Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель: разработать и обосновать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать понятие самостоятельной работы и выявит особенности ее организации на уроках информатики;
- разработать, обобщить и систематизировать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ»;

Содержание

Пояснительная записка 3
Технология проектирования системы программированных заданий в школьном курсе «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 класса 13
Педагогические условия реализации курсового проекта «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса» 26
Список литературы 27
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.docx

— 85.39 Кб (Скачать документ)

Министерство  общего профессионального образования  Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой  проект

 

 

Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информатики

 

050202 Информатика

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Лотова Г.,

студентка 4 ИИ группы

Руководитель:

Шаркова Е.В.,

преподаватель математических дисциплин и информатики

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2012 

Оглавление

Пояснительная записка 3

Технология проектирования системы программированных заданий в школьном курсе «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 класса 13

Педагогические условия реализации курсового проекта «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса» 26

Список литературы 27

Приложение 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

На современном  этапе развития России происходит пересмотр  социальных требований к образованию. Это связано с тем, что в последнее время стремительно идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с информационными и коммуникационными процессами. Кроме того, влияние на процесс организации учебно-воспитательной работы оказывает переход на стандарты второго поколения, которые приоритетной задачей ставят получение выпускника со сформированным целостным, социально-ориентированным взглядом на мир, развитым к самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности, выпускника, обладающего навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. [ФГОС] Поэтому современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, должна формировать их активность и  самостоятельность. Эта задача  выступает  перед  каждым  учителем  в  числе  задач   первостепенной важности, так как в условиях самостоятельной работы учащихся роль обучения повышается. Когда учащийся сам продумал материал, применил теорию на практике, оценил изученные вопросы, выработал свое отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становятся идейными и профессиональными убеждениями. В связи с этим организация самостоятельной работы на уроках информатики является актуальной в нашем современном, информационном обществе.

Однако  в настоящее время существует ряд противоречий:

- между эффективностью  использования самостоятельной  работы на уроках и ее недостаточным  внедрением частью педагогов  в пропедевтический курс обучения информатике;

- между использованием программированных заданий на уроках для получения качественного результата и недостаточным количеством часов, отведенных на изучение информатики в соответствие с программой и ФГОС;

- между  необходимостью использования программированных  заданий, способствующих организации  самостоятельной работы учащихся на уроках информатики, и недостаточным количеством данных заданий по курсу «Информатика и ИКТ» в 5 классе.

Данные  противоречия указывают на проблему, которая актуальна для практической деятельности педагога при организации самостоятельной работы учащихся посредством применения программированных заданий на уроках информатики.

Тема нашего проекта: «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ»».

Цель: разработать и обосновать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ».

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- проанализировать  понятие самостоятельной работы и выявит особенности ее организации на уроках информатики;

- разработать,  обобщить и систематизировать  программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ»;

- описать технологию проектирования системы программированных заданий по разделу «Информация» для учащихся 5 класса;

-разработать  примерную программу опытно-поисковой  работы;

- подобрать  диагностический инструментарий.

Объект: процесс организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ».

Практическая  значимость данной работы состоит в  возможности развития самостоятельности, как одного из приоритетных качеств выпускника ООШ  в соответствие с ФГОС, которая в свою очередь позволяет формировать навыки самостоятельной работы на уроках информатики. Решение программированных заданий позволяет использовать такие формы работы, как самостоятельная. Это способствует развитию интеллектуальной, самостоятельной деятельности учащихся, что в следствие оказывает влияние на получение оптимального результата.

Самостоятельная работа на уроках информатики является эффективным средством организации процесса обучения, так как помогает решить ряд проблем, возникающих при проведении урока:

  1. разный уровень обученности учеников в области использования компьютера, так как те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше по уровню знаний и умений, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях; 
  2. низкий уровень сформированности самостоятельного получения знаний, отработки навыков и умений.

Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать эти проблемы.  Поэтому говоря о формировании у школьников навыков самостоятельной работы на уроках информатики, необходимо  иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из  них  заключается  в том,  чтобы  развить   у   учащихся   самостоятельность   в   познавательной деятельности, научить их  самостоятельно  овладевать  знаниями,  формировать свое  мировоззрение;  вторая – в  том,  чтобы  научить  их  самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. [Самохина] Данными вопросами занимались следующие педагоги-психологи и методисты: К. Кофка, О.Зельц, Л.М. Мардахаева, И.А. Каиров, Дж. Локк, И.Ф. Гербарт, Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, Н.Д. Угринович, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Н.А. Половникова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Макарова, И.Я Лернер, П.И. Пидкасистый, В.В. Мачульский, В.А. Могилев. 

