стадией представления
и организации информации, поскольку
увязывает с учетом некоторой
структуры информацию только
одного типа – текстовую. Внедрение
телекоммуникаций и повсеместное
использование информационных технологий
в образовании привели к созданию
более прогрессивных информационных
средств – систем гипермедиа.
Уже отмечалось, что гиперсредой
или гипермедиа называется гипертекст,
в состав которого входит структурированная
информация разных типов.
В
настоящее время практически
невозможно найти учебную область,
для которой не существовало
бы электронных информационных
мультимедийных энциклопедий, справочников
и учебных пособий, каждое из которых является
гипермедиа-системой, сочетающей текст,
фотографии, видеофрагменты, связанные
по смыслу между собой. Часть подобных
пособий размещена в Интернете в виде
сайтов.
Рассмотрим
гипертекст более подробно. Основным
компонентом гипертекста является
справочная или информационная
статья, состоящая из заголовка,
в котором обозначена ее тема,
собственно текста и списка
ссылок на родственные статьи.
Для удобства пользования гипертекст
может быть снабжен алфавитным
указателем (оглавлением, глоссарием
или индексом) и списком главных
тем.