Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:54, контрольная работа

Описание

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы (операционные системы, служебные или сервисные программы), прикладные программы (программное обеспечение для работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д) и инструментальные средства (программы, предназначенные для разработки программного обеспечения).

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Применение систем мультимедиа в открытом образовании…………….
2. Гипертекст и гипермедиа – основные формы представления содержания учебных средств ИКТ……………………………………………………………
3. Измерение результатов обучения в условиях применения средств ИКТ….
4. Применение средств моделирования и систем “виртуальная реальность” в открытом образовании………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная ИНФОРМ.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования  в системе открытого образования  является интерактивность мультимедийных приложений. 

  

При использовании  систем мультимедиа в открытом образовании  не следует забывать, что мультимедиа  может рассматриваться как средство обучения и средство связи. В различных  открытых академических контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернет могут использоваться как для выработки созидательных навыков, так и для развития критического мышления с тем, чтобы уровень подготовки учащихся соответствовал новым потребностям общества, основанного на обучении и сетевых технологиях.

 Более  того, средства мультимедиа могут  быть использованы для улучшения  процесса открытого обучения как в конкретных предметных областях, так и в дисциплинах, находящихся на стыке нескольких предметных областей.

 На  эффективность системы открытого  образования в значительной степени  влияет также среда, в которой  протекает учебный процесс. В  это понятие входит структура  учебного процесса, его условия  и доступность (общество, библиотеки, центры мультимедийных ресурсов, компьютерные лаборатории и т.п.).

 В  этом смысле мультимедийные приложения могут быть использованы как одна из многочисленных возможных сред обучения, применимая в многочисленных проектах открытого образования, в которых обучаемые размышляют об изучаемой предметной области и участвуют в диалоге со своими сокурсниками и преподавателями, обсуждая ход и результаты своего обучения. 

2. Гипертекст и гипермедиа – основные формы представления содержания учебных средств ИКТ 

Существует  большое количество различных информационных технологий, так или иначе основанных на явных или неявных информационных структурах. Тем не менее, в настоящее  время появилась довольно емкая  технология, вмещающая в себя практически  все разрозненные методы представления  структурированной информации и  получившая широкое распространение  благодаря базированию на ней  основных телекоммуникационных систем, таких как Интернет. Речь идет о  гипертекстовых технологиях, и связанных  с ними технологиями мульти- и гипермедиа.

 В  основе гипертекстового представления  информации лежит идея расширения  традиционного понятия текста, путем  введения понятия нелинейного  текста, в котором между выделенными  текстовыми фрагментами устанавливаются  перекрестные связи и определяются  правила перехода от одного  фрагмента текста к другому.  При этом получается сеть, которая  называется гипертекстом или  нелинейным текстом.

 Основная  идея гипертекстовых систем заключается  в концепции автоматически поддерживаемых  связей между различными фрагментами  информации (информационные единицы). Поддержка таких связей позволяет  организовывать "нелинейные" информационные  структуры. Существует много различных определений гипертекстовой системы, отражающих те или иные аспекты последней. В качестве примера можно привести определение, данное В.Л. Эпштейном и опубликованное в статье “Введение в гипертекст и гипертекстовые системы” на Интернет-сайте www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm. Согласно этого определения "…гипертекстовой системой называется информационная система, способная хранить информацию в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми "информационными единицами", хранящимися в ее памяти, и вызывать их на экран монитора "простым нажатием кнопки". Гипертекстовая система позволяет автору любого текста записать в явной форме сеть идей (мыслей, тезисов, фрагментов) и открывает читателю прямой доступ к этой сети идей автора…".

 Введение  понятий гипертекст и гиперзапись приписывается Теду Нельсону в 60-х годах прошлого века. В одной из своих ранних статей “Информационные системы будущего” он писал: “Гипертекст представляет собой комбинацию текстов, созданную применительно к возможностям ЭВМ обрабатывать и отображать информацию. Гипертекст может отличаться от обычного текста порядком следования материала, элементы гипертекста могут размещаться в виде иерархического дерева или сети организаций (он может иметь несколько уровней краткости изложения и детализации материала), способом представления материала и т.д.” 