Самостоятельная работа, представляющая, по общему признанию, сложное и многозначное явление, терминологически точно не определена, хотя её содержание однозначно интерпретируется всеми исследователями и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности школьника. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы вычленили следующие ее определения:

  • самостоятельная работа – это такая работа,  которая выполняется без непосредственного участия учителя,  но  по  его заданию,   в   специально предоставленное для этого время, при этом  учащиеся,  сознательно  стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и  выражая  в  той  или иной форме результат   умственных  или  физических действий (Б.П. Есипов); [20]
  • самостоятельная  работа,  по определению А.И. Зимней – это работа целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим  объектом в совокупности  выполняемых  действий  и  корригируемая  им  по  процессу  и результату деятельности. Её выполнение требует  достаточно  высокого  уровня самосознания,  рефлективности,   самодисциплины,   личной   ответственности, доставляет  ученику  удовлетворение  как  процесс  самосовершенствования   и самопознания;
  • самостоятельная работа в педагогическом словаре Г.М. Каджаспировой и А.Ю. Каджаспирова – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех его структурных компонентах; это средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на самообразование; [8, 134]
  • самостоятельная работа по определению В.А. Ситарова представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него;
  • самостоятельную работу можно определить как средство обучения, с помощью которого учитель организует деятельность ученика при работе и выполнении домашних заданий. Домашняя самостоятельная работа учащихся является составляющей учебного процесса. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, прекратить их забывание, развить индивидуальные склонности, способности учащихся.

На основании  анализа различных подходов понятия  «самостоятельна работа», мы придерживаемся определения, предложенного Пидкасистым П.И., так как, на наш взгляд, оно наиболее полно раскрывает сущность данного понятия и отражает новые концептуальные основы образования. «Самостоятельная работа» – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. [Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. –М.,1980.]

Самостоятельная работа направлена на освоение научных  знаний и практических умений без  непосредственного участия педагога. Она требует высокого уровня самосознания, самодисциплины, личной ответственности. В фундаментальное понятие «самостоятельная работа» включены следующие компоненты: функции, классификации, виды, типы. Рассмотрим подробнее все составляющие данного понятия.

Самостоятельная работа учащихся эффективна с точки  зрения трех позиций: дидактической, психологической и организационной. С организационной точки зрения признаками самостоятельной работы являются: наличие цели работы, четкое определение форм выражения результата (устная, письменная, практическая), обязательность выполнения работы каждым учеником. С дидактической и методической точки зрения самостоятельная работа по информатике связана с осуществлением целей: формирование способности разбираться в явлениях общественной жизни, объяснять их сущность; развитие познавательных способностей учащихся; обучение оценивающей деятельности; формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой; обучение применению полученных самостоятельным путем знаний в практической деятельности. [Журнал коллеги]

Самостоятельную работу следует выделить как ведущую  и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным,  неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда. Поэтому ее можно назвать высшей работой учебной деятельности школьника и отнести к компонентам целостного педагогического процесса. Поэтому самостоятельной работе присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. [20]

Существуют  различные классификации самостоятельных  работ.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  • закрепление полученных знаний, умений;
  • расширение и углубление учебного материала, проработанного на учебном занятии;
  • формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • выполнение индивидуальных заданий для подготовки к учебным занятиям (наблюдения, опыты, составление учебных пособий и др.)

По форме  организации выделяют такие самостоятельные  работы, как индивидуальные, групповые  и фронтальные.

Самостоятельная работа  – это многообразные  виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемые под руководством, но без непосредственного  участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это: конспектирование, выполнение заданий в рабочей тетради; творческие задание (доклады, сообщения и др.); контрольные и самостоятельные работы для проверки качества полученных знаний; графические работы (построение графиков, схем, диаграмм, составление таблиц); практические и лабораторные работы; устные ответы учащихся на основе самостоятельного обдумывания вопроса или задания и др.  (см. Приложение №1) [17, 372-378]

В основе государственного образовательного стандарта  начального общего образования лежит  системно-деятельностный подход, который  предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющие пути и способы достижения социально ожидаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного и среднего образования. В соответствие со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, развитие проектировочных умений в учебной деятельности, планирование своей деятельности с педагогом и сверстниками в учебном процессе. [25] Реализация данных требований нашла широкое отражение в школьных научно-исследовательских работах, которые реализуются учащимся самостоятельно, с помощью учителя. Научно-исследовательские работы школьников, в основном, реализуются с помощью технологии «проектного обучения». Основополагающими видом деятельности учащихся при реализации и выполнении своих проектов является самостоятельная работа, что позволяет обеспечить системно-деятельностный подход в обучении. Создание проектов младшими школьниками в курсе информатики направлено на овладение методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной деятельности.

Информация о работе Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати