Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание

Цель: разработать и обосновать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ».
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- проанализировать понятие самостоятельной работы и выявит особенности ее организации на уроках информатики;
- разработать, обобщить и систематизировать программированные задания по разделу «Информация», направленные на организацию самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ»;

Содержание

Пояснительная записка 3
Технология проектирования системы программированных заданий в школьном курсе «Информатика и ИКТ» для учащихся 5 класса 13
Педагогические условия реализации курсового проекта «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса» 26
Список литературы 27
Приложение 28

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект.docx

— 85.39 Кб (Скачать документ)

задание из системы упражнений отвечает сформированности умений  что способствует реализации ФГОС предметной подготовки 

Педагогические  условия реализации курсового проекта «Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса»

Третье тысячелетие ознаменовано утверждением в жизни нашей страны гуманистических и демократических идей, что в свою очередь ставит новые задачи перед педагогической наукой и практикой. Этим обусловлен переход российского образования на стандарты второго поколения, выделяющие одним из приоритетных качеств, которыми должен обладать выпускник ООШ, самостоятельность. Самостоятельность в свою очередь влияет на развитие навыков самостоятельной работы учащихся, поэтому задача школы, а, следовательно, каждого учителя – не только преподносить готовые знания, но и развивать интерес к учению, формировать навыки самостоятельной работы, вырабатывать потребность постоянного самообразования, потребность в новых знаниях, неутолимую пытливость и любознательность. К сожалению, эта задача решается еще слабо. Педагоги зачастую боятся применять такую форму организации учебных занятий, как самостоятельная работа, так как это может привести к ряду проблем: сложность в усвоении материала или его полное непонимание некоторыми учащимися, следовательно, низкий уровень предметных результатов, затруднения при дальнейшем изучении предмета.  Исходя из этого, возникает необходимость повышения уровня самостоятельной работы учащихся. Поэтому нами была разработана система программированных заданий по разделу «Информация» в 5 классе. Исполнитель – Лотова Галина Петровна, студентка 4 курса специальности 050202 Информатика. Руководитель – Шаркова Елена Валерьевна, преподаватель математических дисциплин и информатики.

Для выполнения идей опытно-поисковой работы нам необходимо создать систему программированных заданий, направленную на организацию самостоятельной работы учащихся на уроках информатики. Объектом опытно-поисковой работы является: процесс организации самостоятельной работы, а предметом – программированные задания по разделу «Информация» для 5 класса.

Цель опытно-поисковой работы: пробировать разработанные программированные задания, позволяющие повысить уровень сформированности навыков самостоятельной работу у учащихся 5 класса на уроках «Информатики и ИКТ». Мы будем проводить опытно-поисковую работу с целью определения того, что действительно изучение раздела «Информация» с помощью программированных заданий позволяет формировать навыки самостоятельной работы у учащихся 5 класса. По статусу опытно-поисковая работа является внутришкольной, по типу – формирующей, так как она позволяет целенаправленно развивать у учащихся самостоятельную работу. Опытно-поисковая работа предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на испытуемых для того, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития. В связи с этим можно определить педагогическую цель и задачи опытно-поисковой работы. Цель: повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы у учащихся 5 класса с помощью внедрения разработанных нами программированных заданий в учебный процесс. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  1. организовать учебный процесс на основе разработанной системы программированных заданий по разделу «Информация»;
  2. подобрать диагностический инструментарий;
  3. продиагностировать у обучающихся уровень сформированности навыков самостоятельной работы;
  4. провести повторную диагностику обучающихся;
  5. проанализировать результаты экспериментальной деятельности.
  6. внести коррективы, связанные с пробацией и рекомендациями руководителя преддипломной практики.

Гипотеза: если использовать  решение программированных заданий по разделу «Информация» на уроках информатики и ИКТ в 5 классе, то у учащихся повысится уровень организации самостоятельной работы.

Масштабность  опытно-поисковой работы определяется в соответствии с графиком преддипломной практики ГБОУ СПО СО КПК, несколько уроков по разделу «Информация» в курсе «Информатик и ИКТ» в 5 классе. Этим обусловлены сроки опытно-поисковой работы, осуществление которой предполагает три этапа:

1. Подготовительный (2011-2012 учебный год, до декабря  2012 года).

2. Рабочий  (сроки преддипломной практики  по графику учебного процесса ГОУ СПО КПК 2012-2013 учебного года).

3. Аналитический  (апрель-май 2013 года).

На подготовительном этапе деятельность направлена на разработку программированных заданий по разделу  «Информация» в 5 классе, подбор диагностического инструментария для отслеживания уровня сформированности навыков самостоятельной работы учащихся 5 класса ООШ.

Рабочий этап будет осуществляться в рамках преддипломной практики, на базе МБОУ КГО №6 ООШ г. Камышлова. Реализация использования программированных заданий по разделу «Информация» будет проходить в рамках уроков информатики в 5 классе.

Целью аналитического этапа выступает анализ проделанной  работы на рабочем этапе, который  позволяет сделать вывод о  том, что использование программированных  заданий по разделу «Информация» формирует самостоятельную работу у учащихся 5 класса.

Опытно-поисковая  работа проводится составом:

  • разработчик – подготовка и осуществление опытно-поисковой работы, обработка ее результатов;
  • научный руководитель – определение стратегии деятельности, помощь в обработке результатов;
  • учащиеся (выборная совокупность) – выполняют предложенные разработчиком задания;
  • учитель – руководитель практики, наблюдающий и оценивающий опытно-поисковую работу.