Одной из первых гипертекстовых систем можно  считать проект Augment, разработанный в 69–71 годах группой ученых Стендфорского университета под руководством Дугласа Энгельбарта. До начала 80-х годов гипертекст развивался в основном как экспериментальный метод, и только технологическая революция, связанная с электронно-вычислительными машинами, привела к появлению разнообразных гипертекстовых систем и обеспечила возможность использования их во всех сферах деятельности.

 Компьютерному  гипертексту предшествовал гипертекст  ручной, один из вариантов которого  – традиционное использование  карточек. Такие карточки можно  нумеровать и снабжать взаимными  ссылками. Их часто распределяют  по рубрикам, т.е. им придается  иерархическая организация (в  некотором ящике или пакете). Удобство  таких карточек состоит в том,  что, имея небольшой размер, они  разбивают записи на малые  части. Пользователь может легко реорганизовать картотеку с учетом новой информации. Но, конечно, с увеличением объема такой картотеки, работать с ней становится все труднее.

 Другой  вариант ручного гипертекста  – это справочная книга, такая,  например, как словарь или энциклопедия. Статьи или определения, даваемые  в таких книгах, содержат явные  ссылки друг на друга, последовав  за этими ссылками, читатель получает  более богатую информацию. Каждой  такой книге можно поставить  в соответствие сеть с текстовыми  узлами и связями-ссылками.

 Многие  века существуют документы, где  внутренние перекрестные ссылки  и отсылки к другим документам  образуют значительную долю содержания. Таковы, например, Талмуд с его  обильным использованием аннотаций  и встроенным в текст комментарием, а также сочинения Аристотеля, в которых ссылки на другие  источники играют огромную роль.

 Еще  один важный пример – печатные  издания Библии. В них текст  каждой из ее книг-частей делится  на главы, а те, в свою очередь,  на стихи. Главы пронумерованы  внутри каждой книги, стихи  – внутри каждой главы. Стих  может состоять из части грамматического  предложения, одного целого предложения  или нескольких фраз. В подлинном  библейском тексте этого деления  нет. Оно было сделано учеными-богословами  для облегчения ссылок и цитат.  К примеру, деление Нового Завета  на стихи, ныне общепринятое, восходит  к XVI веку. Согласно этому делению,  Новый Завет (27 книг-частей) состоит  из 260 глав и, суммарно по всем  главам, из 7942 стихов.

 В  этом случае гипертекст возникает  потому, что в современных изданиях  Библии текст идет в сопровождении  так называемых “параллельных  мест”, обычно в виде ссылок  на полях. Каждая такая ссылка  ставит в соответствие стиху,  который идет рядом, “параллельные”  стихи из этой же или других  книг-частей Библии (даются координаты  этих стихов). В комментариях объясняется,  что “параллельные места” указывают  на тождественные события и  “созвучные выражения”. Библейский  текст, по существу, превращен в гипертекстовую сеть (граф) на узлах-стихах. Сеть имеет огромные размеры: если взять лишь ее новозаветную часть с ее внутренними “параллелями”, то получилось бы почти 8 тысяч гипертекстовых узлов (из них, правда, многие не имели бы связей).

 Все  эти примеры относят появление  гипертекста к далеким временам. Сейчас, однако, немало специалистов, которые считают, что об истинном  гипертексте можно говорить лишь  в том случае, когда перемещение  по связям поддерживается компьютером.

 Люди, впервые описавшие гипертекст, –  В. Буш, Д. Энгельбарт, Т. Нельсон – придерживались одного и того же взгляда на гипертекст как на путь к максимально тесному взаимодействию человека с компьютером, и этот взгляд сохранился в гипертекстовом сообществе до сих пор.

