Понятие и классификация автоматизированных информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:52, реферат

Описание

Автоматизированные информационные системы (АИС) относятся к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой физической размерностью, сколько в связи с многозначностью структурных отношений между их компонентами . В рамках системного анализа сложные системы изучаются посредством разбиения на элементы: предполагается, что сложная система есть целое, состоящее из взаимосвязанных частей, которые не могут быть определены априорно, а строятся или выбираются в процессе декомпозиции (физической или концептуальной) исходной системы [2|. Поэтому, прежде чем непосредственно перейти к изучению АИС, рассмотрим основные понятия и подходы к классификации информационных систем (И С) вообще.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем 3
2. Автоматизированные информационно-справочные системы 9
3. Классификация автоматизированных информационно-справочных систем 12
4. Автоматизированная информационно-справочная система «Статистика-регион» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

статистика-регион.docx

— 625.19 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем 3

2. Автоматизированные информационно-справочные системы 9

3. Классификация автоматизированных информационно-справочных систем 12

4. Автоматизированная информационно-справочная система «Статистика-регион» 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Первые  информационные системы появились  в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

60-с гг. знаменуются изменением отношения  к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только считать зарплату, как было ранее. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений). Именно в то время появилась концепция систем поддержки принятия решений. Эти системы должны были обеспечить менеджеров специализированной и интерактивной поддержкой процессов принятия уникальных решений проблем в реальном мире.

К концу 80-х гг. концепция использования  информационных систем вновь изменяется. Развитие мощность компьютеров, пакетов прикладных программ и телекоммуникационных сетей дало толчок к появлению феномена конечного пользователя.

Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации  любого профиля. Информационные системы  этого периода, предоставляя вовремя  нужную информацию, помогают организации  достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и  многое другое.

1. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем

Автоматизированные  информационные системы (АИС) относятся  к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой  физической размерностью, сколько в  связи с многозначностью структурных  отношений между их компонентами . В рамках системного анализа сложные системы изучаются посредством разбиения на элементы: предполагается, что сложная система есть целое, состоящее из взаимосвязанных частей, которые не могут быть определены априорно, а строятся или выбираются в процессе декомпозиции (физической или концептуальной) исходной системы [2|. Поэтому, прежде чем непосредственно перейти к изучению АИС, рассмотрим основные понятия и подходы к классификации информационных систем (И С) вообще.

В настоящее  время нет единого определения  ИС и нет единой их классификации  в связи с динамично протекающими процессами накопления знаний в области  информационных технологий, поэтому  приведем для сравнения наиболее существенные.

Информационная система – совокупность информационных, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов предназначенная для сбора, хранения, обработки и выдачи информации и принятия управленческих решений.

Актуальной  задачей в информационном плане  на сегодняшний день для предприятий  и корпораций всех организационных  форм и видов собственности и  в любой предметной области является обеспечение надежного управления всем объемом разнородных данных, которые порождаются, хранятся и  используются в различных ИС, существующих на предприятии и связанных с  информационной поддержкой продукции (услуг) в течение ее жизненного цикла. Разнообразие проблем, решаемых с помощью ИС, привело к появлению разнотипных систем, различающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

ИС можно классифицировать по различным признакам. В основу нижеприведенной классификации [19] положен ряд существенных признаков, определяющих функциональные возможности и особенности построения современных систем; также принимались во внимание объем решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования и т. д. (рис. 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация  информационных систем

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции.

В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой (организацией), ИС делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

Ручные  ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные  ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятий «информационная система» и «автоматизированная система».

Так, в ГОСТ 34.003–90 приводится нижеследующее определение.

Автоматизированная система (АС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.

Комплекс средств автоматизации (КСЛ) – совокупность всех компонентов АС, за исключением персонала.

Пользователь  АС – лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования.

В зависимости от характера обработки данных АИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих АИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем свойственны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных, например АИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета. Советующие АИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных (например, экспертные системы).

В зависимости от сферы применения различают следующие классы АИС.

Системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

Системы управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т. п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

Системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники, сооружений или технологий. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) АИС используются для автоматизации всех функций фирмы (корпорации) и охватывают весь цикл работ – от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Анализ  современного состояния рынка АИС  показывает устойчивую тенденцию роста  спроса на информационные системы организационного управления. Причем продолжает расти  спрос именно на интегрированные  системы. Автоматизация отдельной  функции, например, бухгалтерского учета  или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В табл. 1 приведен перечень наиболее популярных в настоящее время программных продуктов для реализации АИС организационного управления различных классов.

Таблица 1. Позиционирование на рынке АИС

Локальные

Малые

Средние

Крупные

 

интегрированные

интегрированные

интегрированные

Супер-Менеджер

Соncorde ХАL Ехасt

Microsoft-Business

SAP/RЗ(SАР АG)

Инотек

NC-2000 Рlatinum

Solutions-Navision

Вааn (Вааn)

Инфософт

РRO/МIS

Microsoft-Business

ВРСS (IТS/SSА)

БЭСТ

Scala SunSystems

Microsoft-Axapta.

0гас1е АррlicationS

Турбо-Бухгалтер

БЭСТ-ПРО

МFG-Рго (OАD/ВМS)

(0гасlе)

Инфо-Бухгалтер

1С-Предприятие

БОСС-Корпорация

Галактика

Парус

Ресурс

Эталон

SyteLine (СOKAП/SYMIX)

 

В интегрированных АИС выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы информационно обслуживают определенные виды деятельности, характерные для структурных подразделений предприятия или функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем.

Функциональная подсистема представляет собой комплекс задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей понимается некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Состав функциональных подсистем определяется характером и особенностями автоматизируемой деятельности, отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером предприятия. Деление АИС на функциональные подсистемы может строиться по различным принципам: предметному; функциональному; проблемному; смешанному (предметно-функциональному).

При использовании предметного принципа выделяют подсистемы, отвечающие за управление отдельными ресурсами: управление сбытом, управление производством, управление финансами, управление персоналом и т. д. При этом в подсистемах рассматривается решение задач на всех уровнях управления, обеспечивая интеграцию информационных потоков по вертикали (табл. 2).

Таблица 2. Функциональные подсистемы, выделенные по предметному принципу

Уровни

Функциональные подсистемы

управления

Сбыт

Производство

Снабжение

Финансы

Стратегический уровень

Новые продукты и услуги. Исследования и разработки

Производственные мощности. Выбор  технологий технологии

Материальные источники. Товарный прогноз

Финансовые источники. Выбор модели уплаты налогов

Тактический уровень

Анализ и планирование объемов  сбыта

Анализ и планирование производственных программ

Анализ и планирование объемов  закупок

Анализ и планирование денежных потоков

Оперативный уровень

Обработка заказов клиентов. Выписка  счетов и накладных

Обработка производственных заказов

Складские операции. Заказы на закупку

Ведение бухгалтерских книг


 

Рассмотренная классификация АИС с указанными выше классификационными признаками не является единственной. Приведем пример классификации, где в качестве основного  классификационного признака рассматриваются  особенности автоматизируемой профессиональной деятельности – процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной.

2. Автоматизированные информационно-справочные системы

Информационно-справочные системы  предназначены для удовлетворения информационных запросов пользователей. Характерная особенность таких  систем – информация, найденная  в соответствии с запросом, не используется непосредствен- но в рамках этой же системы, а выдается пользователю, который  использует полученную информацию для  любых необходимых ему целей (но не в рамках самой информационной системы). Примером информационно-справочных систем могут служить системы  автоматизированного резервирования мест в пассажирском железнодорожном  транспорте и в аэрофлоте. Эти  системы являются также типичным примером оперативных информационных систем, так как практически каждое обращение в систему влечет за собой изменение текущего состояния  информационного фонда (бронируются  места, добавляются новые рейсы  и т.п.).

Информация о работе Понятие и классификация автоматизированных информационных систем