Для проведения опытно-поисковой работы необходима научно-методическая обеспеченность: класс учебно-вычислительной техники, оборудованный в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10

Для успешной организации опытно-поисковой деятельности необходимо соблюдение социально-педагогических и психолого-дидактических условий.

Социально - педагогические условия:

  1. необходимые средства обучения (в нашем случае система программированных заданий);
  2. учитель, использующий разнообразные методы координирования самостоятельной работы, умеющий оказать помощь, направить ребенка в нужное русло работы, способный указать на допущенные ошибки и пути их исправления;
  3. доверительность отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, что способствует установлению благоприятного психологического климата на занятии.

Социально - дидактические:

  1. наличие у учащихся уровня сформированности предметных, метапредмтеных результатов для возможности организации самостоятельной работы на уроках «Информатики и ИКТ»;
  2. соблюдение дидактических принципов и правил организации образовательного процесса на уроках информатики при использовании системы программированных заданий для развития навыков самостоятельной работы;
  3. применение субъектных форм взаимодействия «учитель-ученик».

Для отслеживания уровня сформированности навыков самостоятельной работы используется диагностический инструментарий А.С. Ячиной и Е.В. Заика(см. Приложение 4), А.И. Зимней (см. Приложение 5). На основе критериев: 0 – не проявляется; 1 – единичные случаи проявления; 2 – проявляется фрагментарно, в недостаточной степени; 3 – проявляется оптимально (А.С. Ячиной и Е.В. Заика); 0– не проявляется, 1– проявляется на критическом уровне, 2 – проявляется на достаточном уровне, 3– проявляется на оптимальном уровне (А.И. Зимней) – выделяются следующие показатели:

  • быстрота выполнения действий (количество затраченного времени на выполнение заданий);
  • умение выполнять задание по образцу;
  • самостоятельное выполнение заданий без помощи учителя;
  • умение вступать в диалог при представлении конкретного результата своей самостоятельной работы;
  • умение работать в индивидуальном и групповом режиме;
  • уверенность в себе, естественность включенности в работу, предложенную педагогом

На основании  показателей можно определить уровень сформированности самостоятельной работы: 18-16 – оптимальный уровень; 15-11 – достаточный уровень; 10-5 – допустимый уровень; менее 5 – критический уровень.

При реализации опытно-поисковой работы могут возникнуть негативные моменты:

  • неготовность учащихся работать самостоятельно при решении программированных заданий;
  • предлагаемые виды заданий не интересны учащимся, либо вызовут трудности при их выполнении;
  • неприятие демократического стиля отношений и не подчинение общим требованиям отдельными учениками;
  • разный уровень компьютерной грамотности некоторых учащихся не позволит организовать учебное задание.

Компенсировать  отрицательные последствия можно через ряд действий:

  • внесение изменений в структуру и содержание программированных заданий;
  • корректировка формулировки заданий;
  • проведение дополнительной коррекционной работы с детьми для объяснения целей и значимости использования программированных заданий при организации самостоятельной работы учащихся;
  • провести работу по оповещению родителей, коллег в области применения программированных заданий;
  • представить опыт на научно-методическом совете учителей  информатик с просьбой о рецензировании представленного продукта

Итоги опытно-поисковой  работы будут представлены во время участия в научно-практических конференциях, круглых столах, дебатах и диспутах по теме курсового проекта: «Практико-ориентированные задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках «Информатики и ИКТ» в 5 классе».

 

Список  литературы

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Табл. №1 Сопоставительная характеристика видов самостоятельных работ  школьника

Основные

критерии

Виды учебной работы

Домашняя работа как подготовка к  уроку

Внешкольная внеклассная работа как  дополнение классной

Самостоятельная работа по учебному предмету, осуществляемая параллельно со школьной

Классная (аудиторная) работа

По источнику управления:

– контроль учителя;

– самоконтроль ученика.

+

+

+

+

+

По характеру осуществления деятельности:

– заданный извне режим;

– собственный режим работы.

+

+

+

+

+

По характеру побудителя:

– от учителя, школы;

– собственная познавательная потребность или потребность достижения.

+

+

+

+

+

По присутствию источника управления – учителя:

– в его присутствии;

– без него.

+

+

+

+

+

По фиксированию места учебной  деятельности:

- фиксированное;

- не фиксируется

+

+

+

+


 

 

 

 

 

 

Приложение  №2

Табл. №2 Учебно-тематическое планирование уроков информатики в 5 классе по Л.Л. Босовой

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

5 класс

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Информация вокруг нас 

14

7

7

3

Информационные технологии

10

4

6

 

Резерв

3

1

2

 

Итого:

35

16

19


 

 

Приложение 3

Схема №1 Классификация заданий по Е.О. Ивановой. И.М. Осмоловской

 

 

 

 

Приложение 4

Карта экспертной оценки по выявлению сформированности самостоятельной работы (А.С. Ячина, Е.В. Заика)

Дата__________ Класс________ ФИО эксперта________________________

Критерии: 0 – не проявляется; 1 – единичные случаи проявления; 2 – проявляется фрагментарно, в недостаточной степени; 3 – проявляется оптимально.

№ респондента 

Критерии

             

Быстрота выполнения действий (количество затраченного времени на выполнение заданий)

             

Умение выполнять задание по образцу

             

Самостоятельное выполнение заданий  без помощи учителя

             

Умение вступать в диалог при представлении  конкретного результата своей самостоятельной работы

             

Умение работать в индивидуальном и групповом режиме

             

Уверенность в себе, естественность включенности в работу, предложенную педагогом

             

СРЕДНИЙ БАЛЛ:

             

Информация о работе Программированные задания по разделу «Информация» как средство организации самостоятельной работы учащихся 5 класса на уроках информати