 Широчайшее  использование гипертекста как в учебной, так и в профессиональной деятельности обусловлено большим количеством преимуществ, которое дает данная система представления информации. В их числе:

возможность использования гипертекста для  автоматизированного обучения. Он позволяет  обучаемым просматривать не только большую группу элементов, но и изучать механизм образования ассоциативных связей;

предоставление  возможности навигации в больших  базах данных. Независимо от объема гипертекстовая система может обеспечить доступ к необходимой информации, предложить поисковую стратегию, построенную  с учетом интересов конкретного  пользователя;

обеспечение поддержки интеллектуальной деятельности, поскольку гипертекст дает подсказку  о связях каждого аспекта или  понятия, чем обеспечивает более  легкий доступ к информационным массивам;

отсутствие  ограничений в области применения и направления деятельности пользователя гипертекстовой системы;

организация информации по семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект объективной информационной среды. 

Перечисленные свойства делают гипертекст универсальным  средством, использование которого не зависит от специфики образовательной  области. Однако, у подобных информационных систем есть и особенности, относящиеся в большей мере к организации и реализации учебного процесса. Имеет смысл говорить о следующих педагогических аспектах использования гипертекста:

изучение  материала, построенного по принципу гипертекста, удобно для восприятия и оказывает  положительное влияние на запоминание  основного материала;

гипертекст, примененный на практическом занятии, дает обучаемым динамическую систему, в которой имеются разные возможности, и при этом позволяет реализовать как самостоятельную работу, так и активные действия обучаемых;

работа  с гипертекстом повышает интеллектуальный уровень обучаемых;

обучение, основанное на работе с гипертекстовым представлением информации, заставляет обучаемых задумываться о наличии  информации разных видов и многовариантности способов ее представления;

изучение  материала, преподаваемого посредством  гипертекста, вырабатывает у учащихся четкое понимание структуры изучаемого;

гипертекст  является еще одним практическим средством, способствующим проникновению  компьютерной и телекоммуникационной техники в учебный процесс. 

Гипертекстовые  системы являются удобным средством  для педагогов по разработке лекций, семинаров, лабораторных и практических работ. Так, при планировании занятий  преподаватель может предусмотреть  раздачу текстовых и графических  материалов, наглядные демонстрации нового материала, кратковременные  фронтальные опросы, контрольные  с быстрой автоматической проверкой, практикумы по решению вычислительных задач с возможностью получения подсказки.

 Кроме  того, современные телекоммуникационные  системы, такие как всемирная  сеть Интернет, предоставляют огромный  поток информации, полезной для  учебного процесса и организованной  по принципам гипертекста, работая  с которым педагог может добавить  в каждую лекцию или семинар  новые сведения о изучаемом объекте или явлении

 Гипертекст  не является высшей и наиболее  универсальной стадией представления  и организации информации, поскольку  увязывает с учетом некоторой  структуры информацию только  одного типа – текстовую. Внедрение  телекоммуникаций и повсеместное  использование информационных технологий  в образовании привели к созданию  более прогрессивных информационных  средств – систем гипермедиа. Уже отмечалось, что гиперсредой или гипермедиа называется гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов.

 В  настоящее время практически  невозможно найти учебную область,  для которой не существовало  бы электронных информационных  мультимедийных энциклопедий, справочников и учебных пособий, каждое из которых является гипермедиа-системой, сочетающей текст, фотографии, видеофрагменты, связанные по смыслу между собой. Часть подобных пособий размещена в Интернете в виде сайтов.

 Рассмотрим  гипертекст более подробно. Основным  компонентом гипертекста является  справочная или информационная  статья, состоящая из заголовка,  в котором обозначена ее тема, собственно текста и списка  ссылок на родственные статьи. Для удобства пользования гипертекст  может быть снабжен алфавитным  указателем (оглавлением, глоссарием  или индексом) и списком главных  тем.

Информация о работе Основные направления внедрения средств информационных технологий в образовании